Обзор трактора Беларусь МТЗ-40. Особенности модели, ее достоинства и недостатки

Обзор трактора Беларусь МТЗ-40. Описание, технические характеристики и отзывы пользователей

Наверное, редко какой трактор, подобно Беларусь МТЗ-40, выпускался столь короткое время. Практически одновременно с этой моделью вышли с конвейера модификации МТЗ-1, МТЗ-2, МТЗ-5. После непродолжительного выпуска производство трактора МТЗ-40 прекратилось, он стал основой для дальнейших конструктивных разработок и усовершенствований, в частности для трактора Беларусь МТЗ-50.

На рынке данная модель в настоящее время присутствует в крайне ограниченном количестве, цена б/у вариантов, в зависимости от технического состояния, может колебаться в пределах 100-150 тыс. руб.

Описание модели

Изначально колесный пропашной агрегат 0,9 тягового класса разрабатывался для обработки легкого грунта, пахоты, уборки урожая, работы в саду, тепличных хозяйствах, для коммунальной сферы, транспортирования различных грузов. При компоновке применена свойственная для МТЗ разработка с удобным размещением двигателя впереди, а кабины сзади.

Технические характеристики

Тип двигателяД-40
Масса сельхозмашины, кг2595
Скоростной диапазон, км/ч2,4-24
Габаритные размеры: дхвхш, мм3660х2100х1620
Удельное расходование топлива, г/(л.с.·ч)182

Двигатель

Беларусь МТЗ-40 оснащался четырехцилиндровым дизельным мотором 45 л.с. Благодаря ряду усовершенствований, конструкторам удалось существенно снизить расход дизтоплива: подверглись модернизации очистительные фильтры, увеличены сечения головки мотора, установлены тарелки клапанов большего диаметра. Запуск трактора производился посредством пускового карбюраторного двигателя.

Коробка передач

Базовый вариант КПП – сухое однодисковое постоянно замкнутое сцепление. В конструкции МТЗ-40 выполнен ряд эффективных усовершенствований, благодаря чему достигнута максимальная взаимозаменяемость с другими моделями МТЗ:

  • замена шарикоподшипников роликовыми
  • установка облегченных штампованных деталей
  • усиленная конструкция КПП
  • придание высокой прочности кулачковым муфтам и шестерням способом закалки ТВЧ и цементации
  • установка на корпус коробки литых ребер.

Трансмиссия

Установка механической реверсной трансмиссии на сельхозагрегат давала возможность рационально использовать скоростной диапазон при прямом и обратном перемещении. Некоторые модификации трактора МТЗ-40 оснащались ходоуменьшителем для работы на пониженных скоростях при высаживании рассады, уборке технических культур.

Ходовая часть

Передние колеса трактора МТЗ-40 меньшего диаметра, в отличие от задних, устанавливались на специальной демпферной подвеске, являлись ведущими. Благодаря высокому клиренсу, рельефному сельхозпротектору в виде «елочки», агрегат отличался повышенной проходимостью, независимо от качества грунта. Как и у всех колесных тракторов, остов у сельхозмашины полурамный.

Кабина, управление

Беларусь МТЗ-40 стал одним из первых подобных агрегатов, оснащенных кабиной. Установлено червячное управление без гидравлического усилителя. Для того времени удобная кабина была существенным плюсом. Однако, много нареканий у водителей вызывало неудобное расположение на приборной панели рычагов и рукояток управления как самим трактором, так и навесными приспособлениями.

Гидравлика

Особенностью конструкции трактора Беларусь МТЗ-40 стал привод шестеренчатого насоса раздельно-агрегатной гидравлики, что повлияло на размещение двигателя и некоторых других узлов машины. Достаточный уровень производительности бортовой гидросистемы предоставлял возможность эксплуатации с КУН — фронтальными погрузчиками разнообразных модификаций: вилы, ковши для агротехнических, строительных работ, также при погрузке-разгрузке.

Какой трактор лучше – сравнение МТЗ-40 и Липецкого Т-40

«Сороковка» Т-40, производившийся Липецким заводом, во многом идентичен с трактором МТЗ-40 в конструктивном плане. Однако выпуск Т-40 или «сороковки», как его называли, продолжался продолжительное время — с 1961 до 1995 года. На этот агрегат устанавливались двигатели мощностью 37 и 50 л.с., производились модификации заднеприводные и полноприводные.

Некоторые версии оснащались электростартером. Большое количество сельхозмашин Т-40, произведенных в 70-80-е годы, до сих пор эффективно работают во многих хозяйствах. Благодаря не прекращающемуся производству запчастей, владельцы могут поддерживать тракторы в хорошем техническом состоянии.

Однако, у трактора Беларусь Т-40 имеется и ряд недостатков, которых нет у МТЗ:

  • Необходимость строгого использования определенных марок масел, способных работать при температуре выше 55°С.
  • Продолжительная работа на малых оборотах и холостом ходу приводила к неисправностям.
  • Проблемы с запуском при отрицательных температурах.
  • Некорректная работа системы воздушного охлаждения – в холодное время – недогрев мотора, летом – чрезмерный перегрев.
  • Запрещена эксплуатация агрегата без кожуха вентилятора.
  • Плохой обогрев кабины в холодное время, некомфортная температура летом.

Так что, однозначно сказать, какая техника лучше, какая хуже, довольно сложно. Каждая модель имеет свои «за» и «против».

Особенности эксплуатации

Выигрышным преимуществом Беларусь МТЗ-40 является разумная агрегация с широким перечнем дополнительных приспособлений и орудий, разработанных для другой техники МТЗ. Большой вес сельхозмашины 2,6 т позволяет обрабатывать любой грунт – целинный, влажный, сыпучий.

После ряда усовершенствований и модернизаций Беларусь МТЗ-40 приобрел массу выгодных особенностей:

  • Практичная доступность к узлам и механизмам при проведении техобслуживания.
  • Оптимальная совместимость с дополнительными навесными орудиями.
  • Рациональная компоновка трактора МТЗ-40 стала стандартной для последующих разработок Минского завода.
  • Высокие тяговые характеристики сельхозмашины.
  • Монтаж колес резиной с агрессивным сельхозпротектором.
  • Наличие реверсивного режима работы трансмиссии.
  • Возможность оснащения агрегата ходовым демультипликатором.

К недостаткам следует отнести:

  • Серьезные проблемы с запуском в холодное время года.
  • Низкий уровень эргономичности кабины и панели управления.
  • Отсутствие синхронизации на пониженных скоростях.

Обслуживание

В дизельном моторе трактора Беларусь МТЗ-40 смазка деталей осуществляется под давлением и разбрызгиванием. Во избежание поломок, завод-изготовитель рекомендует строго придерживаться указанных марок масел, поскольку излишняя вязкость масла нарушает правильное циркулирование в системе, напротив, из-за недостаточной плотности, оно может протекать, накапливаться в местах соединения отдельных элементов.

В летнее время используют масло с присадкой ДП-11, в зимнее время – ДП-8. Масло класса SAE-50, SAE-30, SAE-40 разрешается использовать только в летнее время. Полная замена моторного масла осуществляется через 250 моточасов, или ежегодно. Необходимо учитывать, что дизельный мотор быстро затемняет масло, поэтому его замену необходимо выполнять строго по рекомендациям.

В качестве трансмиссионного масла рекомендуется применение масла класса 140 SAE для жаркого климата, в умеренной зоне – масло 90 SAE. Однако, в связи с тем, что в трансмиссии масло меняется довольно редко – не ранее, чем после пробега 60 тыс. км, рекомендуется использовать для трансмиссии всесезонное масло.

Основные неисправности, ремонт

Основные неисправности в работе трактора Беларусь МТЗ-40 связаны с некорректной работой дизельного двигателя: не запускается, не набирает мощность, из выпускной трубы вырывается дым разных оттенков (белый, черный, синий), с перебоями работает в режиме холостого хода, дизель перегревается.

В силовой передаче могут возникать различные проблемы со сцеплением: не выключается полностью, не предается полный крутящий момент, некорректно включаются передачи, повышенный шум в конической паре. Возможны нарушения регулировок управления тормозами.

