Назначение Камаза 63501: модификации модели, применение, особенности

КамАЗ-63501. Силовой агрегат и расход топлива. Отзывы владельцев и водителей

КамАЗ-63501: универсальное вездеходное шасси

Универсальное шасси КамАЗ-63501 предназначено для использования в разных отраслях народного хозяйства, в том числе для военных нужд. Вездеход используется в качестве тягача для артиллерийских установок, как пожарный автомобиль, контейнеровоз, лесовоз, на нем устанавливаются различные манипуляторы, включая буровые установки.


Первые шасси модели сошли с конвейера в 2004 году, выпуск различных модификаций КамАЗ-63501 продолжается до нашего времени. Конструктивно шасси представляет собой рамный грузовик с передним размещением двигателя и цельнометаллической кабиной бескапотного типа, колесная форма шасси: 8*8.

Рестайлинг модели был произведен в 2010 году, тогда же автомобиль получил более комфортную кабину. В салоне устанавливается два или три лицензионных кресла Grammer на пневмоподвеске, в некоторых грузовиках предусмотрено спальное место с большим ящиком для личных вещей экипажа. Крыша военных тягачей, как правило, оснащается двумя люками, для экстренной эвакуации экипажа. Рулевая колонка стала регулируемой, улучшилась внутренняя облицовка салона, приборная панель получила антибликовое покрытие и стала более информативной. Сама кабина получила гидроподъемник и стала менее подвержена коррозии.

Новое шасси КамАЗ-63501 можно приобрести на заводе-изготовителе и у официальных дилеров по цене от 5 150 000 рублей, цены на автомобили со специальным оборудованием могут доходить до 8 миллионов рублей. Десятилетнее шасси этой модели стоит около 2,3 миллионов рублей.

Технические характеристики и описание

Габариты и грузоподъемность

  • Длина (зависит от модификации шасси): 8 825 – 11 000 миллиметров;
  • Высота: 3 025 мм;
  • Ширина: 2 500 мм;
  • Максимальный радиус разворота: 15 метров;
  • Преодолеваемый брод (глубина): 175 сантиметров;
  • Глубина, преодолеваемого рва: 140 см;
  • Снаряженная масса шасси 10 075 килограмм;
  • Полная грузоподъемность 14 000 кг;
  • Вес автомобиля в составе автопоезда: 37,9 тонны;
  • Максимальная скорость вездехода: 90 км/час.

Силовой агрегат и расход топлива

В зависимости от года выпуска и модификации, КамАЗ-63501 может оснащаться одним из трех видов отечественных дизельных двигателей: КамАЗ 740.50-360, КамАЗ 740.602-360 или КамАЗ 740.612-320. Все это восьмицилиндровые силовые установки с V-образным расположением цилиндров, рабочим объемом в 11,76 литра, системой турбонаддува и промежуточного охлаждения воздуха. Все моторы оснащаются импортной системой подачи топлива, на современных модификациях автомобиля устанавливаются блоки электронного управления Бош, заявленный пробег двигателей, без капремонта, составляет 800 000 километров.

Силовые установки имеют незначительные отличия по своей мощности и экологическим параметрам: КамАЗ 740.50-360 – Евро 2, КамАЗ 740.602-360 и КамАЗ 740.612-320 – Евро 4.

КамАЗ-63501 отличается довольно высоким расходом топлива, по отзывам водителей, автомобиль потребляет до 42 литров километров на 100 километров пути. В зависимости от модификации, шасси оснащается топливными баками на 210 или 350 литров.

Трансмиссия, тормоза и электрическая система

В первые годы производства, большинство грузовиков этой модели оснащалось механической шестнадцати ступенчатой коробкой передач ZF 16S 1820. До недавнего времени узел импортировали из Европы, однако теперь он собирается в Набережных Челнах, большинство деталей импортируется из Германии. КПП оснащена демультипликатором с делителем и синхронизаторами передач. Как и всякий вездеход КамАЗ-63501 комплектуется раздаточной коробкой с блокируемым межосевым дифференциалом. На автомобиле установлено сухое однодисковое диафрагменное сцепление, оборудованное пневматическим усилителем и гидроприводом.

КамАЗ-63501, как и большинство автомобилей Камского автозавода оборудован 4 тормозными системами: основной, вспомогательной, резервной и стояночной. На каждом колесе установлены барабаны, диаметром 400 миллиметров и тормозными колодками, шириной 140 мм. Также на грузовике устанавливается антиблокировочная система.

Электронные блоки и электрические системы КамАЗ-63501 питаются от двух аккумуляторных батарей, суммарной емкостью 380 А/ч, также здесь установлен генератор на 3 кВт.

