Вспашка плугом на мотоблоке Салют. Обзор, модели, регулировка

Как выбрать и установить плуг для мотоблоков «Салют»?

С 80-х годов прошлого столетия начали широко использоваться в сельском хозяйстве такие агрегаты, как мотоблоки. Обусловлено это развитием фермерского хозяйства и частного подворья. Мотоблоки существенно упрощают сельскохозяйственные работы благодаря большому спектру навесного и сменного оборудования.

Мотоблоки «Салют»

Ярким представителем российских производителей являются мотоблоки марки «Салют». Преимущество данного агрегата заключается в сбалансированном соотношении цены и качества. Одной из первых моделей, которая и сейчас пользуется спросом и остаётся на рынке, является мотоблок «Салют-5». Конструкция данного агрегата настолько проста и надежна, что он легко завоевал любовь населения среднего класса. Популярность модели вдохновила ее производителей на создание более совершенного и модернизированного образца – «Салют-100». Этот агрегат имеет повышенную мощность, благодаря чему, вкупе с большим количеством навесного оборудования, расширилась и область его применения.

Как выбрать плуг

В зависимости от проводимых работ по обработке земли, необходимо подбирать навесное оборудование. Это правило касается и плуга. Чаще всего используются три модификации плуга для вспашки.

  • Оборотный. Его конструкция позволяет регулировать глубину вспашки. Данный плуг при работе образует борозду и отворачивает срезанный пласт земли в сторону, что является самым простым способом. Усовершенствовав верхнюю часть лемеха, можно добиться более качественной обработки почвы. Для этого в верхней части агрегата делается загиб лемеха в левую сторону с небольшим наклоном. При работе срезанный пласт земли скользит по этому загибу и переворачивается на 180 градусов, тем самым улучшая обработку.

  • Роторный. Используется для более детальной обработки земли. По конструкции он имеет несколько лопастей, что позволяет увеличить глубину вспашки. Данный плуг не только вспахивает землю, но и измельчает срезанный пласт земли. Это позволяет применять его для окучивания и при изготовлении борозд под посадку сельскохозяйственных культур. Недостаток конструкции в том, что использовать инструмент можно только на мягком и среднем грунте. На твердой почве потребуется первоначально провести обработку оборотным плугом, затем применить роторный, что увеличивает физические затраты и время обработки. Также цена данной конструкции по сравнению с другими самая высокая.

  • Плуг Зыкова. Представляет собой доработанный модифицированный оборотный плуг. Конструкция плуга хорошо зарекомендовала себя при обработке твердых пород почвы. Благодаря большему числу настроек можно оптимально подготовить оборудование к работе, учитывая все параметры почвы и условия эксплуатации. Настройка угла наклона или, как называют в народе «угла атаки», позволяет применять данный агрегат для обработки любого грунта. Для этого нужно увеличить угол атаки для обработки твердых пород земли или уменьшить его для более мягких видов почвы.

Установка

Чтобы снизить физические нагрузки при обработке земли мотоблоком, а именно при вспашке, необходимо правильно установить и отрегулировать плуг. Начиная установку плуга на агрегат, обратите внимание на крепление сцепки. Она должна крепиться одним центральным шплинтом к мотоблоку. Такое крепление обеспечивает небольшой люфт, что позволит компенсировать нагрузку при обработке проблемных участков почвы. При увеличении нагрузки на плуг он за счет люфта отвернет немного в сторону, не меняя траектории движения мотоблока.

Если прицепить оборудование жестко двумя шплинтами к мотоблоку, то все усилия через плуг будут передаваться на агрегат. Придется приложить немало физической силы, чтобы удержать ровную траекторию движения.

Сама установка плуга довольно проста и не занимает много времени. Далее дело за регулировкой, которой нужно уделить максимум внимания.

Как отрегулировать

Чтобы правильно выполнить регулировку, необходимо знать какую почву вы собираетесь пахать и на какую глубину. Вот краткая инструкция как отрегулировать плуг на мотоблоке.

  • Следует выставить плуг так, чтобы его центральная ось совпадала с продольной осью мотоблока и при этом габариты оборудования не выходили за пределы земляных захватов. Это обеспечит устойчивость агрегата при работе, и вы легко удержите прямую траекторию движения.
  • Чтобы настроить глубину обработки земли, приготовьте подставки под колеса мотоблока по высоте равные глубине обработки. Необходимо установить агрегат на подложки параллельно земле. Освобождаем винтами стойку плуга. Он должен опуститься и коснуться земли. После этого винтами фиксируем плуг на стойке.

  • Для регулировки угла наклона плуга опустите его на ровный участок земли. Он должен плотно прилегать по всей плоскости к почве. Если этого нет, ослабьте хомут на стойке и поверните в нужную сторону. Затем зафиксируйте хомут.
  • Угол атаки регулируется винтом, который расположен между стойкой и лемехом. Поворачивая винт по часовой стрелке, вы уменьшаете угол атаки. Такая настройка пригодна для обработки мягкой почвы. Если винт крутить против часовой стрелки, то угол атаки увеличится, что поможет обрабатывать более твердую почву.

Как установить плуг для мотоблоков «Салют», смотрите в видео ниже.


Регулировка плуга на мотоблоке

Автомеханик, специализируется на С/Х технике

Чтобы на земельном участке вырастить здоровую и вкусную культуру, необходимо, как минимум один раз в год, вспахать и вспушить устоявшийся поверхностный слой почвы. Если это небольшой участок – пол беды, но в случае с территориями в десятки соток, тут уже потребуется вспашка мотоблоком. К нему цепляется плуг, и работа спорится намного быстрее.

Такое навесное оборудование продается в специализированных магазинах сельскохозяйственной техники и инвентаря. Устройство для вспахивания может подходить одновременно к различным моделям одного или разных заводов-изготовителей. Казалось бы, нет ничего проще, чем прицепить устройство к мотоблоку и начать пахать. Этого недостаточно, необходимо еще правильно настроить и подготовить плуг к работе.

Используйте плуг вместе с мотоблоком для экономии времени

Особенности плуга на мотоблоке

Выбирая мотоблок, следует учитывать площадь предстоящей обработки и состояние почвы.

Разделяют следующие типы мотоблочной конструкции:

  • легкие;
  • средние;
  • тяжелые.

Первый вариант применяется на участках с небольшой площадью. Это малогабаритные устройства с двигателем, мощность которых не превышает 5 л.с. Существенная особенность таких мотокультиваторов – их нельзя долго эксплуатировать. Из-за небольшого веса и маломощного мотора они не способны глубоко врываться в землю и быстро перегреваются.

