Трактор Т-16. Обзор, характеристики, особенности применения

Функциональный, надежный и недорогой колесный трактор Т-16

Трактора марки Т-16 являются тракторными шасси с задним расположением двигателя и открытыми возможностями для использования практически любой передней навески – начиная с всевозможных разновидностей погрузочного оборудования и грузовой платформы и заканчивая дорожными щетками и даже мотопилой.

Трактор Т-16

Т-16 как базовый начал выпускаться Харьковским заводом самоходных тракторных конструкций еще с 1961-го по 1967-й годы, а затем обрел новую жизнь с вводом небольших усовершенствований и продолжил выпуск до 1996-го года. Изначально он стал глубокой модернизацией устаревшего одноцилиндрового харьковца ДСШ-14, получив более мощный двухцилиндровый силовой агрегат, действующую от гидросистемы навеску и шины низкого давления.

Назначение

Самоходное шасси на колесном ходу Т-16 создавалось для сельскохозяйственных работ, требующих не высокой силы, а большой аккуратности и маневренности – в огородах, небольших полевых угодьях, на фермах. Но сразу же после ввода его в действие на работе реальных хозяйств область его применения сразу же расширилась до универсальности. Т-16 стал применяться как маленький легкий вездеход, обладающий высокой мощностью, в следующих работах:

  • Разноплановой обработке почв – пахоте, бороновании, культивации и т.п.
  • Транспортировке грузов как в стационарной передней платформе, так и в прицепе.
  • Для выполнения специализированных работ – экскаваторных, погрузочных, сенокоса, стогометателя и других, возможных при установке соответствующего оборудования.
  • В качестве мобильного привода для различного оборудования, требующего наличия источника энергии – сварочного аппарата, лебедок, пилы и т.п.

Преимущества и недостатки

Главными преимуществами тракторного шасси типа Т-16, благодаря которым его популярность не снижается до сих пор, являются его низкая стоимость в сочетании с очень длительным сроком службы – трактора выпуска 60-х – 80-х и сейчас успешно обрабатывают поля и бегают по дорогам с перевозками различных грузов.

Фото трактора Т-16

Трактор и его модификации ценятся за следующие возможности:

  • Очень простое устройство, позволяющее работать на них без длительной подготовки, а также легко осуществлять текущее обслуживание и ремонт силами самого оператора.
  • Высокая маневренность – за счет компактных размеров и отличного обзора расположенного впереди трактора оборудования он способен разворачиваться на минимальной площадке.
  • Повышенная проходимость позволяет работать вне зависимости от качества дорог и погодных условий.
  • Бережная обработка почвы легковесным колесником, не утаптывающим верхних слоев грунта до непригодности.
  • Свободная работа в зимний период за счет воздушноохлаждаемого двигателя, не требующего применения замерзающих жидкостей.
  • Универсальность использования в любых видах работ, достигаемая благодаря широкому ассортименту навесного оборудования для техники такого типа.

Однако в использовании трактора по назначению – для нужд малых хозяйств – он дает отличные результаты при малой себестоимости их выполнения.

Устройство

Главная особенность конструкции шасси Т-16 – расположение двигателя позади кабины, а в передней части рамы – креплений для навешивания рабочего оборудования, которым в стандартной комплектации является транспортная платформа самосвального типа.

Двигатель

Трактор оснащен 16-сильным двигателем марки Д-16 – дизельным, двухцилиндровым, четырехтактным, воздушного охлаждения со следующими техническими особенностями:

  1. Наличием в головке цилиндров предкамеры для смесеобразования, объем которой составляет от общей камеры сгорания около 35 %.
  2. Полным набором необходимых для повышенной эффективности работы составляющих:
    • кривошипно-шатунным механизмом;
    • устройством газораспределения;
    • системами смазки и питания.
  3. Использованием в качестве остова картера с креплением к нему алюминиевой крышки распределительных шестерен с сапуном и маслозаливной горловиной.
  4. Несколькими валами для отбора мощностей, стандартно основным и синхронным.

Пуск двигателя осуществляется с помощью действия стартерной пусковой системы либо посредством буксировки – так называемого «пускача» у этой модели нет.

Схема топливного насоса трактора Т-16

Трансмиссия

Т-16 имеет две пары разновеликих колес – маленькие передние и большого размера задние, устройство крепления которых позволяет изменять для обеих пар ширину колеи с функцией смещения центра тяжести на задней оси.

Силовая передача к ходовым деталям осуществляется механической трансмиссионной системой, расположенной аналогично двигателю сзади и включающей следующие элементы:

  • Постоянно замкнутое сцепление, однодисковое фрикционного типа.
  • 7-ступенчатую механическую коробку передач, состоящую из прямозубых шестерен.
  • Ленточные сухие тормоза, приводимые в действие механическим приводом.

Гидравлика

Гидравлическая система тракторного шасси оборудована двумя силовыми цилиндрами выносного типа. Они управляются специальным гидрораспределителем, позволяющим:

  • Эффективно переключать потоки рабочей жидкости.
  • Предохранять всю систему от возможных перегрузок.

Для него характерны 4 положения составляющих золотников – «нейтральное», «плавающее», «опуск» и «подъем», отличающиеся положением поршня и способом поступления в гидравлику масла.

Электрооборудование

Стандартный набор электрооборудования включает устройства, работающие под напряжением 12 В:

  • Пусковой стартер;
  • Временное реле;
  • Аккумуляторный блок;
  • Собственный генератор.

Именно благодаря наличию собственного генератора тока для этой модели трактора возможно подключение таких отдельных агрегатов, как циркулярные пилы, сварочные аппараты и т.п.

Рулевое управление

Удобство действия рулевой заключается в управлении посредством гидравлики, что значительно облегчает работу оператора, не требуя больших усилий для поворота руля.

Рулевая колонка Т-16 составлена из следующих элементов:

  • Карданного вала, опирающегося на радиальный подшипник.
  • Стопорного кольца.
  • Шарнирного соединения с рулевым колесом.

Гидрообъемное управление рулем не предполагает наличия механической связи между управляемыми колесами и рулевым колесом, включая шестеренный насос, насос-дозатор и гидроцилиндр, имеющий двустороннее действие.