Более подробно ознакомиться с причинами возникающих проблем и способами их устранения, выполнением ремонта собственными силами можно в инструкции по эксплуатации тракторов МТЗ.

Видео обзор работы Беларусь

Сравнение трактора Беларусь МТЗ-40 и трактора ЛТЗ Т-40

Отзывы владельцев тракторов Беларусь

Гена:

«Мой отец когда-то работал на таком тракторе Беларусь, что сказать, ветеран. Но работал на совесть. Иногда весной и осенью другого сообщения с соседними селами и не было. И в школу подвозил, и на бригаду. На поле работал в любую погоду, и зимой, и летом. Отслужил честно».

Николай:

«Купил Беларусь мтз-40 в конце девяностых в виде ржавого металла. Хранился просто на земле, под снегом, дождем. Поскольку с техникой дружу, то сделал полный капремонт, поменял движок, колеса передние, гидравлику, разные мелочи. По сегодняшний день на нем работаю. Уже и навеску некоторую обновить пришлось, а ему хотя бы что. Как пчелка. По комфорту и эргономичности, конечно, не сравнить с современными тракторами. Но я уже привык. Пока не рискну покупать что-то новое.

Достоинства: мощный, работоспособный

Описание и технические характеристики минитрактора «Беларусь»

Для приусадебного участка или небольшого фермерского хозяйства нет смысла покупать обычный трактор из-за больших габаритов, а также высоких затрат на эксплуатацию и обслуживание. Проще купить мини-трактор Беларус, он уместится в гараже или даже кладовой с широкой дверью. Выпускают несколько моделей. Стоит разобрать особенности каждой, подобрать вариант, который сможет выполнять все работы.

Преимущества и недостатки

Белорусские тракторы хорошо известны во многих странах, их используют для разных работ. Мини-техника распространена меньше, применяется в частном секторе, в фермерских хозяйствах, у коммунальщиков, в других сферах. Выбор большой, следует разобрать особенности техники из Белоруссии, чтобы принять решение. Главные достоинства:

  1. Хорошее качество. Мини-тракторы собирают на заводе, технология отработана годами, а у некоторых моделей десятками лет. Производитель дорожит репутацией, поэтому использует хорошие запчасти.
  2. Широкий выбор вариантов. Легко найти модификацию под любой вид работ. Некоторые даже модернизируют, когда это нужно. Еще один плюс – возможность дооснащения дополнительными узлами.
  3. Много официальных дилеров, сервисных центров. Купить технику можно в любом большом городе. А если в населенном пункте представительства нет, легко заказать доставку на дом через сайт дилера.
  4. Нет проблем с доставкой запасных частей. Все, что надо, есть в продаже. Но если нужна редкая деталь, ее привозят намного быстрее, чем для азиатских либо европейских аналогов. Завод находится в Белоруссии, единое таможенное пространство делает доставку запчастей быстрой, расходов по растаможке нет.
  5. Небольшие размеры. Вся мини-техника сделана под условия ограниченного пространства, поэтому ей удобно управлять. Для хранения не нужен увеличенный гараж, так как высота и ширина не больше, чем у обычной легковой машины.
  6. Выбор навесного оборудования. Есть разные агрегаты, с их помощью можно делать сельскохозяйственные, коммунальные работы.

Есть у минитракторов Беларус недостатки, которые также надо разобрать. Ниже перечислены общие минусы, но у каждой модели могут быть свои нюансы. Это конструктивные недоработки, невозможность использования отдельных видов навески, недостаточная проходимость для влажных почв. Главные недостатки такие:

  1. Стоят дороже китайских моделей. Если бюджет ограничен, чаще всего покупают технику из Китая, но по качеству почти вся она уступает белорусской. При этом европейские и японские модели намного дороже.
  2. По комфорту вождения часто проигрывает даже мини-технике из Китая. Это касается обслуживания, есть нюансы, которые потребуют больших затрат времени и сил.
  3. Много мелких недоработок. Они не сильно влияют на надежность, но создают неудобства. Приходится своими руками доводить агрегаты или совершенствовать их.

Проще всего сразу решить, какие характеристики должен иметь трактор. Потом выбрать технику разных производителей, сравнить ее. Или же подобрать 2-3 модели белорусского производства, чтобы разобраться в нюансах, а не купить первый попавшийся вариант.

Обзор модельного ряда

Выбирать по мощности двигателя, габаритам, выполняемым работам и размеру участка. Маленький вариант может обработать до 2 гектаров земли, поэтому нет смысла покупать дорогую модель, когда большую часть времени она будет простаивать. Определить, когда будет эксплуатироваться техника, если зимой ей будут убирать снег либо перевозить грузы, нужно выбирать двигатель, хорошо запускающийся в холода. Основные модели

  1. Беларус МТЗ 082. Делали на Минском тракторном заводе с 1978 по 1986 г. С 86 года делали усовершенствованную модель 082БС, ее уже не собирают. При длине в 250 см техника очень маневренная: радиус разворота равен 2,5 м. Вес 450 кг, установлен двухцилиндровый бензиновый двигатель мощностью 12 л.с. с расходом топлива 3 литра за час. Сочлененная рама обеспечивает высокую маневренность. На вторичном рынке цена составляет 120 000 рублей.
  2. Беларус МТЗ 132Н. Усовершенствованный вариант со сгибающейся рамой и возможность использования как заднего, так и полного привода. Блокировка дифференциала повышает проходимость, позволяет работать на тяжелых почвах. Вес техники 532 кг, на мини-трактор устанавливают японский бензиновый двигатель Хонда мощностью 11 л.с. Есть 4 передние и 3 задние передачи, маневренность высокая, также выпускается почти любое навесное оборудование. Стоит от 215 000 руб.
  3. Беларус МТЗ 152Н. Усиленная модель безрамного мини-трактора с сочлененной рамой, обеспечивающей маневренность. Японский мотор Хонда мощностью 13 л.ч. запускается электростартером или вручную. Улучшенная конструкция делает управление удобнее, полный привод обеспечивает проходимость, сзади установлена прочная трехточечная навеска. Вал отбора мощности односкоростной шлицевого типа. Цена от 340 000.
  4. Беларус МТЗ 211. Мини-техника имеет массу 1,5 тонны, выполняет сельскохозяйственные и коммунальные работы. Колесный привод может быть как задним, так и полным. Установлен трехцилиндровый дизельный двигатель мощностью 24 л.с., средний расход на час работы – 4,6 л. 8 передач вперед, 4 назад позволяют двигаться со скоростью от 1 до 25 км/ч. Для повышенных нагрузок покупать полноприводные мини-трактора, цена от 520 000.
  5. Беларус МТЗ 311 и 311М. Первый вариант делали до 2014 года, после начали выпускать модернизированную модель, в которой установлен трехцилиндровый дизель мощностью 35 л.с. Модель, которая может иметь задний или полный привод, есть блокировка дифференциала. Гидроусилитель упрощает управление, трехточечная навеска позволяет ставить любые приспособления сзади. Можно заказать вариант с кабиной, но он будет намного дороже. Цена – от 675 000.
  6. Беларус МТЗ 320 и 321. В первом варианте есть кабина, а во втором ее нет, остальные характеристики практически идентичны. Двигатель мощностью 35 л.с. работает на дизельном топливе. Привод может быть задним и полным, число передач вперед – 16, назад 8. Такой техникой можно обрабатывать до 10 гектаров либо обслуживать большой тепличный комплекс. Трехточечная навеска сзади позволяет использовать тяжелые орудия труда, для обеспечения баланса наперед вешают утяжелители. Цена модели 320 – от 785 000, 321 – от 725 000.

Минитракторы в Беларуси собирает Сморгонский агрегатный завод. Большинство комплектующих делают в стране, часть закупают. Подобрать технику лучше всего исходя из финансовых возможностей и выполняемой работы. Все модели делят на 2 класса по габаритам, первый представляет собой компактную технику, второй – трактора уменьшенного размера, которые почти не уступают обычным.

Особенности эксплуатации

Чтобы техника служила долго, ее надо правильно готовить, а также соблюдать рекомендации производителя по обслуживанию. Это продлит срок службы всех узлов, исключит ускоренный износ. Контролировать уровень технических жидкостей, заменять их по срокам. Нельзя перегружать мотор и ездить, если слышны нарушения в работе.