Второй тип, в большинстве случаев, имеет задний привод и отлично выполняет работы на больших территориях. Вес машины увеличен, они легко проходят повороты. Мощность двигателя может достигать до 12 л.с.

Тяжелые представители мотоблоков оснащены силовым агрегатом с мощностью 15-30 лошадиных сил. К ним можно прицепить любое дополнительное оборудование (картофелекопалку, плуг, прицеп). Довольно мощное оборудование и в то же время очень неудобное при выполнении разворота.

В данном видео рассмотрим плуг на мотоблоке:

Плуг к мотоблоку своими руками

Тому, кто умеет обращаться с инструментом и обучен работать со сварочным аппаратом, не составит большого труда изготовить механизм для вспашки огорода мотоблоком самостоятельно. Достаточно подготовить материал: металлические листы, болты, уголок. Причем изделия могут быть не новыми, а уже бывшими в употреблении, но в хорошем состоянии.

Лемех выполняют из листа трехмиллиметровой стали. Остальные элементы выполняются из полосы и уголка. Части плуга соединяются между собой сваркой и затем стыки зачищаются болгаркой. Некоторые монтируют двухрядными, чтобы избежать второго прохода в начале полосы при движении параллельными рядами.

Самостоятельное изготовление чертежа и конструктивных элементов требует особого внимания. Точность изготовления деталей исключит возможность проявления нарушений в работе целого организма.

Современные конструкции плугов насчитывают большое количество разновидностей: одно- и двухкорпусные, отвальные и безотвальные, поворотные и роторные.

Преимущества самодельного оборудования:

  • возможность проведения точных замеров и расчетов на месте;
  • стоимость готовой конструкции будет дешевле аналогичной заводской;
  • выбор качественного материала;
  • сборка конструкции осуществляется под постоянным наблюдением.

Подготовка к вспашке плугом

Перед высаживанием рассады и посева семян сельскохозяйственных культур почву необходимо подготовить и первым делом вспахать верхний слой. Эту работу с легкостью выполнит плуг мотокультиватора. Правильно отрегулированный механизм сделает аккуратную и ровную борозду. Для начала выполняются подготовительные работы с самим мотоблоком, его транспортируют к месту начала работ, осматривают и готовят к установке плуга. Затем его закрепляют и регулируют, если необходимо – затачивают. Только после этого приступают к пахоте.

Настройка

К месту начала работ мотокультиватор привозят в разобранном состоянии: грунтозацепы и навесное оборудование должно быть снято:

  1. Демонтируют колеса, чтобы вместо них установить специальные грунтозацепы. Без этих приспособлений вспахать землю будет проблематично.
  2. Улучшают устойчивость мотоблока. Для этого ступицы колесной пары снимают и на их место устанавливают другие, более удлиненные. Таким образом, увеличивается расстояние между грунтозацепами и мини-трактором лучше управлять во время движения.
  3. Непосредственная установка грунтозацепных устройств.

Регулировка

Для удобства регулировки нужно взять брус высотой 15 сантиметров в количестве 2 штук. Они будут служить подставками. Далее настраивают глубину вспашки. Самая оптимальная составляет 16-20 сантиметров. Вся процедура проходит на ровной горизонтальной поверхности. Теперь можно настраивать угол наклона конструкции плуга:

  1. Заднюю его часть приподнимают поворотом специального регулировочного болта. Так, увеличивается глубина борозды.
  2. Обратным поворотом болта добиваются уменьшения глубины вспашки.

Совет. Расстояние между плугом и уровнем земли должно выдерживаться не более 5 сантиметров. Если оно будет менее 3, плуг будет врываться в почву и качество вспахивания будет низким. При этом двигатель ощутит на себе увеличение нагрузки, что негативно скажется на его дальнейшей работоспособности.

До начала проведения основной работы следует вспахать пробную полосу и проверить результат. Прежде всего, обращают внимание на следующее:

  1. Глубина полосы, состояние отвала.
  2. Во время движения следят за ходом плуга.
  3. Плавный ход мотоблока.
  4. Работа двигателя и физическая загруженность оператора.

Выполнение контрольной полосы осуществляется в следующей последовательности:

  1. Мини-трактор ставят на край обрабатываемого участка земли.
  2. Включается передача и плавно выжимается сцепление. При движении нужно следить, чтобы мотоблок с плугом шел параллельно поверхности земли, сильно не зарываясь и не поднимаясь. При этом особых усилий прикладывать особо не нужно, мототехника сама пойдет вперед.
  3. Проверяют результат пройденной первой полосы, если он соответствует требуемой глубине, то работу можно начинать в полном объеме.

Затачивание

Основной элемент конструкции плуга, на который приходится основная нагрузка при вспашке, – лемех. Для результативного среза земли он должен быть хорошо заточен. В противном случае, тупые лезвия будут тормозить продвижение плуга вперед. Многие пытаются сделать плуг самостоятельно и в результате не очень довольны своей работой. А все потому, что недостаточно знаний о производстве лемеха и способах его заточки. Лемех должен быть обязательно съемным с режущей кромкой толщиной чуть большей 1 миллиметра и углом от 25 до 40 градусов. Конечно, лучше всего приобрести готовое изделие, но можно попробовать сделать хороший плуг для мотоблока самостоятельно, используя схемы и чертежи, а также огромное количество видео, представленных в сети интернет.

Основные требования к лемеху:

  • лезвие (его край) должно располагаться ниже полозка на 2 см;
  • отвал и рабочая плоскость лемеха должны плотно стыковаться между собой без зазоров;
  • задняя поверхность крепится к основанию плуга под углом 20 градусов, но не больше;
  • режущая кромка выполняется из твердого сплава с фаской в 4 мм.

Затупленное лезвие приводит к ухудшению заглубления плуга в землю. Значит, его необходимо заточить. Как правильно это сделать? Лучшим местом, где такие работы выполнят на высшем уровне, является кузница. В ней сначала материал разогревают до высокой температуры, затем при помощи кувалды исправляют изношенные места. Далее лезвие обрабатывают точилом и закаливают.

Современные производители сельскохозяйственной техники и инструмента выпускают лезвия с самозаточкой. Как выйти из положения, если нет ни того, ни другого? В таком случае применяют обычный наждак. Заточка происходит со стороны наплыва земли под небольшим углом к лицевой поверхности.

Не забывайте о требованиях к крепежу

Установка

Подходит момент установки плуга на мотоблок. Но для начала на него необходимо закрепить сцепку:

  1. Раскладывается необходимый для проведения работ инструмент: ключи, сцепка, плуг.
  2. Регулируется глубина борозды. Сопоставляются отверстие ступицы и стойки плуга.
  3. Отверстия закрепляются общим болтом.
  4. Установленная сцепка на плуг фиксируется болтовыми соединениями.
  5. Конструкция навешивается на мотоблок.