Схема КПП трактора Т-16

124 — гайка; 125 — стопорная шайба; 126 — упорная шайба; 191 — шестерня коническая; 192 — шарикоподшипник; 193 — ведущая шестерня пятой и шестой передач; 194 — шестерня второй и третьей передач; 195 — первичный вал; 196 — ведущая шестерня четвертой передачи; 197 — ведущая шестерня первой передачи; 198 — шпонка призматическая; 199 и 200 — регулировочная прокладка; 201 — уплотнительное кольцо; 202 — гнездо подшипника первичного вала; 204 — прокладка крышки; 205 крышка подшипника первичного вала; 206 — пружинная шайба; 207 — болт; 208 — втулка.

Кабина

Самые первые модели типа Т-16 выпускались без кабины, имея только открытое кресло оператора. Более современные модификации оборудованы комфортабельными кабинами, которые не только увеличивают удобство работы в различную погоду, но также делают ее намного более безопасной.

Для нее характерны отличный обзор и удобное размещение всех управляющих приборов и систем.

Навесное оборудование

Навесное оборудование является незаменимой составляющей производственных процессов и специализации тракторного шасси. Для его установки на трубчатой раме Т-16 предусмотрены специальные отверстия и платформы. Благодаря возможности использования практически всех существующих видов навески позволяет расширить функционал машины до максимума.

На трактор Т-16 устанавливаются следующие виды навесного оборудования:

  • Различные виды плугов, сеялок и культиваторов.
  • Картофелеобработчики – сажалки и копалки.
  • Оборудование экскаваторного назначения.
  • Механизмы, используемые для заготовки кормов (сенокосилки и др.).
  • Транспортные прицепы и платформы.

Технические характеристики


Технические характеристики трактора Т-16 в таблице:

ХарактеристикиЕд. измеренияПоказатели
Общий вескг1685
Габаритные показатели:
— ширина по колеемм1550-2000
— длинамм3820
— высотамм2600
Тяговой класс0,6
Двигатель, номинальная мощностьл.с.16
Вращение коленвалаоб/мин1750
Ход поршнямм120
Расход топливаг/кВт*ч272
Скорость транспортировочная, макс./мин.км/час17,6/1,5

Видео обзор трактора Т-16:

Модификации

Чисто базовая модель Т-16 выпускалась лишь до 1967-го года, последующие трактора уже являлись его модификациями, получившими некоторые изменения устройства и внешней конструкции.

Наиболее популярными моделями среди них являются:

  • Т-16М – это более ранняя модель на базе Т-16. Она получила значительно более мощный двигатель силой 25 «лошадей», который позволил развивать транспортную скорость до 23,2 км/ч, а также ходоуменьшитель и каркасную кабину с тентом и дверью.
  • Т-16МГ начал выпуск с 1986-го года. Он также имел мощностные возможности в 25 л.с., передвигался со скоростью 40,17 км/ч, имел полностью закрытую металлическую кабину и получил самосвальную систему для грузовой платформы (базовая модель имела стационарную платформу).

Технические характеристики модификаций:

МодельТ-16МТ-16МГ
Общий вес, кг18101730
Габаритные показатели, мм:
— ширина по колее15501550
— длина18003700
— высота26002500
Тяговой класс0,60,6
Двигатель, номинальная мощность, л.с.2525
Число передач коробки передач (КПП)7/17/1
Скорость транспортировочная, макс./мин., км/час1,6/23,21,55/40,17

На видео трактора Т-16МГ:

Т-16 ХТЗСШ 1961-1967 годов выпуска: технические характеристики, обзор, описание

Источник фото: dic.academic.ru Фото Т-16

Технические характеристики Т-16, масса

Скорость движения вперед

Количество передач (вперед/назад)

Особенностью трактора Т-16 является необычное расположение кабины и силового агрегата: двигатель находится сзади кабины, а она в свою очередь установлена перед кузовом. Такой вариант размещения позволяет хорошо видеть с водительского места рабочие органы и обрабатываемою зону.

Малые габариты, а также широкий ассортимент доступного навесного оборудования сделали трактор Т-16 популярным среди промышленных и сельскохозяйственных предприятий.

Двигатель

Частота вращения коленвала

Тип охлаждения 2-цилиндрового двигателя с непосредственным впрыском, которым оборудовались тракторы Т-16, – воздушное. Конструкция силового агрегата не позволяла установить предпусковой подогреватель. В связи с этим возникали проблемы с запуском двигателя при низкой температуре воздуха.

Расход топлива в 274 г/кВт*ч считается довольно низким: этого удалось достичь благодаря тому, что в силовом агрегате трактора Т-16 было использовано предкамерное смесеобразование.

Источник фото: agromania.com.ua Существует две модификации трактора Т-16

Из особенностей конструкции дизельного двигателя Д-16 можно отметить, во-первых, его расположение (сзади), во-вторых, в качестве остова использован картер корпуса.

Модификации Т-16

С 1967 года на заводе в Харькове начали выпускать модель Т-16М, масса которой – 1,8 тонны. Ее основным отличием стало наличие замедлителя хода, с помощью которого минимальное значение рабочей скорости трактора составило 1,6 км/ч. Также модель оснащалась более мощным двигателем Д-21А (22 л.с./18,4 кВт). Производилась модель до 1995 года.

На смену ей пришел более легкий трактор Т-16МГ (1,7 тонны) с доработанным силовым агрегатом. Установка модернизированного двигателя позволила увеличить транспортную скорость модели до 40 км/ч.

Трактор Т-16

Трактор Т-16М

Трактор Т-16МГ

Номинальная частота вращения коленчатого вала

Габариты

Характеристики

Трактор Т-16

Трактор Т-16М

Трактор Т-16МГ

Техническое обслуживание

Продольная база трактора Т-16 составляет 2 500 мм. В сочетании с малым радиусом поворота это обеспечило высокую маневренность трактора при эксплуатации в ограниченном пространстве или в закрытом помещении.

Главным недостатком модели трактора Т-16 можно назвать конструкцию двигателя, которая не предусматривает установку предпускового подогревателя. Это чревато тем, что при температуре воздуха ниже минус 10 0 С машина с большой долей вероятности не заведется.

Вторым недостатком можно назвать уменьшение числа производимых запчастей для этой модели. А это всегда чревато проблемами при ремонте машины.