Подготовительные работы и обкатка

Нельзя сразу пускать в работу новую технику, ее надо готовить, причем делать это правильно. Этапы одинаковы для всех моделей, поэтому проще всего разобраться, чтобы понимать последовательность работ и ничего не упустить. Готовить и обкатывать мини-трактор нужно так:

  1. Внимательно изучить инструкцию по эксплуатации. Разобраться, есть ли у купленной модели свои особенности подготовки и обкатки, учесть их. Проверить комплектность, обычно в технике есть набор инструмента и несколько запчастей на замену. Перечень прописан в инструкции.
  2. Проверить все резьбовые соединения. Затянуть болты и гайки, исключить любые проблемы с креплением. Проверять крепеж везде, где это возможно, предотвратить раскручивание от вибрации или выход отдельных узлов из строя.
  3. Проконтролировать уровень масла в двигателе, также в мостах и масляном баке гидросистемы. Залить охлаждающую жидкость. Осмотреть соединения на предмет протечек, не забыть проверить пробки, часто они не затянуты.
  4. Залить топливо. Использовать свежий вариант, наполнять почти полный бак. Если на магистрали нет фильтра, установить его, исключить попадание воды и мусора в мотор.
  5. Проверить заряд аккумуляторной батареи, провести подзарядку.
  6. Разобраться со всеми элементами управления и запуска. Убедиться, что установлена нейтральная передача, а также выключен привод вала отбора мощности. Запустить двигатель так, как описано в инструкции. Не вращать стартер слишком долго, когда мотор не схватывает.
  7. Проводить обкатку в течение 30 часов. Это время мини-трактор должен отработать под неполной нагрузкой. Перевозить грузы, при этом накладывать в прицеп не больше, чем половину грузоподъемности. Можно просто ездить по дорогам.
  8. После обкатки заменить масло в мостах и двигателе. Проконтролировать состояние всех узлов, осмотреть соединения, убедиться, что никаких протечек нет.
Читайте также:  Трактор Т-28. Обзор, характеристики, особенности применения

Обкатывать беларусский мини-трактор без нагрузки. Это нужно для притирки деталей без сильного износа. Нельзя в этот период пахать и делать другие работы, при которых мотор нагружается сильно. Не стоит при обкатке ездить на предельной скорости, режим всегда должен быть легким.

Обслуживание

Чтобы техника не ломалась, все неисправности устранять на начальном этапе, соблюдать периодичность обслуживания и не нарушать сроки, которые указаны в инструкции. Работы просты, их можно выполнить самому:

  1. Контролировать уровень масла, охлаждающей, а также тормозной жидкости ежедневно. Осматривать двигатель и другие узлы на предмет повреждений и протечек технических жидкостей. Проверять работу тормозной системы и сцепления перед запуском. Убедиться, что работают все элементы освещения и сигнал.
  2. Мыть технику по мере загрязнения. Раз в 2-3 недели осматривать воздушный фильтр, при его загрязнении промывать или сменить (в зависимости от типа).
  3. Менять масло в установленные изготовителем сроки. Использовать только те марки смазочных материалов, которые указаны в инструкции. Не забывать заменять масляный и воздушный фильтры в этот период. Осматривать и чистить искроуловитель, если он есть.
  4. Остальные работы проводить при необходимости или при появлении посторонних шумов. При появлении новых звуков при работе останавливать технику немедленно и выяснять причины проблемы.

Обслуживать мини-трактор легко, на это уходит немного времени. Делать работу постоянно, использовать качественные масла, менять их в установленные сроки. Даже когда мини-трактор работает мало, заливать свежее масло каждую весну.

Обзор основных неисправностей

Есть перечень поломок, которые возникают чаще всего из-за повышенной нагрузки на узлы. Если знать их, то можно разобраться в большинстве проблем своими силами или как минимум найти причину неисправности. У каждого варианта есть свои характерные симптомы, по которым его легко определить:

  1. Сцепление выключается не полностью («ведет»). Виной слишком большой ход педали или растянувшийся тросик. Проблему решить регулировкой педального узла либо заменой изношенного троса.
  2. Диск сцепления не передает крутящий момент полностью. Выявить легко по отсутствию свободного хода в педали сцепления, износу диска сцепления или его заеданию на шлицах. Решить проблему можно регулировкой педали, заменой изношенного диска, либо устранением заедания, чтобы восстановить подвижность узла.
  3. Не поднимается навесное оборудование. Чаще всего причина в недостаточном уровне масла, проверить этот момент и долить. Часто забывают включить насос гидросистемы. Еще одна проблема — зависает предохранительный клапан, в этом случае его разобрать и промыть.
  4. Трактор тормозит плохо. Проверить регулировки, подтянуть тросик, если это необходимо. Когда с тросом все в порядке, следует осмотреть тормозные диски и колодки, заменить изношенные элементы.
  5. Перегрев коробки передач либо моста. Часто причина в недостаточном уровне масла, его надо проверить и долить.
  6. Не работает стартер. Проверить, включена ли масса, осмотреть клеммы аккумулятора, почистить их, хорошо затянуть, измерить заряд. Убедиться, что топливо поступает в двигатель. Снять стартер для обслуживания и ремонта, если нет других причин неисправности.

Основные поломки описаны в инструкции, следует обращаться к ней при возникновении любых проблем. Не стоит откладывать на потом ремонт, так как из-за одного неисправного узла может выйти из строя еще несколько.

Навесное оборудование

Агрегатов много, некоторые из них продаются везде, другие нужно искать либо даже заказывать предварительно, так как дилеры не держат их в наличии. Подбирать оснастку так, чтобы при работе с ней двигатель техники не перегружался. Популярные виды навесного оборудования:

  1. Плуги. Чаще всего используют двух либо трехкорпусные варианты в зависимости от мощности мотора.
  2. Почвофрезы. Имеют разную ширину, крепятся на трехточечную навеску.
  3. Культиваторы и диски для обработки пашни.
  4. Картофелесажалки – для мини-тракторов применяют двухрядные варианты.
  5. Картофелекопалки, лучше всего подойдет модель под 1 ряд.
  6. Разбрасыватели удобрений.
  7. Сеялки, имеют разные конфигурации в зависимости от того, какую культуру нужно сеять.
  8. Косилки, могут быть ротационными либо сегментными, крепятся как сзади, так и сбоку.
  9. Отвалы для песка и снега.
  10. Снегоуборщики шнековые.
  11. Коммунальная оснастка: щетки, разбрасыватели песка, помпы и т.д.
  12. Прицепы, бывают классическими или с системой опрокидывания.

При покупке оснастки обращать внимание на то, под какую технику она рассчитана. Не применять системы, которые сделаны для классических тракторов, они будут перегружать технику. Уточнять у продавца мини-трактора, какие варианты лучше использовать.

Советы для владельцев мини-тракторов

Если соблюдать несколько простых рекомендаций, можно продлить срок службы техники, а также обеспечить ее работу без поломок и долгих простоев. Все рекомендации собраны их опыта владельцев небольших тракторов:

  1. Не превышать нагрузки на мотор и другие агрегаты. В инструкции есть допустимые показатели для навески, масса навесного оборудования и т.д.
  2. Смазывать все подвижные соединения. Проверять состояние пыльников, заменять их при повреждении.
  3. Готовить технику к зимнему простою и правильно обслуживать перед началом рабочего сезона.
  4. Ремонт серьезных поломок лучше поручить специалистам.

Не стоит применять навесное оборудование неизвестного происхождения. Если гидравлика с трудом поднимает какой-то агрегат, лучше поискать другой, который будет меньше перегружать ее. Заливать качественные масла, не экономить на этом.

Чтобы выбрать мини-трактор для домашнего хозяйства, стоит разобраться, для каких целей он будет использоваться и какое…

Отзывы

Купил себе Беларус 321 для работы в саду. Отличная техника, везде проедет, развернется на небольшом пятачке и все навесное, которое мне нужно, тянет без проблем. Покупал у дилера, с гарантией и сервисным обслуживанием. У нас зимой не холодно, поэтому хоть трактор и без кабины, пользуюсь им круглый год.