Как пахать мотоблоком с плугом

Если в распоряжении находится стандартный участок на 6 соток земли, то его лучше пройтись мотоблоком из легкой серии. Весит он немного, им легко управлять. Справится такой мотокультиватор с участком очень быстро. В качестве навесного оборудования для маленьких участков принято использовать культиваторы и фрезы. Технология обработки следующая: минимашина устанавливается на краю участка, заводится и на максимальной скорости движется вперед, поворачивая на углах участка. Так, постепенно мотоблок продвигается к центру.

Читайте также:  Назначение Камаза 65111: модификации модели, сфера применения

Для больших площадей целесообразно применять средние и тяжелые культиваторы. В этом случае без плуга просто не обойтись:

  1. Выполняется контрольная вспашка в двух направлениях.
  2. Во время вспашки оценивается положение плуга относительно земли и качество борозды.
  3. Если вопросов нет, переходят к выполнению полного объема работ.
  4. Скорость мотоблока увеличивают, борозды и отвал земли получаются ровными и аккуратными.

Такой способ подходит для любых типов почв. Если работы ведутся на твердой и каменистой почве, лучше ее обработать в два захода с разной глубиной. На втором этапе, чтобы исключить сползание почвы, волны можно делать поперек предыдущих. При продольном прохождении рекомендуется волну укладывать между двух старых, чтобы не было большого расстояния между ними.

Совет. При работах в условиях жаркой погоды двигателю требуется время для отдыха и остывания. По окончании вспашки плуг следует отсоединить, почистить и помыть от грязи, оставить до следующего раза.

При проведении работ, связанных с вспахиванием земли, необходимо придерживаться определенных инструкций и правил:

  1. Для начала выполняют контрольную вспашку и анализируют полученную борозду.
  2. Осуществляют регулировку плуга, качество отвала и глубину полосы.
  3. Гребни борозд должны находиться друг от друга на равном расстоянии.
  4. Исключается возможность наложения нового отвала почвы на старый.

Знания о настройке плуга на мотоблоке позволяют не только правильно настроить оборудование, но и качественно выполнить вспашку в кратчайшие сроки. Безукоризненная регулировка – залог подготовительных работ на приусадебном участке.

Плуг на мотоблок

Мотоблок – достойная замена минитракторов в небольших фермерских и приусадебных хозяйствах. Оснащенный дизельным или бензиновым двигателем, в зависимости от мощности за одну рабочую смену он способен обработать внушительную площадь, вспашка которой вручную заняла бы в разы больше времени.

Самодельная сборка силового агрегата (мотоблока) нецелесообразна из-за дороговизны и сложности процесса. Зато его основной рабочий орган – плуг – изготовить и собрать своими руками дело нехитрое, в чем мы и убедимся в данной статье.

Плуг на мотоблок: разновидности и их конструктивные особенности


Плуг – это специальное устройство для вспашки почвы, оснащенное металлическим лемехом. Предназначено для рыхления и переворачивания верхних пластов земли, что является важной частью предпосевной и зяблевой обработки. Изначально плуги тянул за собой человек, несколько позже – сельскохозяйственные животные. Сегодня плуг на мотоблок является одним из вариантов использования этой навесной вспомогательной техники, помимо трактора или минитрактора.

В зависимости от формы главных рабочих элементов плуги на мотоблок бывают:

  • лемешными;
  • безотвальными;
  • дисковыми;
  • роторными;
  • комбинированными.

По виду лемеха:

  • винтовые;
  • цилиндрические;
  • полуцилиндрические.

Исходя из числа рабочих деталей:

  • однокорпусный плуг на мотоблок;
  • двухкорпусный;
  • многокорпусные модели, рассчитанные на сверхсложные задачи.

Кроме того, плуги на мотоблок по специфике крепежа делятся на обычные и оборотные.

Как сделать плуг на мотоблок своими руками?


Плуг на мотоблок своими руками – вещь не заоблачная, а вполне реальная. Благодаря проверенным чертежам и качественным материалам этот процесс сводится к нескольким последовательным этапам, приводящим в итоге к получению агрегата с низкой себестоимостью и высоким производственным ресурсом.

Плуг на мотоблок, представленный на чертеже, считается универсальным.

Для того, чтобы изготовить самодельный плуг на мотоблок, необходимо помнить о следующих нюансах:

  • отхождение от стандартных размеров проверенной конструкции может закончиться поломкой агрегата;
  • для плуга стоит продумать крепежную стойку, которая бы позволяла его регулировать и установить на сам мотоблок. Лучше всего для этих целей выбирать цельнометаллические пластины 1-см толщины. Регулировкой стойки можно задать нужную глубину вспашки;
  • отвал должен выдерживать сильные нагрузки. Для этого самым подходящим материалом будет листовая сталь стандартной толщины. Главное – не переборщить с загибом. Целесообразно воспользоваться газовой грелкой, чтобы раскалить трубу и выгнуть в требуемом по чертежу или заготовке направлении;
  • лемех – составной механизм плуга, который непосредственно взаимодействует с грунтом, желательно выполнять из высоколегированной стали или специального сорта стали «Сормайт». Разница в толщине верхнего и нижнего слоя обеспечит неравномерность стачивания и длительную работу без заточки.

Рассмотрим некоторые варианты самодельного исполнения плуга на мотоблок.

Оборотный плуг для мотоблока: делаем в домашних условиях


Оборотный (реверсивный) плуг к мотоблоку внешне отличается изогнутой формой, которая способствует переворачиванию на 1800 верхнего пласта почвы. Получил огромную популярность на твердых почвах, обычное рыхление на которых не приносит ожидаемого результата. Его устройство является наиболее сложным среди других разновидностей.

Универсальный вариант реверсивного (оборотного) плуга представлен на рисунке.

Детализация размера элементов конструктива произведена на чертеже.

Для его изобретения понадобится сделать (обозначения согласно чертежа):

  • лемехи (а) в стальном исполнении. Желательно, чтобы они были съемным для возможной заточки или модернизации. Режущая часть проходит обработку на наковальне и затачивается. Нижний из них предназначен для врезания в почву, верхний – переворачивает срезанный слой. Усилить прочность последнего можно уголком, приваренным к нему;
  • сформировать отвал, способов чего существует несколько. Согласно одному из них, берется стальная труба диаметром не более 6 см, к которой прикладывается картонная заготовка. Между образующей трубы и трафарета должно быть около 20 0;
  • боковую часть стойки (б);
  • пластину для распорки (в);
  • основание изделия (г);
  • уголок (д);
  • стойку (е).