Источник фото: commons.wikimedia.org Фото Т-16

Несмотря на наличие минусов владения данной моделью, плюсов гораздо больше. Это и низкая стоимость трактора, и рабочая универсальность, и хорошая ремонтопригодность. Большой выбор навесного оборудования для машины позволяет использовать его в абсолютно разных сферах деятельности.

Немаловажным является тот факт, что имеется возможность самостоятельного обслуживания Т-16. Несмотря на кажущуюся простоту конструкции, все узлы и агрегаты трактора обладают увеличенным рабочим ресурсом.

Аналоги

Исходя из основных технических характеристик, к числу аналогов можно отнести следующие модели: ХТЗ Т-16, МТЗ 320, МТЗ 320.4М, МТЗ 320.4, ВТЗ Т-25А, МТЗ 421, ХТЗ Т-25, МТЗ 410, МТЗ 311M, МТЗ 321M.

Видео

Трактор Т-16

Самоходная универсальная спецтехника трактор Т-16 разработана харьковскими инженерами для применения в сельскохозяйственной и промышленной отрасли. Также его именуют как Шассик благодаря повышенной проходимости с большим грузом на погрузочной платформе. На раме спецмашины имеются специальные крепления под монтаж устройств для выполнения работ по междурядной обработке почвы – опрыскивания, культивирования. Помимо этого, в комбинации с самоходным шасси Т 16 применяется косилка с ВОМ, стогометы и другие приспособления.

Основные параметры техники

При выборе техники для применения в аграрной сфере в первую очередь нужно оценивать ее технические характеристики. Только по данным параметрам можно определить, насколько трактор Т16 подходит для выполнения тех или иных задач.

Краткие технические особенности спецтехники версии Т-16 в цифрах:

Параметры

Показатели

Маркировка силового агрегата

Диапазон скоростей, км/ч

Диапазон настройки колеи, см

Номинальная грузоподъемность, кг

Независимый ВОМ, об./мин.

Силовой агрегат

В тракторе Т 16 есть мотор марки Д-16, он оснащен двумя цилиндрами и воздушной охладительной системой. Главной четой силового агрегата считается применение предкамерного метода смесеобразования, а также следующие параметры:

  • мощность спецтехники – 16 л. с.;
  • максимальный уровень оборотов – 1750 вращений в мин.;
  • параметры размера цилиндра – 9,5 см;
  • потребление горючего – 272 к/кВт/ч.;
  • охладительная система – воздушная;
  • тяговая классификация – 0,6 т.

В чугунном цилиндре данной версии имеется 17 ребер для системы охлаждения. Картер оборудован центровочным поясом для более точного монтажа цилиндров. Головка от цилиндра производится из серого чугуна и крепится посредством 4-х шпилек. Поршневые приборы изготавливаются из алюминия высокого качества, они отличаются дном с углублением, что камеру сгорания делает более объёмной.

Запуск силового агрегата происходит за счет работы стартера, который приходит в действие после сигнала из кабины. Чтобы пуск был облегченным, двигатель оборудуют компрессором.

Коробка переключения передач

В МКПП трактора т 16 имеется 8 передач, 7 из них – ход вперед и 1 – назад. Поперечно установленные валы по отношению к главной оси дают возможность применять шестерни цилиндрической формы при подаче оборотов дифференциалу.

В системе есть блокировочный прибор, исключающий возможность включения ступеней скорости при не до конца выжатом сцеплении.

Ходовка и управление техникой

Ходовая данной версии состоит из двух мостов заднего и переднего типа, 4-х колес, рамы. Каркас выступает в качестве элемента для фиксации разнообразных устройств. Это сварная конструкция жесткого типа, в которую входят два продольных патрубка и поперечных. В качестве опоры для главной оси выступают 2 втулки.

Задние ходовые колеса выполнены из профилированного ободка, дискового элемента и шин с низким уровнем давления. Передние колеса имеют маленький размер и являются не ведущими, что можно определить даже по фото.

Параметры рулевого управления

Существует две версии комплектации техники 16-Т, в первой имеется механическое рулевое управление, во второй – гидроусилитель. Механизированное управление предусматривает подачу усилий от руля на переднюю часть ходовки посредством карданных валов, отделов и шестерен.

Гидропривод рулевого управления трактора

В случае с гидроусилителем действие от руля переходят к дозаторной хвостовке, перенаправляющей давлением смесь от НШ в отделение гидравлического цилиндра. Гидроцилиндр уже посредством поворотного элемента действует на колесный механизм передней части моста.

Кабина

Первые модификации Шассика выпускались без кабины. Немного позже инженер задумались о безопасности водителя для чего оснастили спецтехнику прочным каркасом. После этого оборудовали съёмными деталями – крышей, остекленными частями, дверьми. Такая конструкция в комбинации с кузовом выступала в качестве защиты водителя от механических воздействий или климатических условий.

Внутри разборной кабины есть одноместное кресло, которое имеет возможность регуляции по параметрам массы и роста водителя.

Гидравлика и навесные приборы

Спецтехника данной версии обладает раздельно-агрегатным устройством, которое используется в процессе управления и контролирования разнообразными подвесными приборами. В системе присутствует гидравлический насосный прибор, распределитель, расширительный бачек для масла, приводы и 2 гидравлических цилиндра.

Монтируется система в рамной конструкции перед самой кабиной водителя. Благодаря данному механизму на спецтехнику устанавливаются разнообразные подвесные устройства в виде стогометов, косилок, катков. Помимо этой категории приспособлений, на модификацию подходят устройства коммунального предназначения – погрузчики, самосвалы, сварочные приборы, пилорамы и даже помпы для перевозки жидкости.

ВИДЕО: Установка щепореза

Модельный ряд и серии тракторов Т-16

Модификация Т-16 производилась Харьковским заводом в период 1961-1967 года. Все остальные новые модели выпускались на его основе.

Это первая модель, которую выпустили сразу после завершения производства Шассика. Она оснащена более мощным силовым агрегатом с показателем 25 л.с. Номинальный скоростной режим увеличился до 23 км/ч., а лошадиные силы до 25. В данном тракторе присутствует минимальный скоростной режим в 1,6 км/ч, что повлияло на расширение возможностей спецтехники в сельском хозяйстве.

Т 16М с навесным оборудованием

Вес модификации увеличился до 1,81 т, поскольку в нем есть каркасная кабина для водителя, обтянутая тентом и обустроенная дверьми.