Давно смотрел на малогабаритный МТЗ 132, нравился мне за свою подвижность и компактность. В прошлом году решился и взял себе такой – впечатления хорошие. Японский мотор работает ровно, легко заводится вручную, даже если аккумулятор сел. Расход бензина небольшой, однокорпусным плугом пашет хорошо. Купил косилку, теперь участок всегда в порядке. Особых поломок за год не было, так как слежу за техникой, обкатывал ее по инструкции.

Думал между Беларусом и китайцами, выбрал проверенного производителя. Техника простая и надежная, обслуживать и ремонтировать можно самому, все легко делается. Мне понравилось убирать снег зимой – участок обширный, раньше ходил с лопатой или нанимал технику, теперь за полчаса справляются с работой.

Выбрать мини-трактор Беларус несложно, если разобраться в особенностях каждой модели и найти то, что подходит для выполняемых работ. Не стоит покупать габаритный вариант, когда места очень мало, лучше выбрать подвижную модель. Обращать внимание на комплектацию, условия гарантии и обслуживания.

Трактор МТЗ-40 — особенности переходной модели

В линейке минских тракторов имеются модели, успешно выпускавшиеся на протяжении нескольких десятилетий и переходные версии, которые были сняты с конвейера по истечении нескольких лет.

Одной из таких машин является универсальный трактор МТЗ-40 предназначенный для пахотных, уборочных, транспортных и других сельскохозяйственных работ. После разносторонних испытаний опытные образцы трактора 0,9 тягового класса были рекомендованы для массового производства.

  • Простая в обслуживании и компактная по габаритам машина была укомплектована достаточно мощным и экономичным дизельным силовым агрегатом, реверсной механической трансмиссией, позволяющей максимально эффективно использовать скоростные режимы переднего и заднего хода.
  • Наличие на отдельных сериях гидрообъемного или механического демультипликатора-замедлителя, позволяло использовать 40-ю модель на рассадопосадочных работах и при уборке технических культур.
  • В конструкцию этой машины заложена традиционная для минских тракторов совместимость с фирменными навесными и прицепными агрегатами, в том числе предназначенных для более тяжелых машин МТЗ-5 и их модификаций.
  • В компоновке трактора использована характерная для минских тракторов полурамная схема остова, колеса заднего моста увеличенного диаметра, передний мост с демпферной подвеской.


Фото: трактор МТЗ-40

МТЗ-40 находится в перечне первых универсальных машин, для которых конструкторами Минского тракторного завода разработана достаточно удобная и комфортная для своего времени герметичная кабина.

Технические характеристики

При средних габаритах 3,66х1.62х 2.1 м, МТЗ-40 имел вес 2,6 тонны. Маневренность обеспечивал небольшой радиус поворота, проходимость — высокий клиренс и специальный рисунок протектора шин. Диапазон рабочих и транспортных скоростей в пределах 2,4-24 км/ч. Рулевое управление червячного типа, без гидроусилителя.

  • Трактор Беларус-40 комплектовался весьма совершенным для того времени экономичным дизельным двигателем Д-40 мощностью 45 л.с. со средним расходом топлива 182 г/л.с. в час. Также снижен расход топлива за счет доработки системы газораспределения, в частности использования клапанов увеличенного диаметра, изменена конструкция воздухоочистителя и корпуса топливных фильтров.
  • В конструкцию силового агрегата были внесены изменения, связанные с обустройством привода шестеренчатого насоса бортовой раздельно-агрегатной гидросистемы.

Общая концепция силового агрегата Д-40 стала основой для создания более мощных и совершенных фирменных двигателей, мощностью до нескольких сотен л.с.

Производительность бортовой гидравлики обеспечивала возможность работы трактора с фронтальными погрузчиками типа кун. В качестве сменных рабочих орудий предлагались ковши разных объемов, вилы для погрузки — рулонных изделий, деловой древесины, силоса или сена.

Коробка передач

Межремонтный ресурс этого агрегата повышен за счет дополнительного усиления конструкции в целом, упрочения поверхностей кулачковых муфт и шестерен цементацией и закаливанием с применением токов высокой частоты. Для более эффективного охлаждения масла и дополнительной жесткости, корпус КПП был снабжен литыми ребрами.

Наиболее нагруженные шариковые подшипники были заменены роликовыми, Вместо литых деталей механизма переключения передач использованы менее металлоемкие штампованные. Неоспоримое достоинство КПП трактора 40-й модели — практически 70%-я взаимозаменяемость с аналогичными агрегатами тракторов МТЗ-2 и МТЗ-5.

Модернизация трансмиссии в значительной степени коснулась муфты сцепления. В базовом варианте — это традиционная для минских машин постоянно-замкнутая, сухая однодисковая конструкция с механическим управлением. В тракторе 40-й модели повышена упругость пружин, улучшен доступ к регулировочным точкам.

Преимущества и недостатки

После доработки отдельных узлов трактор 40-й модели имел бы все шансы стать базовой моделью для разработки более совершенных версий в категории машин малого и среднего монтажа.

В списке неоспоримых преимуществ этой машины:

  • удачная во всех отношениях компоновка, которая стала традиционной для новых разработок минских тракторов;
  • доступ к отдельным узлам для обслуживания и устранения неисправностей;
  • достаточно гибкие тяговые характеристики силового агрегата;
  • наличие реверсного режима работы трансмиссии;
  • совместимость с широким ассортиментом навесных, грунто-обрабатывающих, уборочных и погрузочно-разгрузочных устройств;
  • применение широкопрофильной колесной резины, возможность установки ходового демультипликатора.

Существенные недостатки МТЗ-40 — это в первую очередь проблемы холодного запуска в условиях низких температур.

На втором месте — отсутствие синхронизаторов пониженных передач трансмиссии, не эргономичное размещение приборного щитка, ручек и переключателей основных и вспомогательных тракторных систем.

Видео: МТЗ против Т40

Цена нового и подержанного трактора МТЗ-40

Машину с нулевой наработкой можно увидеть только в заводском музее. 40-я модель давно снята с конвейера, поэтому речь может идти только о покупке трактора б/у. Поскольку МТЗ-40 производился на протяжении всего нескольких лет, количество предложений по продаже минимальное.

При изучении бэушного украинского рынка создалось впечатление, что владельцы существенно завышают стоимость продаваемых машин. Ценовой диапазон техники, находящейся в весьма неудовлетворительном техническом состоянии начинается с 1000 у.е. Значительная часть предложений — это тракторы Т-40, не имеющие никакого отношения к продукции минского завода.

Аналоги

В этом сегменте представлены идентичные по мощности и другим параметрам, более ранние модели МТЗ-2 и МТЗ-5. Эти машины в свою очередь стали базами для создания востребованных во всех сферах народного хозяйства тракторов МТЗ-50 и полноприводных МТЗ-52.

Еще один прототип 40-й модели — трактор ЛТЗ-Т-40, который на протяжении нескольких десятилетий производился Липецким тракторным заводом. Единственное преимущество этой менее мощной машины с 37-сильным силовым агрегатом — его принудительное воздушное охлаждение. Для этого трактора характерны недостатки, которые отсутствуют в конструкции МТЗ-40. Это специальные моторные масла, работоспособные при температуре не ниже 55°С, строгие ограничения на продолжительность работы силового агрегата в режиме малых и холостых оборотов.

Отзывы владельцев

Списанную коммунальщиками «сороковку» минского завода купил еще в 2004 году буквально по стоимости металлолома. После основательного ремонта машина получила вторую жизнь. Деревня небольшая, тем не менее, работы хватает, зарабатываю на горючку вспашкой огородов, доставкой из райцентра срочных грузов и продуктов для местного магазина. Весной и осенью мой безотказный МТЗ — единственное средство общения с внешним миром.
Алексей Иванович

Учусь в аграрном колледже. На подсобном хозяйстве имеется подаренный шефами МТЗ-40, который сами обслуживаем и по ходу дела получаем навыки вождения. Зимой трактор используется для расчистки улиц от снега. Машина на полном ходу, тем более что многие запасные части подходят от тракторов МТЗ-50 и ЮМЗ.
Юра

Читайте также:  Трактор Беларус МТЗ-1221: технические характеристики, отзывы владельцев по эксплуатации

Достоинства и недостатки минитрактора МТЗ-152 Беларус

Минитрактор МТЗ 152 выпускается компанией «Сморгонский агрегатный завод», которая входит в производственный холдинг МТЗ (Минский тракторный завод).