На схеме представлена последовательность сборки поворотного плуга, где 1 – лемех, 2 – боковая часть стойки и 3 – вспомогательный лист.

Разновидностью стандартного реверсивного плуга является поворотный плуг Зыкова, отличительной особенностью которого является усиление лемехов стальными заготовками на болтовых стяжках и большой угол атаки. Дополнительным колесом можно добиться устойчивости конструктива.


На предложенном чертеже он выделен желтым цветом.

Роторный плуг на мотоблок: преимущества агрегата


Имеет наиболее усовершенствованную форму для вспашки целины, поросших бурьянами участков на глубину около 30 см. Ротационный самодельный плуг включает в себя:

Мотоблок, на который навешивается такое орудие, должен иметь исправный вал отбора мощности. Именно он приводит в действие ось, а она – лемехи.

Роторные плуги на мотоблок в самодельном исполнении чаще всего встречаются с дисковыми механизмами. Но известны так же барабанные, лопаточные и шнековые плуги. Незаменимы при заделке удобрений и борьбе с сорняками.

Дисковый плуг своими руками


Дисковый плуг на мотоблок или плуг-окучник – специальное устройство, используемое для обработки почвы перед посадкой клубневых культур. Закладывает борозды для посадки картофеля, свеклы, сельдерея, и окучивает их.

Ниже представлена схема и чертеж окучника


В его строении выделяют:

  • 2 – диски;
  • 3 – кулак;
  • 4 – кронштейн;
  • 5 – ось;
  • 6 – скребок;
  • 7 – ведущая балка;
  • 8 – стяжка;
  • 9 – ручка.

Под цифрой 1 обозначена рабочая область.

Диски можно взять от старой сеялки. Их инсталляция производится под углом, чтобы улучшить производительность пахотных работ. Навешивание окучника на мотоблок через кронштейн сцепки. Т-образный поводок плуга привинчивается к нему болтами и стопором. На большой скорости окучник может начать пробуксовывать. Поэтому работать с ним нужно лишь на малых оборотах или со спаренными колесами.

Согласно другой инструкции, дисковый плуг на мотоблок начинают собирать с вырезания равностороннего уголка. К нему приваривается носок, а затем через упорную планку и пятка. Диски крепятся на специальных петлях, которые привариваются так, чтобы обеспечить их симметричное положение к общей оси.

Плуг к мотоблоку своими руками из конного почвообработщика


Не менее жизнеспособной идеей является переработка старого конного плуга под мотоблок. Полное описание процесса приводится в видео.


Особенностью всех без исключения конских плугов считается их тяжеловесность, создаваемая громоздким отвалом. Если такой плуг без переделки установить на мотоблок, земля не будет откидываться.

В этом заключается большой плюс, поскольку лемех конского плуга не претерпит никаких изменений.

Чтобы из конского сделать плуг на мотоблок понадобится:

  1. самостоятельно изготовить отвал, который вырезается по заранее составленному чертежу из стальной заготовки (3 см толщина). Для точности желательно сделать картонный шаблон;
  2. после вырезания нержавеющему отвалу предается специальная форма;
  3. снять конский отвал и установить вместо него самодельный;
  4. снять ручки, которые были на вертикальной оси;
  5. вместо них приварить металлические крепления, через которые плуг будет навешиваться к мотоблоку.
  6. если в ходе полевых испытаний окажется, что переделанный конский плуг плохо отбрасывает, следует слегка загнуть лемех, чтобы мог сильнее врезаться в почву.

Установка плуга на мотоблок: пошаговые действия


До того, как прицепить плуг к мотоблоку и начать настраивать его, сам тягловый агрегат должен пройти ряд подготовительных процедур. Они сводятся к:

  • транспортировке мотоблока туда, где он будет использоваться;
  • демонтажу колесного хода, который заменяется грунтозацепами. В противном случае техника начнет пробуксовывать и может застрять.

После осуществления этих требований можно начинать установку плуга.

Она подразумевает:

  1. крепление плуга на сцепке мотоблока гайками, что позволит в будущем самостоятельно задавать его рабочие параметры;
  2. подготовить два крепящих штыря, которыми присоединить сцепки и плуг к серьге.

На этом задача по установке плуга заканчивается и можно приступать к следующей.

Как отрегулировать плуг на мотоблоке?


Регулировка – чрезвычайно важный момент, от которого зависит работоспособность не только самодельного или заводского плуга, но и мотоблока.

Чтобы правильно настроить плуг на мотоблок, необходимо обратить внимание на три ключевых параметра:

Ход работ:

  1. по краям выставить ширину, для чего край не должен сместиться выше или ниже зацепа для почвы;
  2. устойчиво расположить мотоблок на подставках, чтобы выставить требуемую для вспашки глубину. Нужно помнить, что она варьирует по сезонам года (зимой до 0,25 м, а весной около 0,2 м);
  3. отрегулировать крепление плуга к мотоблоку;
  4. сделать болтовые крепления так, чтобы задняя часть плуга находилась в одной плоскости с почвой;
  5. снять мотоблок с подставки.


Настройка считается завершенной, если руль располагается на уровне пояса работающего.

Плуг на мотоблок: обзор популярных моделей и их характеристики

Промышленные модификации хоть и уступают самодельным аналогам в размере затрат, но отличаются высокой надежностью и долговечностью. На современном рынке присутствует множество разнообразных моделей, которые различаются не только по требованиям к качеству почвы, но и и к техпараметрам самой силовой установки.

Плуги на мотоблок «Салют»


«Салют» — известный бренд культиваторов и мотоблоков. Благодаря плугу производят вспашку почвы на глубину до 25 см. Функционируют с такими разновидностями плугов:

  • оборотным, пригодным для плотной почвы – самый тяжеловесный из рассматриваемых;
  • однокорпусным без сцепки, вес которого составляет 9,55 кг при глубине вспашки до 200 мм;
  • поворотным плугом Зыкова массой 9 кг, который рыхлит 20-25 см верхнего слоя земли.

Плуги на мотоблок «Крот»


Мотокультиватор «Крот» известен в нескольких модификациях – МК-1 и Мк-2, Обе отлично совместимы с универсальными плугами оборотного действия. Для лучшей сцепки с поверхностью необходимо докупить грунтозацепы.

Технические характеристики плуга «Крот»:

  • Ширина обработки – 20 см;
  • Глубина вспашки – 20 см;
  • Масса – 8 кг.

Плуги к мотоблоку «Нева»


Мотоблок «Нева» имеет несколько базовых модификаций, среди которых МБ-1 и МБ-2. Между собой отличаются мощностью и трансмиссией. Поэтому комплектуются разными адаптерами.