Т-16МГ

Выпуск модели в продажу начался с 1986 года. В серии имеется силовой агрегат с такой же мощностью 25 л. с., но остальные узлы подверглись глобальному изменению.

Номинальная скорость достигает 40 км/ч. В модификации Т 16МГ присутствует полноценная крытая кабина из цельнометаллического каркаса. Это повысило не только уровень безопасности водителя, но и комфортабельность. С такой спецтехникой можно не переживать за неблагоприятные погодные условия. В данной модели имеется 3 ВОМ, из них 2 синхронных и 1 – независимый. Производство данной версии было остановлено в 1995 году.

Преимущества и недостатки трактора Т-16

Главной причиной большой востребованности модификации Т-16 является низкая цена при хороших показателях выполнения работ.

К преимуществам спецтехники относят:

  • простоту в устройстве, благодаря чему управлять модификацией сможет даже неопытный водитель;
  • сравнительно небольшие габариты позволяют оставлять спецтехнику на маленьких стоянках, а также маневрировать на ней в таких местах, где полноразмерному трактору будет сложно даже развернуться;
  • повышенная манёвренность дает возможность доставлять груз в туда, где грузовой автомобиль точно не проберется;
  • на модель имеется широкий сортамент навесных устройств.

Исходя из отзывов пользователей, можно выделить один минус техники, который заключается в воздушной охладительной системе. Из-за этого в холодное время года запустить мотор без предварительного подогрева считается невыполнимой задачей, а прибора холодного пуска в данной модели нет.

ВИДЕО: Обзор Т16МГ

Т-16 трактор: технические характеристики

Трактор Т-16 представляет собой самоходное шасси, за что в народе его прозвали “Шассиком”. Он был выпущен как глубокая модернизация самоходного шасси модели ДСШ-14 и получил широкое признание на территории СССР. В статье будут рассмотрены технические и эксплуатационные характеристики трактора.

Резюме

Модель Т-16 была детищем Харьковского тракторного завода (ХТЗ). Ее выпуск был налажен в 1961 году. Через 6 лет на свет появилась вторая модификация машины, а через 25 – третья. От трактора ДСШ-14 Т-16 отличается новым мотором, выносными цилиндрами, шинами низкого давления и навесной гидросистемой.

За период серийного производства ХТЗ изготовил порядка 600 тысяч экземпляров Т-16. Трактор по сей день используется в сельском хозяйстве как универсальная машина для приусадебных и заготовительных работ. Она отличается высокой проходимостью, что крайне важно при работе на почве с повышенной влажностью.

Изначально предполагалось, что Т-16 будет работать в тандеме с пропашными культиваторами, уборочными агрегатами и опрыскивателями в овощеводстве. Но позже трактор зарекомендовал себя также в качестве развозного грузовичка с прекрасной проходимостью. Кроме того, «Шассик» использовали как привод для строительных механизмов (генераторов, лебедок, циркуляционных пил) и транспортировки строительных материалов. Трактор оснащался большим количеством навесного сменного оборудования: небольшой погрузчик, сенокосилка, опрыскиватель, стогомет, компрессорная станция и прочее.

На смену Т-16 в 1967 году пришла его модернизированная версия Т-16М. Она выпускалась вплоть до 1995 года. Кроме того, в 1986 году был налажен выпуск еще одной версии Т-16. Трактор получил название Т-16МГ. Подробнее о модификациях машины будет сказано ниже. В конечном итоге «Шассик» стал незаменимым помощником в сельскохозяйственных, коммунальных и дорожно-строительных работах.

Технические характеристики

Трактор Т-16, фото которого иллюстрирует принадлежность к малому тяговому классу, имеет относительно небольшие габариты: 3820 х 2000 х 2600 мм. При этом его масса составляет 1685 кг, а дорожный просвет – 560 мм. Т-16 получил двухцилиндровый дизельный двигатель мощностью 16 лошадиных сил (отсюда и название) с воздушной системой охлаждения. Необычным является тот факт, что мотор у трактора расположился в задней части. Удельный расход топлива машины составляет 272 г/кВт в час. В силовой установке был применен предкамерный способ смесеобразования. Предкамера формируется специальной вставкой, которая впрессовывается в головку и полностью помещается в нее. Таким образом, предкамера занимает около трети объема камеры сгорания.

Сам двигатель трактора Т-16 состоит из ряда систем: питания, пуска, смазки, охлаждения – и механизмов: кривошипно-шатунного и газораспределения. На передней части к нему крепится крышка шестерен, люк которых закрывается крышкой с сапуном и горловиной. На задней части картера к нему присоединен кожух маховика и стартер, а в нижней части – масляные фильтры. Масляный насос располагается в нижней части опоры коленвала. Кроме всего прочего, двигатель оснащался тремя фильтрами: топливным, пластинчато-щелевым и фильтром тонкой очистки.

Управление трактором Т-16 осуществлялось с помощью педалей, которые соединялись через тяги, пальцы и наконечники с рычагами для управления. В паре с мотором работала механическая трансмиссия на 7 передних и 1 заднюю передачу. Главным отличием модели от классических тракторов стало заднее расположение силовой установки и трансмиссии, а также переднее расположение навесного оборудования.

Колеса трактора имели разную величину. При этом была возможность изменения ширины обеих колей и смещения центра тяжести на задней оси. Благодаря такой конструкции шасси, в значительной степени расширяется область применения машины – она становится доступна для прополки междурядий и прочих операций по детальной обработке сельскохозяйственных насаждений. Конструкция обеспечивает отличный обзор органов управления навесных орудий и междурядий с места тракториста. Кроме того, массивные колеса и смещенный к задней части центр тяжести обеспечивают надежное сцепление с грунтом и отличную проходимость трактора.

Каркас

Принципиальная конструкция трактора Т-16 представляет собой жесткий каркас, который облицовывается различными навесными элементами. В более поздних модификациях трактор получил крышу, панели со стеклами и двери. Жесткий каркас нацелен на защиту тракториста от травм, в случае если машина опрокинется. Ну а крыша со стеклами и дверями укрывает его от непогоды и выхлопных газов. Летом, как правило, быстросъемные элементы каркаса демонтировались.