ОАО «САЗ» основано в 1982 году, расположено в г. Сморгонь, Гродненской обл. республики Беларусь. Общество специализируется на производстве техники для коммунального и сельского хозяйства:

  • мотоблок (Беларус 09Н);
  • минитрактор Беларус 152, Беларус 132Н);
  • садовый трактор (Беларус 921);
  • коммунальная спецтехника на базе МТЗ;
  • коммунальные, агротехнические принадлежности (плуги, культиваторы, фрезы, бороны, грабли, снегоочистители);
  • грузовые прицепы для мотоблоков, легковых автомобилей;
  • спецтехника (шахтная машина Беларус МТ353М2);
  • мотокультиватор 06МКР;
  • комплектующие детали для МТЗ 622.

Назначение минитрактора Беларус 152

МТЗ 152 производится с 2015 года, предназначен для сельхозработ на земельных участках малой площади, в фермерских хозяйствах, теплицах, садах, виноградниках, на фермах, а также для выполнения операций в условиях промышленных предприятий, в коммунальном хозяйстве:

  1. покос травы, растительных культур на полях, в парках, скверах и других участках;
  2. обработка междурядий при выращивании овощных, бахчевых культур, других растений;
  3. пахотные, посевные, уборочные операции;
  4. перевозка на небольшие расстояния сельхозпродукции, партий грузов;
  5. развозка кормов на животноводческих комплексах, фермах.

Конструкция трансмиссии, прицепного механизма, устройство и производительность используемого гидравлического оборудования Беларусь 152 позволяет комплектовать прицепными устройствами и навесным оборудованием для повышения количества выполняемых работ.

Адаптируемые по техническим характеристикам и конструкционным особенностям, считается дополнительное оборудование к мини-трактору, выпущенное на Сморгонском агрегатном заводе.

К дополнительным устройствам относятся: модификации культиваторов, плуги, сеялки, бороны, фрезы, окучники, бульдозерное оборудование, коммунальные щетки, картофелекопалки, малогабаритные прицепы.

Технические параметры МТЗ 152

Выполнять разнообразные работы трактору Беларус 152 помогают следующие технические характеристики и эксплуатационные показатели:

  1. Тяговый класс – 2.
  2. Модель двигателя – GX390.
    1. Производитель – HONDA.
    2. Количество цилиндров – 1 (с углом наклона 25 градусов).
    3. Рабочий объем – 0,39 л.
    4. Тип – бензиновый, с воздушным охлаждением.
    5. Мощность – 13 л. с.
    6. Расход топлива – 325 г/(кВт/ч).
  3. Количество передач:
    1. Вперед – 4.
    2. Назад – 3.
  4. Габаритные размеры:
    1. Длина – 2,30 м.
    2. Ширина – 0,98 м.
    3. Высота (по дуге безопасности) – 1,97 м.
    4. Высота (по рулевой колонке) – 1,35 м.
    5. База – 1,13 м.
  5. Общие:
    1. Привод – 4х4.
    2. Дорожный просвет – 0,28 м.
    3. Глубина возможного преодолеваемого брода – 0,25 м.
    4. Масса – 0,62 т.
    5. Радиус поворота – 2,5 м.
    6. Грузоподъемность – 0,30 т.
  6. Скорость движения:
    1. Наименьшая переднего хода – 2,95 км/ч.
    2. Наименьшая заднего хода – 4,20 км/ч.
    3. Наибольшая транспортная – 18,50 км/ч.
    4. Наибольшая заднего хода – 13,50 км/ч.
  7. Типоразмер установленных передних и задних шин – 210/75R13.

Достоинства и недостатки Беларус 152

К конструкционным особенностям трактора, по сравнению с предшественником, причисляют: наличие переднего ведущего моста, новый дизайн, способность отключения заднего моста, применение увеличенного дорожного просвета. Владельцы МТЗ 152 в отзывах описывают следующие достоинства:

  • наличие полного привода;
  • управление, особенно при переключении передач;
  • мощный (для этого класса) двигатель с высоким моторесурсом, что повышает эффективность использования;
  • право блокировки заднего дифференциала;
  • запуск двигателя с помощью электростартера от штатного аккумулятора;
  • существование двух скоростей у вала отбора мощности, а также удачная и надежная конструкция гидронавесного устройства позволяет использовать большое количество механизмов и агрегатов;
  • установка агрегатов повышает сезонность эксплуатации, что уменьшает период окупаемости;
  • применение шарнирно-сочлененной рамы улучшает маневренность;
  • вариант транспортировки к месту работы в легковом прицепе;
  • высокоэффективная работа тормозов.

Владельцы отмечают и недостатки присущие модели. К главным недоработкам относится необходимость частой регулировки сцепления и рулевого управления.

На некоторых экземплярах возможно проявления некачественной сборки, установки некачественных резинотехнических комплектующих в гидравлической системе.

Учитывая, что трактор производится непродолжительное время, существуют трудности по приобретению запчастей.

Также относят отсутствие модификации с отечественным дизельным двигателем. Наличие такого силового агрегата позволило бы снизить стоимость и использовать дешевый вид топлива.

Покупка и стоимость многофункционального помощника

Мини-трактор МТЗ 152 стоимостью ниже, чем у зарубежных аналогов, не уступая при этом по техническим параметрам, функциональности и надежности.

В начальной комплектации стоимость нового трактора МТЗ 152 на рынке начинается от 300 тыс. рублей.

Приобретать лучше у официальных дилеров ОАО «МТЗ» потому что это позволит получить официальную гарантию, приобретать на льготных условиях дополнительное спецоборудование, получить право покупки в кредит, а также гарантирует покупку необходимых запчастей в короткие сроки.

Существуют предложения мини-тракторов и на вторичном рынке. Цена б/у начинается от 125 тыс. рублей, корректируется от технического состояния, наличие предлагаемого в комплекте дополнительного оборудования.

На рынке подержанной сельхозтехники встречается дешевый аналог, трактор Т-70. Данный мини-трактор выпускался на Кишиневском тракторостроительном заводе до 2008 года.

В конструкции Т-70 имеется большое количество деталей, узлов и механизмов изготовления Минского тракторного завода.

Трактор Т-40: технические характеристики, вес, двигатель, коробка

МТЗ-40: история самой редкой модели трактора — Беларусь

Построенный сразу после завершения войны Минский тракторный завод сегодня мощный, выпускающий более ста моделей тракторов машиностроительный холдинг, в состав которого входят девять современных производств. На долю продукции предприятия приходится десятая часть всех выпущенных в мире колесных тракторов. Среди сошедших с конвейера завода моделей были и легендарные тракторы, выпускавшиеся десятилетиями и машины, производство которых велось всего несколько лет. Одна из таких, быстро снятых с производства машин – трактор МТЗ-40.

История создания и производства

МТЗ-40 – колесная машина 0,9 тягового класса производства Минского тракторного завода, основным направлением использования которой являлись не требующие большой мощности сельскохозяйственные работы – обработка легких почв, обслуживание тепличных и садоводческих хозяйств. Выпускавшаяся непродолжительное время модель также использовалась в грузоперевозках и муниципальном хозяйстве.

Разработка машины была начата по рекомендации Главного автотракторного института СССР и проводилась под постоянным контролем тогдашнего партийного и государственного руководства страны.

Начатое в середине прошлого столетия серийное производство машины совпало с интенсивным увеличением минским предприятием выпуска других моделей МТЗ-2 и МТЗ-5 и 5Л и их модернизацией.

Оснащенный мотором, рассчитанным на потребление дизельного горючего, трактор с небольшой массой выпускался недолго – предприятие стремительно развивалось и модели машин быстро сменяли друг друга. Прожив короткую жизнь, МТЗ-40 стал основой для проектирования и разработки других моделей минских тракторостроителей.

Силовая установка

Машина была оснащена сорока пяти сильным четырехтактным четырехцилиндровым двигателем серии Д-40, рассчитанным на потребление дизельного горючего.