МБ-1 совместим с универсальным однокорпусным плугом без сцепки, а так же моделью П1 20/3. Последняя захватывает ряд шириной в 22 см и адаптирована к переуплотненным грунтам.

МБ-2 работает с:

  • плугом «Крот» (1-корпусный), весом 8,5 кг;
  • 2-оборотным с 15 кг весом и обработкой на 20 см;
  • однокорпусным плугом П1-20/2 (8,5 кг).

Плуг для мотоблоков «МТЗ»


С мотокультиватором МТЗ-09Н и другими модификациями производителя могут работать плуги:

  • универсальный оборотный ПУ-00.000-01, изготовленный из стали и имеющий специфическую форму гребня;
  • П1-20/3, меньше размерами предыдущего;
  • оборотный двухсторонний с перовидным лемехом. Вместе с таким плугом мотоблок может эксплуатироваться со скоростью 2-5 км/ч.
Читайте также:  Назначение Камаза 6350: модификации модели, применение, особенности, цена

Большую известность получил универсальный плуг серии ПУ. Его особенностями является:

  • маловесность;
  • простота транспортировки;
  • крепление обычной сцепкой;
  • ширина колеи 30 см;
  • регулируемость глубины вспашки, которая макс. может составлять 25 см.


Кроме обозначенных выше, огромную популярность у потребителей получили плуги для мотоблока с опорным колесом, регулировка которых производится винтовым механизмом.

Вам может также понравиться:

Утяжелители для мотоблоков

Фрезы на мотоблок

Грунтозацепы для мотоблока

Мульчер к мотоблокам, изготовление своими руками

1 Отзыв

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, а есть ли плуги с левым отвалом на культиватор Нева?

Как правильно пахать мотоблоком: вспашка земли, работа с разным навесным оборудованием

Многофункциональным мотоблоком можно выполнять широкий спектр работ на поле, даче и огороде. Вместе с устройством используют различные виды навески, которые помогают быстро и качественно провести обработку пахотной земли и целины. Самым распространённым почвообрабатывающим орудием является лемешный плуг. Инструкция, как его подготовить к работе и правильно им пахать описана в нашей статье.

Как установить и пахать навесным плугом

Основными рабочими органами инструмента служат металлический лемех и отвал. Лемех осуществляет вспахивание, он подрезает верхние пласты грунта и направляет их на отвал. А отвал оборачивает поднятую лемехом землю, крошит её и сбрасывает в борозду. Благодаря такому процессу происходит глубокое рыхление почвы, при котором она насыщается кислородом и избавляется от сорной растительности.

На рисунке показано как выглядит лемешный плуг, предназначенный для того, чтобы пахать культиватором, мотоблоком в огороде. Разные модели приспособлений для вспашки могут иметь кое-какие отличия между собой, но преимущественно все они устроены именно так.

Перед тем, как начать пахать землю культиватором, мотоблоком, осуществляют сборку съёмного плуга. Для этого берут два болта и с их помощью присоединяют сцепку к стойке навесного орудия. Собранный узел навешивают на кронштейн культиватора, слегка фиксируют и затем производят настройку по параметрам:

  • глубина вспашки;
  • угла наклона отвала;
  • угла наклона пятки (полевой доски).

Для подгонки под нужную глубину пахоты мотокультиватор выкатывают на подставки высотою 12-20 см и ставят максимально ровно, да так, чтобы полевая доска полностью соприкасалась с поверхностью земли, а стойка была перпендикулярна ей. Навесной плуг регулируют до необходимого положения, при котором он будет пахать, а затем закрепляют винтом-регулятором и контргайкой.

Для регулировки угла наклона отвала культиватор накреняют в сторону. Для этого из-под правого колеса (или грунтозацепа) убирают подставку, оставляя только под левым. Гайки крепления навески к сцепке слегка ослабляют, плуг медленно поворачивают, придавая ему оптимальное положение для вспашки.

Изменение угла наклона пятки (полевой доски) осуществляют вращением регулировочного винта сцепки культиватора. Если требуется увеличить высоту подъёма пятки относительно лемеха, винт прокручивают по часовой стрелке и наоборот. При регулировке обязательно следят за тем, чтобы расстояние не превышало 3 см, иначе нос плуга при вспашке в огороде начнёт зарываться вглубь земли и ухудшать тяговое усилие культиватора, впрочем, как и мотоблока или мототрактора. По окончанию выполнения регулировки все гайки хорошо затягивают гаечным ключом. Более подробно рассмотреть процесс настройки плуга для пахоты мотокультиваторами Салют, Нева и прочими можно на видео.

После проведения указанных выше настроек плуг полностью готов к эксплуатации и можно пробовать пахать в огороде. Перед тем, как начать им основательно пахать, особенно, целину, выполняют контрольную вспашку и оценивают, правильно ли отрегулирован плуг, каковы заглубления борозды и качество отвала почвы. Как правильно пахать культиватором, хорошо показано на видео на примере мотоблока Нева. Так же можно посмотреть видео о том, как себя ведёт тяжёлый мотоблок Зирка при вспашке целины.

При правильной регулировке плуга мотоагрегат во время вспашки движется равномерно, без рывков, не зарываясь «носом» лемеха вглубь. Борозды из-под отвала получаются ровными и не идут «внахлёст» друг с другом при пахоте. Если на участке твёрдая почва вспашку проводят в два захода. При первой вспашке устанавливают меньшую глубину, при второй – большую. Таким же способом нужно пахать и целину. Для обработки маленьких территорий используют в основном культиватор и фрезы для пахоты. Средние по площади наделы так же культивируют культиватором, но с применением лущильника или лёгкого плуга, а тяжёлые и целину – при помощи мощного мотокультиватора (например, Нева) и навесного плуга.

С каким навесным оборудованием работает мотоблок

Любой опытный фермер знает, что при помощи мотоблока, культиватора или иной мототехники можно механизировать практически все сельскохозяйственные работы, начиная от обработки земли для подготовки её к посевам и заканчивая перевозкой собранного урожая. Универсальными мотоагрегаты стали благодаря возможности применения разнообразного навесного оборудования. Так, например, для обработки паханой земли и возделывания целины созданы не только отвальные и прочие плуги, но и:

  • бороны;
  • окучники;
  • почвофрезы;
  • плоскорезы-пропольники.

Бороны служат для того, чтобы пахать целину, а так же для предпосевного или послеуборочного рыхления пахотной почвы на глубину 7-14 см. С помощью боронования мотоблоком, культиватором выравнивают поверхность, закрывают влагу, уничтожают сорную траву. Рабочими органами таких сельхоз орудий выступают металлические зубья или диски сферической формы. На этом видео можно наглядно посмотреть, как правильно пахать мотоблоком и самодельной бороной.