Сам каркас представлял собой конструкцию из труб прямоугольного сечения со сварочными и болтовыми соединениями. На шасси он крепился посредством резиновых амортизаторов в шести местах. Крыша каркаса могла быть зафиксирована в приподнятом состоянии. Внутри каркас оборудовался солнцезащитным щитком и крючком для одежды, а снаружи – зеркалами заднего вида и стеклоочистителями. Кроме того, на левом крыле каркаса был установлен ящик для инструментов.

Т-16 имел подрессоренное одноместное сиденье, которое можно было регулировать в зависимости от роста и веса тракториста. Настройка осуществлялась посредством перестановки чаши. Твердая спинка и подлокотники дополняли сиденье. Его необходимо было регулярно чистить, а иногда даже подкрашивать и подтягивать болты крепления.

Навесное оборудование

Многообразие навесного оборудования, которым можно было оснащать трактор, заслуживает особого внимания. Именно благодаря навесному оборудованию, простое шасси становится многофункциональной машиной. Спереди и сзади на раме Т-16 расположились места для крепления таких агрегатов, как мотопила, сенокосилка, дорожная щетка, погрузчик, плуг, сеялка, культиватор, обработчики картофеля и прочее.

Таким образом, с помощью Т-16 можно было выполнять широчайший спектр операций: убирать снег и мусор, копать землю и перевозить ее, работать на строительных площадках, разрабатывать сельскохозяйственные угодья и многое другое. Навесное оборудование приобретается отдельно от машины, в зависимости от коммунальных, строительных, сельскохозяйственных или транспортировочных нужд.

В своем базовом виде машина производилась до 1967 года. Трактора последующих лет выпуска представляли собой самоходные машины, получившие более современное оборудование и силовые установки.

С 1998 года был налажен выпуск модернизированной версии Т-16. Трактор стал называться Т-16М. Машина получила новую силовую установку мощностью 25 лошадиных сил. В связи с этим некоторые любители тяжелой техники стали неправильно называть трактор Т-16 – Т-25. Однако Т-25 – это совершенно другая модель, которая не имеет никакого отношения к модернизированному варианту Т-16.

Новый мотор позволил увеличить максимальную скорость переднего хода трактора до 23 км/ч. Минимальная скорость при этом была уменьшена благодаря использованию ходоуменьшателя до 1,6 км/ч. Таким образом, область применения машины расширилась еще больше. Вес модернизированного трактора увеличился до 1810 килограммов.

Т-16МГ

В 1986 году модельная линейка Т-16 пополнилась очередной модернизацией. Новая машина оснащалась 25-сильной силовой установкой, знакомой по версии Т-16М. Однако теперь дизельный мотор мог развивать скорость до 40 километров в час. Платформа трактора стала оснащаться самосвальной системой. Появилась возможность оборудования машины полноценной металлической кабиной. Благодаря самосвальному оборудованию, трактор стали шире применять в транспортировочных операциях. А три вала отбора мощностей, два из которых синхронные, а один независимый, повысили производительность использования навесного оборудования.

Стоимость трактора

Естественно, новый трактор Т-16 сейчас купить невозможно. Однако на вторичном рынке можно найти хорошо сохранившуюся или капитально отремонтированную модель. Поскольку производство трактора было весьма продолжительным и количество сошедших с конвейера машин исчисляется сотнями тысяч, ценовой диапазон б/у моделей весьма широк: 1-3 тысячи долларов (60-180 тысяч рублей).

Как выбрать трактор

Покупая Т-16 на вторичном рынке, нужно учитывать ряд важных нюансов. Первым делом нужно убедиться, что все узлы и механизмы работают исправно, узнать о точной дате проведения капитального ремонта и проверить трактор на предмет видимых недостатков. Было бы неплохо также узнать, для какого вида работ и с какой интенсивностью использовалась техника. Запчасти на трактор Т-16 до сих пор представлены в широком ассортименте. Поэтому продлить жизнь машине совершенно несложно. Количество деталей, которые должны быть оригинальными, совершенно невелико.

Аналоги

Т-16 – трактор, который заслужил репутацию универсального помощника. Его имя было настолько популярным, что им называли другие самоходные шасси, в частности СШ-2540 и ВТЗ-30СШ. Эти модели принято считать основной альтернативой Т-16. Обе модели выпускались на Владимирском тракторном заводе, а самоходное шасси СШ-2540 – еще и на Харьковском тракторном заводе. Следующим по мощности был трактор Т-40.

Т-16 стал верным соратником советских тружеников и по сей день сохраняет свою репутацию.

Трактор ХТЗ Т-16 — универсал с нестандартной компоновкой

Самоходное тракторное шасси марки Т-16 в обиходе больше известное под названием «шассик» — удачное во всех отношениях следствие глубокой модернизации базового трактора ДСШ-16. Главные отличия самоходного шасси от классической тракторной концепции — оригинальная конструкция.

  • Заднее размещение силового агрегата и трансмиссии увеличивает сцепление ведущих колес с грунтом. Установка навесного оборудования в передней части трактора упрощает визуальный контроль качества обработки междурядий и работы других навесных устройств.
  • Трактор, поставленный на поточное производство в 1961 году, отличается от базовой модели Т-14 более совершенным силовым агрегатом, применением широкопрофильных шин низкого давления и наличием универсальной бортовой гидросистемы.
  • При наличии должного ассортимента навесного оборудования Т-16 с одинаковым успехом может использоваться в технологиях междурядного выращивания высокорослых овощных культур в животноводстве и других отраслях сельского хозяйства.

Легкая и маневренная машина повышенной проходимости с лучшей стороны зарекомендовала себя в качестве малогабаритного транспортного средства. А также для приведения в действие наземных агрегатов с механическим приводом, типа измельчителей грубых кормов, электрогенераторов и циркульных пил.


Фото: трактор Т-16

За 6 лет с конвейера сошло более 600 тысяч несложных в обслуживании и экономичных в эксплуатации машин, пользующихся высоким спросом в сельскохозяйственной и промышленной сфере. Тракторы Т-16 до настоящего времени успешно трудятся в частных и фермерских хозяйствах.

Этому способствует широкий ассортимент фирменного навесного оборудования, ремонтопригодность всех систем, унификация запасных частей, доступность самостоятельного ремонта разных уровней сложности.