Двигатель разрабатывался с учетом особенностей конструкции оснащенного раздельно-агрегатной гидравлической системой МТЗ-40. Эта особенность трактора также повлияла и на расположение мотора.

Разработчики двигателя внесли в конструкцию силовой установки несколько изменений, позволивших значительно снизить расход горючего при работе машины. Был увеличен размер проходных сечений головки двигателя, всасывающих каналов и диаметр тарелок клапанов, модернизированы фильтры очистки горючего и система очистки воздуха.

Кроме этого, имеющие большой вес элементы были заменены более легкими деталями.

Конструкция

Полностью реверсивный механический трансмиссионный блок трактора позволял эффективно управлять машиной во всех диапазонах скоростей как при перемещении машины вперед, так и при движении задом.

Некоторые модификации 40 Беларуса оснащались ходоуменьшителем, позволявшим трактору работать на малых скоростях.

Конструктивные особенности машины позволяли агрегировать ее с большинством прицепно-навесных механизмов, предназначенных для работы с другими моделями производства Минского тракторного завода. Причем, трактор мог работать с оборудованием, предназначенным и для более мощных, чем МТЗ-40 машин.

На тракторе использована традиционная для машин производства Минского тракторного завода компоновка – установленная позади двигателя кабина, не препятствующая доступу к силовой установке для ее ремонта и технического обслуживания и большие задние колеса.
Передние, направляющие движение трактора, колеса меньшего размера устанавливались на специальной пружинной подвеске.

Трактор оснащался шинами с рисунком, напоминающим елочный силуэт, которые обеспечивали машине отличную проходимость при работе на грунтах разной влажности и сыпучести.

Для запуска двигателя использовался специальный пусковой карбюраторный мотор.

Основными недостатками машины являлись:

  • Проблемный запуск силовой установки в условиях низких температур;
  • Неудобное размещение органов управления движением машины и работой навесного оборудования.

Цена Беларуса МТЗ-40

Сегодня найти в продаже МТЗ-40 очень сложно. Машина производилась несколько лет и ее серийный выпуск был закончен давно. Средняя стоимость предлагаемых рынком тракторов последних годов выпуска составляет около 150 тысяч рублей. Бывшие в употреблении Беларус МТЗ-40 более ранних выпусков можно найти гораздо дешевле.

Кроме модели производства Минского тракторного завода МТЗ-50 аналогом Беларуса МТЗ-40 является трактор Т-40 производства Липецкого тракторного завода.

В отличие от Беларуса липецкая модель выпускалась намного дольше – до 1995 года. Изготовленный липецкими машиностроителями трактор оснащался двигателем меньшей, чем у МТЗ-40, мощности и был более прихотлив в эксплуатации.

Недостатками Т-40 являлись множество ограничений, сопровождавших работу двигателя. Так, при работе трактора нужно было использовать масла только определенных видов, температура картерного масла должна была быть не ниже 55 градусов. Машину нельзя было оставлять надолго работающей на холостом ходу и эксплуатировать без кожуха вентилятора.

МТЗ-50, выпуск которого был начат в 1962 году и продолжался более тридцати лет, имел более высокий тяговый класс (1,4) и большую максимальную скорость при движении вперед, составлявшую 34 км в час.

Трактор МТЗ-40 — особенности переходной модели

В линейке минских тракторов имеются модели, успешно выпускавшиеся на протяжении нескольких десятилетий и переходные версии, которые были сняты с конвейера по истечении нескольких лет.

Одной из таких машин является универсальный трактор МТЗ-40 предназначенный для пахотных, уборочных, транспортных и других сельскохозяйственных работ. После разносторонних испытаний опытные образцы трактора 0,9 тягового класса были рекомендованы для массового производства.

  • Простая в обслуживании и компактная по габаритам машина была укомплектована достаточно мощным и экономичным дизельным силовым агрегатом, реверсной механической трансмиссией, позволяющей максимально эффективно использовать скоростные режимы переднего и заднего хода.
  • Наличие на отдельных сериях гидрообъемного или механического демультипликатора-замедлителя, позволяло использовать 40-ю модель на рассадопосадочных работах и при уборке технических культур.
  • В конструкцию этой машины заложена традиционная для минских тракторов совместимость с фирменными навесными и прицепными агрегатами, в том числе предназначенных для более тяжелых машин МТЗ-5 и их модификаций.
  • В компоновке трактора использована характерная для минских тракторов полурамная схема остова, колеса заднего моста увеличенного диаметра, передний мост с демпферной подвеской.


Фото: трактор МТЗ-40

МТЗ-40 находится в перечне первых универсальных машин, для которых конструкторами Минского тракторного завода разработана достаточно удобная и комфортная для своего времени герметичная кабина.

Технические характеристики

При средних габаритах 3,66х1.62х 2.1 м, МТЗ-40 имел вес 2,6 тонны. Маневренность обеспечивал небольшой радиус поворота, проходимость — высокий клиренс и специальный рисунок протектора шин. Диапазон рабочих и транспортных скоростей в пределах 2,4-24 км/ч. Рулевое управление червячного типа, без гидроусилителя.

  • Трактор Беларус-40 комплектовался весьма совершенным для того времени экономичным дизельным двигателем Д-40 мощностью 45 л.с. со средним расходом топлива 182 г/л.с. в час. Также снижен расход топлива за счет доработки системы газораспределения, в частности использования клапанов увеличенного диаметра, изменена конструкция воздухоочистителя и корпуса топливных фильтров.
  • В конструкцию силового агрегата были внесены изменения, связанные с обустройством привода шестеренчатого насоса бортовой раздельно-агрегатной гидросистемы.

Общая концепция силового агрегата Д-40 стала основой для создания более мощных и совершенных фирменных двигателей, мощностью до нескольких сотен л.с.

Производительность бортовой гидравлики обеспечивала возможность работы трактора с фронтальными погрузчиками типа кун. В качестве сменных рабочих орудий предлагались ковши разных объемов, вилы для погрузки — рулонных изделий, деловой древесины, силоса или сена.

Коробка передач

Межремонтный ресурс этого агрегата повышен за счет дополнительного усиления конструкции в целом, упрочения поверхностей кулачковых муфт и шестерен цементацией и закаливанием с применением токов высокой частоты. Для более эффективного охлаждения масла и дополнительной жесткости, корпус КПП был снабжен литыми ребрами.

Наиболее нагруженные шариковые подшипники были заменены роликовыми, Вместо литых деталей механизма переключения передач использованы менее металлоемкие штампованные. Неоспоримое достоинство КПП трактора 40-й модели — практически 70%-я взаимозаменяемость с аналогичными агрегатами тракторов МТЗ-2 и МТЗ-5.

Модернизация трансмиссии в значительной степени коснулась муфты сцепления. В базовом варианте — это традиционная для минских машин постоянно-замкнутая, сухая однодисковая конструкция с механическим управлением. В тракторе 40-й модели повышена упругость пружин, улучшен доступ к регулировочным точкам.

Преимущества и недостатки

После доработки отдельных узлов трактор 40-й модели имел бы все шансы стать базовой моделью для разработки более совершенных версий в категории машин малого и среднего монтажа.

В списке неоспоримых преимуществ этой машины:

  • удачная во всех отношениях компоновка, которая стала традиционной для новых разработок минских тракторов;
  • доступ к отдельным узлам для обслуживания и устранения неисправностей;
  • достаточно гибкие тяговые характеристики силового агрегата;
  • наличие реверсного режима работы трансмиссии;
  • совместимость с широким ассортиментом навесных, грунто-обрабатывающих, уборочных и погрузочно-разгрузочных устройств;
  • применение широкопрофильной колесной резины, возможность установки ходового демультипликатора.

Существенные недостатки МТЗ-40 — это в первую очередь проблемы холодного запуска в условиях низких температур.

На втором месте — отсутствие синхронизаторов пониженных передач трансмиссии, не эргономичное размещение приборного щитка, ручек и переключателей основных и вспомогательных тракторных систем.