При помощи окучника производят окучивание картофеля, нарезание борозд для посева семян, засыпку посадочного материала, а так же присыпание сорняков непосредственно в зоне рядков. Приспособления для окучивания бывают однорядные и двухрядные, с фиксированной и регулируемой шириной захвата, различимые как по конструктивному решению, так и по своей эффективности. Здесь представлено видео о том, как мотоблок Нева МБ2 производит обработку с навесным двухрядным окучником-пропольником.

Почвофрезой можно пахать целину, проводить предпосевную и основную обработку вспаханной земли. Данное сельскохозяйственное орудие позволяет фрезеровать, культивировать землю и качественно готовить её к посеву. Оно способно не только вспахать почву, но и раскрошить крупные пласты, перемешать с удобрением, измельчить частицы жнивья, разровнять посевную площадь. Почвофрезы для вспашки бывают разного типа, в зависимости от количества режущих элементов. На этом видео показано, как на деле пахать мотоблоком с установленной на нём фрезой.

Плоскорез прополочный помогает подрезать сорняки, расщелить и разрезать канавки без оборота пласта, вспахать и размельчить землю. Плоскорезы бывают со всевозможной шириной захвата и глубиной обработки, что позволяет выбирать их под конкретные условия обработки сельскохозяйственных наделов и культур. О том, как на практике осуществлять обработку навесным плоскорезом хорошо демонстрирует это видео на примере мотоблока Днепр.

Кроме перечисленных съёмных инструментов, созданных для того чтобы пахать целину и обрабатывать пахотную землю, с мотоагрегатом применяют грабли, дровоколы, сеялки, измельчители, культиваторы, косилки роторные и сегментные, лопаты отвалы, опрыскиватели, щётки подметальные, снегоуборщики и прочее. Имея в наличии основной набор навесных сельхоз орудий можно мотоблоком или мощным культиватором выполнять всевозможные хозяйственные задачи, в частности, предпосевную вспашку земли, посев и посадку культур, внесение удобрений, междурядную обработку посевов, уборку корнеплодов, сезонную заготовку зелёных кормов.

Сколько стоит вспашка поля

Ручная обработка земли — довольно сложное занятие, а если это ещё и целина, то практически невозможное. Поэтому фермеры и дачники, чтобы не работать вручную, стараются обзавестись специальными сельхоз агрегатами – культиваторами, мотокультиваторами, мотоблоками, минитракторами и разнообразными приспособлениями к ним. Техника позволит качественно пахать целину и быстро проводить обработку распаханных земель.

Но не каждый обладатель фермерского хозяйства или дачной земли имеет возможность приобрести целый арсенал моторизированной техники. Зачастую мощности купленного культиватора просто не хватает, чтобы обработать целину или вспахать заброшенный сад. В таком случае приходится обращаться за помощью к владельцам более «серьёзной» агротехники – мощных минитракторов и тракторов. Эти высокопроизводительные машины становятся особенно популярными в сезон предпосевных и послеуборочных работ. Они оперативно и качественно производят обработку поля, культивируют, возделывают заросшие дернины и целину.

Конечно, услуги сельскохозяйственных машин обходятся не дёшево. Стоимость механизированных работ, произведённых трактором, зависит от разных факторов, в частности от:

  • цены на топливо и ГСМ;
  • размеров обрабатываемой площади;
  • степени запущенности участка, наличия на нём растительности;
  • рельефа и состояния грунта, который будет подвергаться обработке;
  • расстояния от места стоянки техники до места, где она будет работать;
  • вида земляных работ и применяемых сельхоз орудий для их осуществления.

Сколько стоит нанять трактор для вспашки целины или обработки распаханной земли, можно узнать на тематических форумах где опытные аграрии и новички обмениваются между собой актуальной информацией и дают дельные советы. Обычно владельцы тракторов рассчитывают стоимость вспашки следующим образом: все расходы на проведение обработки + 45-50% (целина, естественно, обходится дороже). Но точно назвать конечную сумму сложно, так как в разных регионах страны цены могут сильно различаться.

Самыми дорогими считаются работы трактора по вспашке целины и пахотной земли с применением дисковой бороны, почвообрабатывающей фрезы и трёхкорпусного плуга (25000 руб./1-5 га). Немного дешевле будет стоить дискование земли и покос травы, если работать минитрактором с использованием навесной роторной косилки и зубовой бороны (20000 руб./1-5 га). Но даже при относительно высоких расценках услугами тракторов, минитракторов пользуются многие аграрии, в том числе владельцы огородных и дачных наделов. Как не крути, но пахать и культивировать без техники сложно и трудоёмко. К тому же это очень ответственный процесс, который не обходится без затрат времени и финансовых вложений.

Как настроить плуг на мотоблоке, основные этапы перед началом вспашки, фото и видео

Большинство владельцев приусадебных участков заботятся о себе и облегчают свою работу, приобретая мотоблок. Эта агротехника позволяет произвести вспашку, посадить и убрать урожай, скосить траву и даже убрать снег. Для этого достаточно приобрести к мотоблоку дополнительные навеской. Но приобретая такую технику, не все дачники знают, как пахать при помощи мотоблока. На самом деле это не так уж сложно. Главное правильно настроить технику перед совершением работы. Если у вас нету плуга то можно его сделать своими руками.

Выбираем нужный мотоблок

Первое что нужно сделать, это соизмерить размеры площади, которую будем пахать и мощность приобретаемого мотоблока. Все эти агрегаты делятся на виды:

  1. Легкий мини помощник. Такую технику по-другому еще называют мотокультиватором. Весит такой агрегат до 45-50 кг. Мощность, с которой работает такой прибор это 3-5 лошадиных сил. Такая модель выполняет культивацию и фрезерование земли. Площадь, которую можно пахать таким мотоблокам, обычно не превышает 6-9 соток.
  2. Средний мини помощник. Весит такая модель обычно не более 100 кг. Мощность, с которой работает данная техника это от 5-20 лошадиных сил. Такой техникой обычно можно пахать участок от 10-30 соток.
  3. Тяжелый мини помощник. Это самые мощные модели техники. Мощность такой техники от 30 лошадиных сил. Пахать этой техникой можно площадь до 1-2 гектар. Производить вспашку на таком устройстве нужно при помощи навесного плуга.

Когда мотоблок выбран, нужно правильно настроить эту технику, а если навесного оборудования не было в комплекте то мы поможем выбрать (см обзор плугов к мотоблоками)

Готовим мотоблок к пахоте

Самое главное, прежде чем начать пахать, это правильно настроить, собрать плуг. Это дело не сложное, особенно если вы воспользуетесь инструкцией, или посмотрите тематическое видео.