Из всего перечня навесок наибольший спрос на оборудование для обработки грунта, сенокосилки, погрузчики, опрыскиватели и фирменные кузова с гидравлической фронтальной или боковой разгрузкой.

Модификации Т-16

С 1967 года начато производство более современной машины, получившей известность под маркой Т-16М. Возможности этой версии расширены за счет более мощного двигателя и улучшенной коробки передач с демультипликатором-замедлителем.

Т-16М получил легкую съемную одноместную кабину с усиленным каркасом, более удобную рулевую колонку и доработанный плунжерный переключатель бортовой гидравлики. Доработка двигателя трактора модели Т-16 МГ позволила увеличить транспортную скорость машины до 40 км/ч, подключить к трансмиссии два независимых ВОМ и один синхронный.

В комплект бортовой раздельно-агрегатной гидравлики трактора входит производительный шестеренчатый насос, распределитель плунжерного типа, маслобак, два исполнительных гидроцилиндра и маслопроводы.


Фото: кабина ХТЗ-16

Технические характеристики

Большим преимуществом самоходных шасси всех версий являются их габариты.

  • Базовый трактор Т-16 имеет размеры 3,82 х 2 х 2,6 метра. Машина, вес которой 1,69 тонны, имеет высокий агротехнический просвет в 0,56 метра. Маневренность трактора в закрытых помещениях и небольших площадках обеспечивается небольшим радиусом разворота.
  • Дизельный двигатель машины двухцилиндровый марки Д-16. При мощности в 16 л.с, средний расход дизельного топлива 274 г/кВт в час считается достаточно экономичным. Этот параметр силового агрегата получен за счет предкамерного смесеобразования.

Особенность конструкции двигателя Д-16 — использование корпуса картера в качестве остова. Доступ к шестерням приводов обеспечивается через переднюю крышку с сапуном и заправочной горловиной.

Кожух маховика, электростартер, масляные фильтры расположены с противоположной стороны. В картере двигателя нашлось место для кулачкового распределительного вала и шестеренчатого насоса системы смазки.

Трансмиссия трактора — механическая. Крутящий момент передается на реверсированную четырехступенчатую коробку передач через сцепление постоянно-замкнутого типа, диапазон рабочих и транспортных скоростей варьируется от 3,74 до 16 км/ч. Для версии Т-16 М с ходоуменьшителем эти показатели составляют 1,6-23,3 км/ч.

Характеристики
МодельТ-16Т-16МТ-16МГ
ДвигательД-16Д-21А1Д-21А1
Мощность, кВт (л.с.)13,4 (16)18,4 (22)18,4 (22)
Номинальная частота вращения коленчатого вала, кВт175018001800
Расход топлива, г/кВт*ч274253253
Габариты, мм
(длина х ширина х высота)
3820 х 2000 х 26003700 х 2000 х 25003700 х 2035 х 2500
База, мм250025002500
Дорожный просвет, мм560560560
Размер шин колес, дюймы
(передних, задних)
6.00-16 (8.00-32)6.00-16 (9.50-32)6.50-16 (9.50-32)
Масса, кг168518101795

Преимущества и недостатки

Т-16 до настоящего времени пользуется высоким спросом в частных и фермерских хозяйствах. Его популярность определяется:

  • доступной стоимостью;
  • экономичной эксплуатацией;
  • универсальностью;
  • отличной ремонтопригодностью;
  • продолжительным ресурсом рабочих узлов и всей конструкции машины в целом.

Владельцы положительно оценивают возможность самостоятельного обслуживания и ремонта, взаимозаменяемость запасных частей с предыдущими моделями, достаточный выбор навесных и прицепных агрегатов самого разного назначения с механическим и гидравлическим управлением.

Основной недостаток — проблема запуска силового агрегата при температуре ниже -10°С, поскольку конструкция двигателя не предусматривает установки предпускового подогревателя. Запчасти и расходные материалы производятся с каждым годом в меньшем количестве, что неизбежно приводит к ограничению действующего ассортимента.


Фото: Т-16М на европейской выставке

Цена Т-16 нового и б/у

Последняя версия самоходного шасси Т-16 МГ сошла с конвейера в 1995 году. Купить эту модель с нулевой наработкой практически невозможно. Более реальный вариант — покупка подержанной технически исправной машины с достаточным запасом двигательного и тракторного ресурса.

С учетом общего состояния и комплектности всех узлов и агрегатов ценовой диапазон варьируется в пределах от 40 до 70 тысяч гривен (1500 – 2500$). Машина после капитального ремонта стоит дороже, но от покупки трактора собранного из подручных материалов лучше отказаться сразу.

Посторонние шумы в двигателе и трансмиссии, изношенная резина, следы сварочных работ и небрежного ремонта являются полноценным основанием для получения существенной скидки до 25-30% включительно.

Видео: обзор возможностей Т-16

Аналоги

Стабильно высокий спрос на самоходные шасси инициировал разработку идентичных машин на ХТЗ и Владимирском тракторном заводе. В первом случае это модель СШ-2540, имеющая небольшие конструкционные и эксплуатационные отличия, во втором – универсальное шасси ВТЗ-30СШ, также известное на тракторном рынке под маркой Агромаш-30СШ.

Не преуменьшая достоинств этих машин, следует отметить, что их ценовой диапазон по отношению к стоимости тракторов Т-16 существенно выше.

Отзывы владельцев

Качество Т-16 в полной мере соответствует ее стоимости, требовать особых характеристик за небольшие деньги не приходится. Машина сыровата, но большая часть конструкционно-производственных недоработок устраняется своими силами. В частности, разборную конструкцию кабины несложно сделать более герметичной. Т-16 отлично агрегатируется с косилкой, имеет место превосходный обзор при обработке междурядий.
Аркадий Петрович

Живу в деревне. Грунты у нас тяжелые, поэтому приспособить Т-16 для вспашки не получилось. Эксплуатирую машину в транспортном варианте уже четвертый год. Серьезных поломок за это время не было, но из-за проблемных дорог ходовая часть требует постоянного контроля.
Сергей

Продал старый Т-40 и купил капитально отремонтированный Т-16, о чем пожалел уже с первых недель эксплуатации. Доступная стоимость не компенсирует отсутствия кабины и дискомфортной вибрации. При транспортировке объемных грузов напрягает плохой обзор достаточно большого участка дорожного полотна.
Василий Васильевич

Трактор Т-16: технические характеристики

Трактор Т-16 или «Шассик» — так его называют в народе, детище Харьковского тракторного завода. Является глубокой модернизацией самоходного шасси ДСШ-14. Задумывался конструкторами, как самоходная, универсальная платформа, для различного сельскохозяйственного и промышленного оборудования.