Видео: МТЗ против Т40

Цена нового и подержанного трактора МТЗ-40

Машину с нулевой наработкой можно увидеть только в заводском музее. 40-я модель давно снята с конвейера, поэтому речь может идти только о покупке трактора б/у. Поскольку МТЗ-40 производился на протяжении всего нескольких лет, количество предложений по продаже минимальное.

При изучении бэушного украинского рынка создалось впечатление, что владельцы существенно завышают стоимость продаваемых машин. Ценовой диапазон техники, находящейся в весьма неудовлетворительном техническом состоянии начинается с 1000 у.е. Значительная часть предложений — это тракторы Т-40, не имеющие никакого отношения к продукции минского завода.

Читайте также:  Трактор Т-4. Обзор, характеристики, особенности применения

В этом сегменте представлены идентичные по мощности и другим параметрам, более ранние модели МТЗ-2 и МТЗ-5. Эти машины в свою очередь стали базами для создания востребованных во всех сферах народного хозяйства тракторов МТЗ-50 и полноприводных МТЗ-52.

Еще один прототип 40-й модели — трактор ЛТЗ-Т-40, который на протяжении нескольких десятилетий производился Липецким тракторным заводом. Единственное преимущество этой менее мощной машины с 37-сильным силовым агрегатом — его принудительное воздушное охлаждение. Для этого трактора характерны недостатки, которые отсутствуют в конструкции МТЗ-40. Это специальные моторные масла, работоспособные при температуре не ниже 55°С, строгие ограничения на продолжительность работы силового агрегата в режиме малых и холостых оборотов.

Отзывы владельцев

Списанную коммунальщиками «сороковку» минского завода купил еще в 2004 году буквально по стоимости металлолома. После основательного ремонта машина получила вторую жизнь. Деревня небольшая, тем не менее, работы хватает, зарабатываю на горючку вспашкой огородов, доставкой из райцентра срочных грузов и продуктов для местного магазина. Весной и осенью мой безотказный МТЗ — единственное средство общения с внешним миром.
Алексей Иванович

Учусь в аграрном колледже. На подсобном хозяйстве имеется подаренный шефами МТЗ-40, который сами обслуживаем и по ходу дела получаем навыки вождения. Зимой трактор используется для расчистки улиц от снега. Машина на полном ходу, тем более что многие запасные части подходят от тракторов МТЗ-50 и ЮМЗ.
Юра

Трактор МТЗ-40

МТЗ-40 – колесный универсально-пропашной трактор, выпускавшийся непродолжительное время на Минском трактором заводе. Данная техника предназначалась для обработки почв в теплицах, садах, выполнения пропашных работ и относилась к 0,9-му тяговому классу. Также МТЗ-40 использовался для перевозки грузов и осуществления транспортной деятельности.

В истории Минского тракторного завода данной модели отводится немного места. Ее выпуск начался в середине 20 века, на тот момент предприятие старательно наращивало производство МТЗ-2, МТЗ-5 и МТЗ-5Л. Также велась активная работа по их модернизации. В скором времени появился МТЗ-40. Однако существовала модель недолго, став прародительницей более популярных модификаций.

Изначально большой интерес к созданию «Беларусу-40» проявляли власти СССР. В итоге конструктора Минского тракторного завода приступили к реализации проекта, одобренного в Головном автотракторном институте.
Спустя несколько лет появились опытные образцы МТЗ-40, после чего трактор рекомендовали к серийному производству. Модель получила дизельный мотор и уменьшенную массу, что позволяло ей более эффективно выполнять свою работу, развивая скорость до 24 км/час.

Технические характеристики

  • МТЗ-40 имел полную массу в 2,595 тонны при средних габаритах.
  • Высота трактора составляла 2100 мм, длина – 3660 мм, ширина – 1620 мм.
  • Удельный расход топлива модели равнялся 182 г/л.с. в час.

Трактор получил дизельный двигатель Д-40, позволивший несколько снизить потребление топлива. Положительные изменения были вызваны появлением системы питания мотора и улучшениями, внесенными в принцип газораспределения. Так, головка мотора обзавелась увеличенными проходными сечениями выпускных и всасывающих каналов, а также тарелками клапанов большего диаметра.
В системе питания появился новый воздухоочиститель, сочетаемый со старым очистителем. Модернизации подверглись и топливные фильтры мотора. Некоторые тяжелые элементы агрегата были заменены более легкими аналогами.
«Беларус-40» оборудовался раздельно-агрегатной гидросистемой, что сказалось на типе двигателя. Некоторые его элементы пришлось расположить иначе.

Устройство

Трансмиссия модели была полностью реверсивной и механической. Она позволяла максимально использовать весь диапазон скоростей заднего и переднего ходов трактора. В отдельных версиях была предусмотрена установка гидрообъемного или механического ходоуменьшителя, позволявшего работать на низких скоростях.

Одна из особенностей МТЗ-40 заключалась в агрегатной совместимости с большинством прицепных и навесных машин и агрегатов, изготавливаемых для других продуктов Минского тракторного завода. Кроме того, модель работала с оборудованием от более тяжелых «Беларусов».

Задние колеса трактора имели большой диаметр, передние были несколько меньше, но являлись направляющими и устанавливались на пружинную подвеску. МТЗ-40 имел высокую проходимость благодаря классической «елочке» на колесах, что особенно ценилось в сельском хозяйстве.

«Беларус-40» был сделан по традиционной для Минского тракторного завода схеме с полурамной конструкцией остова. Запуск двигателя осуществлялся от карбюраторного пускового мотора.

К недостаткам трактора можно было отнести наличие проблем с запуском мотора в зимний период. Не лучшей была и компоновка рычагов и механизмов управления, размещенных в кабине.

Производство модели, выпускавшейся всего несколько лет, завершилось довольно давно, потому предложений по МТЗ-40 сейчас не так много. Средняя цена для экземпляров последних лет выпуска составляет примерно 150000 рублей. Ранние версии б/у можно найти куда дешевле.

К аналогам «Беларуса-40» следует отнести другой продукт Минского завода – МТЗ-50, а также трактор Т-40, выпускавшийся на Липецком тракторном заводе.

Трактор Т-40: технические характеристики

«Сороковка» — универсальность, надежность и производительность!

Т-40 – среди сельчан, фермеров и людей рабочих профессий, на просторах бывшего СССР, сложно найти человека, который хотя бы заочно не был знаком с этим легендарным трактором!

Дебютировала эта машина в далеком 1961 году, став родоначальником целого ряда сельскохозяйственной техники, выпускаемой Липецким тракторным заводом в последующие годы.

Опыт полученный при создании и дальнейшей эксплуатации Т-40 послужил фундаментом для создания всей линейки колесных тракторов, сошедших с конвейера ЛТЗ в последующие годы.

Несмотря на то, что выпуск этого работяги был прекращен еще в 1995 году, тысячи этих тракторов до сих пор вполне успешно продолжают трудиться на полях нашей страны.

1. Трактор Т-40: рождение легенды

Создавался Липецкий Тракторный Завод в военное время в 1943 году, на основе уцелевших цехов завода «Станкострой».

По заданию Государственного оборонного комитета, ставилась цель, создание сельскохозяйственного гусеничного пропашного трактора средней мощности. Для нужд завода в срочном порядке были отозваны с фронта технологи, инженеры, конструктора и рабочие необходимых специальностей.

Первым детищем завода стал трактор КД-35, первые серийные модели которого поступили в совхозы страны уже к концу 1944 г. Различных модификаций этой машины до начала 60-х годов было выпущено 113600 штук, после чего завод перешел на производство колесных тракторов.

Работы над первыми колесными тракторами начались в 1956 г., это были самоходные шасси с двубрусной рамой и задним расположением силовой установки. Но настоящим предшественником нашего героя стал Т-25 (не путать с Владимировцем) разработанный в 1958 и пошедший в серию в 1960 под обозначением Т-30 и следом в этом же году Т-35 с более мощным двигателем.

Массовое же производство началось с универсально – пропашного трактора Т-40 выпущенного в 1961 г.

Испытания, проведенные в 1970 г. показали, что эта машина показала себя как одна из лучших по надежности в СССР, а также завоевала золотые медали на европейских выставках с 1966 по 1970 г. проходивших в Маркклееберге и Лейпциге.