Устанавливаем грунтозацеп

Первое что нужно сделать, это установить мотоблок на бруски. Пахать этой техникой нужно с применением грунтозацепа. При работе на этот агрегат будет производиться сильная нагрузка, а грунтозацеп снизит эту нагрузку. Грунтозацеп можно приобрести отдельно, но обычно он прилагается в комплекте к основному товару.

Для того чтобы присоединить грунтозацеп, нужно снять колеса и ступицы. Устанавливаем на ось другие ступицы, которые разработаны специально для установки грунтозацепов. Эти ступицы отличаются от обычных деталей своей длинной, что позволяет увеличивать расстояние между колес и мотоблок будет более устойчив, когда им будут пахать.

Эти специальные ступицы устанавливаются на ось и соединяются с валовым приводом. Для этого используют специальные шпили, которые тоже входят в комплект. И только затем устанавливают сам грунтозацеп.

Читайте также:  Назначение Камаза 5325: модификации модели, сфера применения

Навеска плуга на мотоблок

Для того чтобы начать пахать вам необходим плуг, а он должен иметь крепкую сцепку с основной техникой. Для этого нужно смонтировать эти две детали в одну цельную.

Для этого снимаем со сцепки винт регулятор и устанавливаем плуг. На стойке есть три отверстия, с их помощью вы можете отрегулировать глубину обрабатываемой почвы участка. Лучше всего для начала установить плуг на среднее отверстие, так вам будет проще определить подходит ли вам такой вид вспашки.

Теперь плуг нужно отрегулировать. Для этого нужно чтобы пятка плуга была параллельна земле. Для этого нужно выставить ее параллельно и закрепить регулировочный болт, который закрепляют с помощью контргаек.

Руль самого мотоблока должен находиться по центру регулировочного винта.

Перед сборкой, а так же настройкой плуга посмотрите видео, представленное в данной статье, прочтите инструкцию. Это даст возможность вам понять еще лучше, как правильно пахать плугом для мотоблока.

Первая вспашка

Начинать пахать следует с выбора полосы. Определяем зрительно середину предстоящей первой полосы. Нужно чтобы ряды были параллельными. Проходим первый пробный ряд на медленной скорости. При этом наблюдаем за плугом. Он должен быть перпендикулярен полоски земли. Если этого не происходит, регулируем плуг еще раз.

Глубина вспашки плугом должна быть от 15-20 см. Смотрим, если у вас выходит меньше, то плуг нужно опустить еще на одно регулировочное отверстие.

Когда первая полоса вспахана, разворачиваем мотоблок и ставим его правым колесом напротив этой пробной полосы. Пахать по краю правой борозды нужно, так как так почва будет ложиться ровно гребнями. Такой вид пахоты еще называют «в свал». При вспашке толкать технику дополнительно не нужно, а держать его нужно под углом в 10 градусов к плугу.

Когда у вас уже получается ровная полоса, а так же, вы научились правильно держать мотоблок, скорость нужно увеличивать. Таким образом, отвал земли будет сильнее, а значит, у вас получиться более ровная вспашка.

Для более понятного и обзорного объяснения как производить первую вспашку, представляем вам тематическое видео.

Несколько правил по вспашке мотоблоком

  1. Старайтесь вести мотоблок как можно ровнее, так вы избежите не вспаханных участков, когда будите пахать.
  2. Старайтесь избегать свальных гребней и развальных борозд. Для этого, прежде чем начать пахать, определите точно, где будет первая полоса, чтоб потом ваше мнение не поменялась уже в процессе вспашки. Конечно, этого можно избежать, если приобрести оборотный плуг или реверсивный. Такие плуги имеют два плужных корпуса.
  3. Пахать лучше всего с плугами, достигающими массу 60 и более килограмм. Ширина полосы у таких мотоблоков будет от 20-25 см. А для более хорошего сцепного веса рекомендуют догрузить вашу технику железными гирями или дисками весом от 20-30 кг. Крепить такие грузы нужно к дискам колес спереди мотоблока.
  4. При повороте или развороте вытаскивайте плуг из земли и совершайте эти действия на малом газу.
  5. Выбирайте плуг с удачной геометрической формой лемешной-отвальной поверхности, пахать с таким будет на много проще. Самым удачным, по мнению аграриев, сегодня в этом плане плуг Зыкова.
  6. Приобретать плуг с автоматическим сцеплением не рекомендуется, так как такие агрегаты быстро ломаются. А пахать им землю с твердой почвой вообще нельзя.
  7. Для вспашки у мотоблока должны имеется 2-3 передачи, и обязательно одна должна быть пониженная. Такие передачи имеет мотоблок Салют, ВЕМА551 и подобные.
  8. Мотоблоки, которые имеют одну переднюю скорость и весят менее 45 кг, при вспашки не эффективны.
  9. Если, все-таки, у вас возникли проблемы при вспашке, вам постоянно приходится толкать мотоблок при работе, или он уходит в сторону и не хочет пахать глубоко, то проверти почву. Для этого нужно взять железную арматуру диаметром 10мм. Попробуйте воткнуть эту арматуру. Арматура должна втыкаться на 30 см или больше. Если она уперлась и не втыкается, например глубже 20 см, то это значит что и пытаться пахать глубже нет смысла.
  10. Чтобы облегчить нагрузку на руки возьмите широкий кожаный ремень и обмотайте им руль мотоблока. Когда будите пахать, это даст вам возможность опереться на него всем корпусом и перераспределит нагрузку на руки.
  11. Мотоблок это техника которая может перегреваться перед работой, для того чтобы этого не происходило, делайте перерывы между работой, пол часа, раз в час — полтора.

Хорошо отрегулированный мотоблок даст возможность вспахать почву ровно и на нужную вам глубину. Это даст возможность получить в дальнейшем хороший урожай и упростит работу на даче.

Как установить и настроить (отрегулировать) плуг для мотоблока: ликбез

Редакция выражает признательность
компании «Мобил К» за помощь в подготовке статьи

Одна из наиболее распространённых задач, которые решают с помощью мотоблока и культиватора, — это вспашка почвы. Плуг можно приобрести практически к любой модели из тех, что представлены на российском рынке. В теории всё кажется элементарно — цепляй его, и вперёд. Но в действительности это не так просто — недостаточно только прицепить плуг, его нужно ещё и правильно отрегулировать . В этом помогут наши советы.

Соединение «сцепка-мотоблок»

Начнём с самого дальнего от самого плуга соединения — сцепки и мотоблока. Сцепка должна быть закреплена одним шкворнем, и у неё должен сохраняться люфт в горизонтальной плоскости в пределах 5–6 градусов. Если фиксировать сцепку двумя шкворнями или убрать полностью люфт, то получим жёсткое соединение — это одна из наиболее распространённых ошибок.