На шасси предусматривалась установка оборудования для междурядной обработки: опрыскиватель, культиватор. Для заготовки кормов, широко применяют косилку с использованием бокового ВОМ, стогомёты. Погрузчики разных видов, кузов – самосвал, большой перечень промышленного оборудования.

Несмотря на свою универсальность, наибольшую популярность у населения он приобрел, как компактный, маневренный и проходимый грузовик. На таком хоть в лес за дровами, хоть песка для или гравия для приусадебной стройки привезти, самое то. За комплектацию с передним расположением кузова, Т-16 получил второе свое народное прозвище — «Попрошайка»!

История создания трактора Т-16

В середине 50-х годов на Харьковском заводе тракторных самоходных шасси начинается производство и сборка ДСШ-14. Этот трактор станет началом целой линейки самоходных шасси, которые обретут большую популярность у населения на всей территории бывшего Советского Союза.

— (это оформление блока в CSS)

ДСШ-14 имел оригинальную для того времени конструкцию. Двигатель было решено перенести назад, за кабину, а спереди на трубчатой раме, устанавливать нужное оборудование.

Шасси ДСШ-14 с сеялкой

Первая машина была выпущена в 1956. Дизельный мотор мощностью в 14 л.с. позволяла двигаться со скоростью до 13,7 км/ч, коробка передач имела шесть скоростей, а масса достигала 1,67 т. В такой комплектации трактор выпускался 2 года, после чего завод перешёл на сборку модернизированного ДВСШ-16. Модернизированная машина имела уменьшенный на 200 кг. вес и возросшую до 17 км.ч. скорость.

Дальнейшие работы по усовершенствованию самоходных шасси привели к рождению новой модели Т-16 в 1961 году. Здесь был применён уже более мощный 16 л.с. двухцилиндровый дизель. При массе трактора Т-16 в 1,43 тонны грузоподъёмность составила 750 кг, а скорость выросла до 19,5 км/ч.

На платформе этого трактора в разное время выпускались машины самого разного назначения: экскаваторы, вышки, краны, виброуплотнители. Устанавливалось оборудование для дорожной разметки, уборки улиц и конечно же, масса сельскохозяйственных агрегатов.

Непосредственно Т-16 выпускали в течение шести лет, всего их было собранно 600 тысяч. Модификации этого выдающегося трактора выпускались вплоть до 1995 года.

Технические характеристики трактора Т-16

  • Марка двигателя – Д16
  • Мощность – 16 л.с.
  • Скорость – от 3,72 до 19,5 км/ч
  • Габариты длина/ширина/высота – 3280/2500/2600 мм.
  • Колея регулируемая – от 1550 до 2000 мм.
  • Масса – 1685 кг.
  • Грузоподъёмность платформы – 750 кг.
  • Агротехнический просвет – 560 мм.
  • ВОМ – независимый 533 об/мин.

Двигатель трактора Т-16

Д16 – это четырёхтактный, двухцилиндровый дизель мощностью 16 л.с. с воздушным охлаждением. Его особенностью является использование предкамерного способа смесеобразования. Образуется предкамера полостью, которая запрессована в головку цилиндра в специальной вставке.

  • Мощность двигателя – 16 л.с.
  • Номинальные обороты – 1750 об/мин.
  • Диаметр цилиндра/ход поршня – 95/120 мм.
  • Расход топлива – 272 г/КВтч
  • Охлаждение – воздушное.
  • Тяговый класс – 0,6 т.

Цилиндр отливается из чугуна, с рёбрами охлаждения, всего их 17. Чугун используют высокопрочных легированных марок. Для точной установки цилиндров, на картере имеется центровочный пояс.

Материалом для изготовления головки цилиндра является серый чугун. Крепление её к цилиндру осуществляется с помощью четырех шпилек. Роль прокладки между головкой цилиндра и цилиндром выполняет медное кольцо.

Поршня отливаются из высококачественного алюминиевого сплава. Для увеличения объёма камеры сгораниям и улучшения смесеобразования в днище поршня сделано углубление.

Система смазки комбинированная, к мотылевым и коренным подшипникам коленвала масло по специальным каналам поступает под давлением, остальные детали смазываются методом разбрызгивания.

Пуск двигателя осуществляется с помощью стартера, непосредственно из кабины. Для облегчения пуска, установлен декомпрессор.

Коробка передач

Т-16 получил восьмиступенчатую (7 вперёд и 1 назад), механическую коробку передач. Валы в коробке, относительно продольной оси, имеют поперечное расположение. Такая конструкция позволила сделать её более компактной, а так же использовать цилиндрические шестерни при передаче вращения дифференциалу.

От силовой установки с помощью конической шестерни главного вала сцепления, крутящий момент передаётся на КПП. Специальный механизм блокировки, полностью исключает переключение скоростей, при не полностью выключенном сцеплении.

Т-16 имеет полунезависимый вал отбора мощности, расположен он в левой части корпуса главной передачи. Вращается вал со скоростью 533 об/мин, при номинальных оборотах работы двигателя. Приводится в движение ВОМ от вала, приводящего в движение муфту сцепления.

Ходовая и управление трактором Т-16

В состав ходовой входят рама, передний и задний мост, колеса. Рама Т-16 служит для установки различного оборудования. Это жёсткая сварная конструкция, состоящая из двух продольных труб, левой и правой, а так же поперечных переднего и заднего брусьев, соединяющих трубы.

В отверстие в переднем брусе запрессованы две втулки, которые служат опорой для оси качения моста. Сам передний мост состоит из балансира и двух поворотных кулаков вставленных в него. Задний мост ведущий.

Колеса ведущего заднего моста состоят из профилированного обода, диска и шины низкого давления. По внутреннему диаметру обода равномерно распределены и приварены стойки, к которым при помощи шести болтов крепится диск. К ступице колесо крепится на специальные болты, которые подходят как для передних, так и задних колёс.