Технические характеристики Т-40

  • Мощность двигателя — Д-37, Д-144 37; 50 л.с.
  • Конструктивная масса — 2.3–2.6 т.
  • Диапазон скоростей — 1.6–27 км/ч.
  • Количество передач вперед/назад — 7/7
  • Трактор тягового класса — 0.9 т.с.
  • Габариты д /ш /в — 3660/1620/2100 мм.
  • Агротехнический просвет — 500 мм.
  • Регулируемая колея — 1200–1800 мм.

Двигатель


«Сороковка» оснащалась двигателями Владимирского тракторного завода. Базовый Т-40 комплектовался силовой установкой Д-37, мощностью 37 л.с. На более позднюю модификацию Т-40М ставили дизель Д-144 мощностью в 50 л.с.

Оба этих двигателя – это четырехтактный, четырехцилиндровый дизель с воздушным охлаждением. В конструкции двигателя отсутствует блок-картер, а съемные цилиндры, имеющие рядное исполнение, снабжены радиаторными ребрами для лучшего отведения тепла.

Дизель имел в основном электростартерный пуск, реже устанавливался бензиновый пусковой двигатель ПД-8.

Несмотря на недостатки в системе охлаждения, силовые установки которыми агрегатировались Т-40 и его модификации, при правильной эксплуатации и своевременном техническом обслуживании, до сих пор считаются вполне надежными.

Коробка передач

Трактора Т-40 и его модификации оснащались четырехходовой, восьми скоростной (одна замедленная передача), механической коробкой передач.

Отличительной чертой коробки стало расположение валов, расположенных поперёк — это позволило значительно укоротить конструкцию и совместить ее в едином агрегате, с механизмами заднего моста. Такое решение позволило значительно уменьшить габариты трактора.

Передняя стенка трансмиссии соединяется с корпусом сцепления, а также имеет резьбовые соединения для установки некоторых элементов управления машиной.

На задней стенке коробки есть крепления для установки рычагов навески, а также установлен удлинитель ВОМ. По бокам крепятся тормозные рукава.

Рычаги и механизмы управления передачами, дифференциала и реверсом, расположены на крышке верхней части коробки.

Ходовая часть

Опорой трактору служат передний и задний мост. Передняя ось выполняет функцию опоры и служит для смены направления колес с помощью рулевого управления. Задние колеса преобразовывают крутящий момент передаваемый двигателем, в движение трактора.

На колеса могут устанавливаться дополнительные груза, для увеличения сцепной массы трактора если того требуют эксплуатационные условия.

Давление, поддерживаемое в шинах должно составлять примерно 0,10–0,14 МПа, смотря какие работы вы будете выполнять и какое навесное оборудование использовать.

Рулевое управление

Все модели трактора Т-40 оснащены гидроусилителем руля (ГУР). Сигнал на гидроусилитель передается рулевой колонкой посредством карданных валов. ГУР тем временем посылает усилие сошкам, поворачивая тем самым колесо вправо или влево.

Кабина Т-40: обзор

Кабина одноместная, закрытая, из панелей, соединенных точечной сваркой. Каркас из труб обеспечивает безопасность при опрокидывании.

Достаточно неплохой обзор позволяет качественно выполнять сельскохозяйственные работы. Лобовое стекло укомплектовано стеклоочистителем.

Крыша сделана из фанеры и обшита коже заменителем. Справа установлен плафон светильника, спереди на брусе вентилятор, в левом углу сзади крепление для термоса.

Все основные органы управления находятся перед трактористом. Рычаги реверса, переключения передач и включения ВОМ расположены на полу кабины. Рукоятки управления гидравликой вы найдете справа от рулевой колонки.

Педали имеют классическое расположение. Тормоза раздельные, соединены специальной планкой.

На панели слева датчики для контроля различных параметров: давление и температура масла, заряд аккумулятора, давление воздуха.

В целом все основные элементы управления расположены вполне удобно и доступно. Как говорится, все под рукой, а приборы контроля перед глазами.

Навесное оборудование для трактора Т-40

Задняя навеска предназначена для агрегатирования на Т-40 различного навесного оборудования. Это шарнирный механизм с центральной и двумя продольными тягами.

Продольные тяги соединены с рычагами на валу с помощью раскосов, на этом же валу смонтирован кривошип, соединяющийся с гидроцилиндром.

Гидроцилиндр поднимает и опускает прицепное оборудование, а его положение регулируется при помощи раскосов и центральной тяги.

Модификации трактора Т–40

«Сороковка» за все годы выпуска не единожды модернизировалась и дорабатывалась. С каждой модернизацией в ее конструкцию вносились изменения, позволяющие расширить функциональность этой замечательной машины.

Для удобства рассмотрения разделим все модификации по типу силовой установки на две группы:

Трактора с двигателем Д-37:

  • Т-40А – от базовой версии его выгодно отличало наличие полного привода, это новшество по достоинству оценили дорожные службы, среди которых трактор быстро обрел популярность.
  • Т-40АН – полноприводная машина с уменьшенным агротехническим просветом, специально предназначенная для работы на крутых склонах.
  • Т-50А – модификация, проектируемая для работы с навесным погрузчиком. Модель была ориентирована на использование в промышленности.

Трактора с двигателем Д-144:

Появление Д-144 более мощного 50-ти сильного двигателя позволило увеличить производительность трактора и спровоцировала появление новых модификаций.

    • Т-40М — заднеприводная модель.

  • Т-40АМ – модель с полным приводом.
  • Т-40АНМ – по аналогии с Т-40АН предназначался для работы на склонах.
  • Т-40АП – создавался с учетом установки на него коммунального оборудования.

Опыт эксплуатации Т-40: достоинства и недостатки

Узнав немного об истории появления «героя» нашего повествования, ознакомившись с его техническими характеристиками и конструкцией, рассмотрев модельный ряд. Мы можем сделать кое-какие выводы, по поводу достоинств и недостатков этого трудяги, а также спросить об этом людей, которые знают этот трактор не понаслышке.

Начнем с плюсов:

  1. Это по-настоящему многофункциональная, надежная машина с отличной проходимостью. Возможность установки погрузчика еще больше расширяет возможности машины.
  2. Трактор сохраняет функциональность и маневренность как на высоких скоростях, так и при движении задним ходом. Неплохо показала себя на ограниченных участках, в теплицах.
  3. Все модификации имеют гидроусилитель руля.

Говоря о недостатках отметим:

  1. Воздушная система охлаждения не всегда справляется со своей функцией, особенно в жаркую погоду. Зимой, напротив, возникают проблемы с пуском двигателя.
  2. Недостаток комфорта в кабине, без доработок зимой довольно холодно, а летом очень жарко.

Многие трактористы сами дорабатывают свои «Сороковки», чем сводят недостатки конструкции к минимуму:

Доработка системы охлаждения.

Один из вариантов самостоятельного решения проблемы с охлаждением. В данном случае тракторист заменил стандартный масляный радиатор на радиатор большего объема и закрепил его с правой от двигателя стороны, дополнительно установив через тумблер вентилятор от иномарки.

Подводка масла осуществлена с помощью обычных шлангов от гидравлики. В дополнение улучшается охлаждение цилиндров, т.к. ничего не препятствует потоку воздуха. Для доступа к двигателю радиатор сделан откидным.

Отопление кабины.

Есть два основных, наиболее широко распространенных варианта сделать отопление в кабине Т-40. Проще всего сделать отопление от выхлопных газов, либо от масляного радиатора.

Подводим итоги

В заключение, можно сказать, Т-40 несмотря ни на что, еще в далеком 61-м занял лидирующую позицию в своем тяговом классе, и вплоть до прекращения выпуска в 1995 году, вполне достойно выполнял возложенные на него обязанности. И до сих пор эти трактора работают на наших полях, составляя достойную конкуренцию современным моделям.

Кроме этого, в процессе работы был накоплен огромный опыт, впоследствии использованный при создании ЛТЗ-60 и других моделей.

На вторичном рынке вы и сейчас найдете множество предложений о купле/продаже «сороковок». Рабочий экземпляр можно приобрести в диапазоне от 80–250 т.р. в зависимости от состояния, необходимых вложений и наличия навесного оборудования.



Ссылка на основную публикацию