Нужна ли обкатка двигателю мотоблока или культиватора? Советы, отзывы специалистов

При движении заглублённого плуга вперёд на него воздействует сила сопротивления со стороны почвы. Под действием этой силы плуг стремится отклониться в сторону. Если у сцепки нет возможности люфта, то отклоняться будет не только плуг со сцепкой, но и весь мотоблок целиком. То есть рабочему придётся постоянно прикладывать к рукояткам усилие для компенсации этого давления. Если же люфт возможен, то отклоняется только сцепка с плугом, а давление на плуг скомпенсирует давление со стороны невспаханной почвы на боковую часть полевой доски. Проще говоря, когда сцепка «болтается», работать намного легче. И если вы полагаете, что жёсткое соединение сцепки и мотоблока обеспечит вам прямолинейность борозды, то сильно ошибаетесь.

Пример неправильной установки сцепки — на два шкворня

И правильный вариант — на один шкворень с сохранением возможности люфта на небольшой угол

Винт на переднем плане служит для регулировки максимального угла поворота сцепки. Аналогичный есть с другой стороны шкворня

Вариантов может быть много. На фото показан один из них. С этим плугом вам придётся тяжко — его в принципе невозможно настроить, потому что одна из основных деталей — полевая доска — изготовлена неправильно. В норме она выглядит как уголок: у неё есть не только нижняя опорная поверхность, которая скользит по земле, но и боковая. Именно наличие боковой поверхности и помогает компенсировать давление со стороны вспахиваемой почвы — при отклонении сцепки в сторону плуг упирается в край борозды. А здесь упираться практически нечему — производитель этого плуга явно был не в курсе всех нюансов.

Как выглядит «неправильный» плуг?

Неправильный плуг — полевая доска есть, но её вертикальная часть всё равно что отсутствует. С этим плугом придётся постоянно удерживать мотоблок от поворота, как если бы сцепка была установлена на два шкворня

Правильно изготовленный плуг в работе. Давление почвы на лемех (1), уводящее плуг в сторону, компенсируется вертикальной полкой полевой доски (2)

Установка глубины вспашки

Следующий этап — установить нужную глубину вспашки. Это делается с помощью перестановки стойки плуга относительно замка. Для этого в стойке должно быть несколько отверстий, фиксация осуществляется с помощью болтового соединения. Если отверстие всего одно, то можно сделать очевидный вывод — как минимум регулировка глубины вспашки здесь не предусмотрена.

Сама глубина должна быть не очень большой — 5–7 см. В этом случае при перевороте пласта получается эффект, как от вспашки на штык лопаты. Глубже не надо — во‑первых, можно перемешать глину или песок с плодородным слоем, а во‑вторых, при большой глубине вспашки корни окажутся хоть и перевёрнутыми, но надёжно укрытыми толстым слоем почвы сверху и благополучно перезимуют. А нам ведь нужно, чтобы они вымерзли, иначе по весне сорнякам гарантирован бурный рост.

Ряд отверстий в стойке плуга нужен для регулировки глубины вспашки

Регулировка уровня плоскости вспашки

Угол между «остриём» плуга и поверхностью почвы, то есть угол атаки, можно менять либо с помощью регулировочного винта, либо перестановкой болтовых соединений. Винт, естественно, удобнее, потому что это и намного быстрее, и регулировка осуществляется плавно, а не ступенями. Схема действий при установке правильного угла выглядит так:

Винтовая регулировка угла атаки

  • поставить мотоблок с прикреплённым плугом на ровную поверхность;
  • выкрутить винт регулировки так, чтобы плуг касался почвы всей нижней поверхностью;
  • выкрутить винт в обратную сторону так, чтобы задняя часть плуга оказалась приподнята над почвой примерно на 2,5 см.

Если угол атаки слишком большой, то мотоблок будет буксовать — плуг в этом случае не пашет, а служит якорем. Слишком маленький угол атаки — это маленькая глубина вспашки — будто мотоблок бежит вперёд без усилий, пашет слишком легко.

Тем, у кого есть хотя бы небольшой опыт пахотных работ, объяснять такие тонкости не приходится, они понятны на интуитивном уровне. Но поначалу ошибки допускают очень многие.

Вторая и последующие борозды

Первую борозду необходимо постараться сделать максимально прямой. Для этого может быть полезен какой­либо ориентир в конце прогона (на краю поля). Далее мотоблок ставят одним колесом в борозду, и он оказывается в наклонённом положении. Соответственно наклоняется и плуг, а это не нужно. Для компенсации этого наклона предусмотрена возможность поворота сцепки на небольшой угол. Фактически это наклон плуга с таким расчётом, чтобы на наклонённом мотоблоке он оказался в вертикальном положении.

Плуг уже отклонён на небольшой угол — можно вести вторую и последующие борозды

Как правильно работать культиватором на примере Хускварны

Полезные советы

Важно также правильно подобрать размер колёс с грунтозацепами. Гнаться за диаметром не стоит, иначе линейная скорость будет слишком большой. Оптимальный диаметр — 460–500 мм.

Размер плуга зависит от веса мотоблока, этот параметр тоже нужно учитывать. На мотоблоки весом около 100 кг ставят самые большие плуги, с захватом 23 см. Для мотоблоков весом до 75 кг рекомендуются плуги с захватом 18 см. К более лёгким культиваторам подходит плуг с захватом 13 см. Здесь тоже иногда делают ошибку — покупают относительно лёгкий мотоблок и ставят на него большой плуг. Если этот «тандем» ещё и пытаться задействовать на «дубовой» почве, результат будет абсолютно предсказуемым — «не пашет». А дело-то не в качестве плуга, а в его неправильном выборе и/или настройках.

Советы, на что обращать внимание при выборе культиватора и мотоблока

Окучник

Аналогичные принципы верны и для окучника. И для угла атаки — здесь тоже часто бывают две регулировки, грубая и тонкая, винтами. В процессе работы понятно, достаточная ли глубина установлена. Если слишком глубоко, лучше уменьшить.

Ставить окучник тоже надо на один шкворень. Земля всегда неоднородна, где-то она более плотная, где-то — менее. Когда с одной стороны окучника попадается более плотный участок, мотоблок чуть-чуть разворачивается, компенсируя неравномерное давление на окучник. Если фиксация осуществляется одним шкворнем, то это усилие не передается на ручки, потому что сцепка позволяет отыграть его. В этом случае сам окучник немного виляет вправо-влево, но мотоблок идёт прямо.

Правильно подобранный и настроенный плуг — ключ к успеху пахотных работ

⇒ ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Ссылка на основную публикацию