Рулевое управление

Рулевое управление на Т-16 может быть, как механическое так и с гидроусилителем. Рулевая колонка трактора крепится фланцем, на заднем брусе рамы. При механическом управлении усилия от рулевого колеса передаются на передние колеса с помощью системы карданных валов, шестерен и секторов.

При рулевом управлении с гидроусилителем, усилие от рулевого колеса передаётся на хвостовок дозатора, который в свою очередь направляет поток жидкости под давлением от шестерёнчатого насоса НШ, в ту или иную полость гидроцилиндра. Гидроцилиндр в свою очередь через поворотный рычаг, воздействует на колеса переднего моста.

Кабина трактора Т-16

На первых моделях кабина на Т-16 отсутствовала. Позже на «шассик» начали устанавливать прочный каркас, для защиты тракториста от опрокидывания. Ещё позже к каркасу добавили различные съёмные элементы кабины: крышу, панели со стёклами, двери. Такая кабина уже служила защитой не только защитой от механических воздействий, но и от непогоды и выхлопных газов.

Водитель в кабине Т-16 располагался на подрессоренном, одноместном сиденье, которое регулировалось по весу и росту тракториста.

Система гидравлики и навесное оборудование трактора Т-16

Машина оснащена раздельно – агрегатной гидравлической системой, предназначенной для управления и контроля различным гидрофицированным навесным оборудованием. В состав системы входят: гидравлический насос, гидрораспределитель, расширительный масляный бак, маслопроводы и два гидроцилиндра.

Оборудование, которое используется на Т-16, устанавливается на раме перед кабиной. В сельском хозяйстве машина прекрасно сочетается с опрыскивателями, оборудованием для подкормки и внесения удобрений, косилками и стогомётами. Бороны и катки удобно цеплять на скобу, за передний поперечный брус, так чтоб борона располагалась между передними и задними колёсами.

Так же с трактором прекрасно агрегатируется различное коммунальное оборудование. Разные виды погрузчиков, включая самопогрузчик с кузовом самосвалом. Сварочное оборудование, помпы для воды, пилорамы.

Модификации трактора Т-16

Т-16 выпускался только с 1961 по 1967 год, все более поздние модели – это его модификации. Рассмотрим их более подробно:

Т-16М – первая модернизация «шассика». Отличался в первую очередь установкой более мощного двигателя 25 л.с. Максимальная скорость машины возросла до 23 км/ч. А минимальная скорость выполнения работ с помощью ходоуменьшителя была снижена до 1,6 км/ч, это значительно расширило диапазон выполняемых сельскохозяйственных работ. Масса модернизированной машины возросла до 1810 градусов. Появилась каркасная кабина с тентом и дверьми.

Т-16МГ – пошёл в серию с 1986 года. Мощность двигателя осталась прежней 25 л.с. но в целом двигатель подвергся большому количеству доработок, благодаря чему стал более эффективно использовать своих лошадок. Максимальная скорость трактора возросла до 40 км/ч. Наконец трактор получил закрытую, цельнометаллическую кабину и в целом стал более комфортным для тракториста. На тракторе предусматривалось аж три ВОМ, два синхронных и третий независимый. Выпуск этой модификации остановили в 1995 году.

Эксплуатация трактора Т-16: отзывы владельцев

Почему же трактор Т-16 обрёл такую популярность среди населения? Думаю дело в его главном преимуществе, а именно, низкой стоимости при хорошей надёжности и широком диапазоне выполняемых работ.

Так же из плюсов можно выделить:

  • Простота в эксплуатации, управлять «шассиком» вполне способен человек без каких — либо специальных навыков. Техническое обслуживание и ремонт, так же не составят труда, если человек, как механик, знаком хотя бы с основами.
  • Небольшие размеры позволяют маневрировать там, где большему трактору не развернуться.
  • Хорошая проходимость позволит забрать или доставить груз туда, где обычному грузовику не пройти.
  • За счёт малого веса не сильно прикатывается грунт во время сельскохозяйственных работ.
  • Большой выбор навесного оборудования делает машину универсальной.

Основным и чуть ли не единственным недостатком принято считать воздушную систему охлаждения двигателя. В зимний период запустить двигатель без предварительного подогрева не получится, а система холодного пуска на двигателе не предусмотрена.

Почитаем, что по этому поводу говорят владельцы Т-16:

  1. Техника отличная, правда, с множеством недоработок, но их легко можно подправить самостоятельно. Трактор прекрасно подходит для работы с косилкой, не нужно постоянно крутить головой – все перед глазами. Окучивать картошку тоже одно удовольствие, окучник, находящийся между осей устойчиво работают в междурядье, все контролируется визуально. Прекрасно показывает себя на перевозке грузов.
  2. Поделюсь своими впечатлениями от трактора. На моем Т-16 нет никакого дополнительного навесного, использую его исключительно как грузовик. И вот здесь машина показала себя с наилучшей стороны, отличная проходимость делает его не заменимым там, где не пройдёт обычный грузовик. Идеален для поездок в лес, дрова, грибы, шишки. Проехать можно в самую дремучую чащу.
  3. Лично для себя никогда не приобрету такую технику. Огромным минусом для себя считаю отвратительный обзор, если кузов загружен выше бортиков, то впереди образуется обширная мёртвая зона. Так же ужасная вибрация в кабине, как будто скачешь на отбойном молотке.

Покупка трактора Т-16 б/у: особенности выбора

Трактор считается относительно надёжным и не убиваемым, за что и ценится. Но при выборе поддержанного трактора все же нужно быть внимательным.

Обратите внимание в первую очередь на внешний вид, насколько машина подвержена карозии, наличие подтёков на двигателе и элементах гидравлики. Все это скажет вам о том, какой уход осуществлялся за машиной, и насколько трепетно хозяин относился к своей рабочей лошадке.

Разбег цен на трактора Т-16 варьируется в зависимости от года и состояния машины и составляет от 50 до 250 тысяч рублей.

Заключение

Несмотря на то, что «шассик» имеет свои недостатки, наличие такой машины в хозяйстве может значительно облегчить ваш труд. В поле, на покосе, при строительстве и транспортировке грузов Т-16 станет вам верным помощником, несмотря на свой солидный возраст.



Читайте также:  Универсальный гусеничный трактор ТСН-4. Характеристики, эксплуаация, фото, видео работы, отзывы
Ссылка на основную публикацию