Более полное описание и подробные технические и эксплуатационные характеристики КамАЗ-63501 доступны здесь:

Допустимая масса надстройки с грузом, кг16000
Полная масса а/м, кг27200
нагрузка на заднюю тележку, кг16000
нагрузка на первый и второй ведущие мосты, кг11200
Полная масса автопоезда, кг37750
Полная масса прицепа, кг12000
Снаряженная масса шасси, кг11000
нагрузка на заднюю тележку, кг3800
нагрузка на первый и второй ведущие мосты, кг7200
Модель двигателя740.725-360
Диаметр цилиндра и ход поршня, мм120/130
Макс. полезный крутящий момент, Нм (кгсм)1570 (160)
при частоте вращения коленчатого вала, об/мин1300
Максимальная полезная мощность, кВт (л.с.)265 (360)
при частоте вращения коленчатого вала, об/мин1900
Рабочий объем, л11,76
Расположение и число цилиндровV-образное,8
Степень сжатия18,0
Тип двигателядизельный с турбонаддувом, с промежуточным охлаждением наддувочного воздуха
Модель КПZF 16S1820
Передаточные числа на передачах1-13,8-11,55; 2-9,49-7,93; 3-6,53-5,46; 4-4,57-3,82; 5-3,02-2,53; 6-2,08-1,74; 7-1,43-1,20; 8-1,00-0,84; ЗХ-12,92-10,80
Типмеханическая, шестнадцатиступенчатая
Управлениемеханическое, дистанционное
Число передач КП8
Передаточное отношение5,94
Размер обода310-533
Тип колесдисковые
Тип шинпневматические, с регулированием давления
Шины425/85 R21
Вместимость топливного бака, л210+350
Внешний габаритный радиус поворота, м15 — 16
Максимальная скорость, не менее, км/ч90
Угол преодолеваемого подъема, не менее, % (град)31 град
Аккумуляторы, В/А·ч2х12/190
Генератор, В/Вт28/3000
Напряжение, B24

КамАЗ-63501: видео обзор

Обзор сортиментовоза на базе КамАЗ-63501:

КамАЗ-63501 – полный обзор и обкатка:

Отзывы владельцев и водителей КамАЗ-63501

Ефим Злобин, 55 лет, Новгородская область:

Работаю на лесовозе КамАЗ-63501, 2013 года выпуска. Машина не слишком комфортная, в салоне изрядно трясет и спина болит. В то же время следует отметить хорошую управляемость тягача. Да и по проходимости к нему никаких претензий не возникает: выберется из любого болота. Мощности двигателя хватает, но качество его сборки изрядно хромает – пришлось делать капремонт при 250 тысячах пробега, при заявленных 800 тысячах.

КамАЗ 63501 является уникальной разработкой завода

Автогигант КамАЗ, занимая 12 место в двадцатке таких же мощных и постоянно развивающихся предприятий, своими стратегическими целями считает разработку и постановку в производство новых автомашин. Эти автомобили должны соответствовать современным требованиям: быть надежными и эффективными в эксплуатации, эргономичными и комфортными.

В 2004 году с конвейера автозавода сошел один из таких автомобилей. КамАЗ-63501 на момент выпуска фактически не имел аналогов в мире. Автомашина заслужила мировое признание благодаря своей безупречной проходимости. Конструкторские новации для колесной формулы автомобиля 8х8 и четырех ведущих осей, небольшие затраты на ремонт и эксплуатацию определили покупательский спрос на лучший большегрузный автомобиль – внедорожник.

Вездеходное шасси общепризнанно является одним из лучших

Шасси КамАЗ 63501 оснащают различными надстройками: крановыми установками, пожарной техникой и геологоразведочным оборудованием. Он находит применение в различных климатических зонах с движением по сложным трассам; тягово-сцепное устройство автопоезда – крюк-петля.

Автомобиль оснащен двигателем в 360 лошадиных сил с рабочим объемом в 11,76 л. Восьмицилиндровый верхнеклапанный с турбонаддувом и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха четырехтактный двигатель соответствует стандарту Евро-2. На новые модификации устанавливается движок стандарта Евро-3.

Технические характеристики шасси КамАЗ 63501 позволяют перевозить 16 тонн груза, либо нагруженную надстройку, не превышающую этот вес. При этом масса полного автопоезда достигает 37900 кг, максимальная скорость автопоезда – 80 км/ч.

Шасси оснащено двумя топливными баками объемом 350 и 210 литров, расход топлива на 100 км пути – 42 литра. Коробка передач механическая 16-ступенчатая германского производства с механическим дистанционным управлением.

Сцепление однодисковое, диафрагментарное, гидравлический привод оснащен пневмоусилителем. Двухступенчатая раздаточная коробка обеспечивает не только межосевую, но и межколесную блокировку.

Автопоезд на базе шасси КамАЗ-63501 оснащается четырьмя тормозными автономными системами: рабочая система, управляемая педалью на передней панели кабины грузовика, запасная система (соединенная со стояночной) и вспомогательная. Тормозная система такого типа прошла успешные испытания и отлично зарекомендовала себя на других моделях. Автомашина оснащена ABC.

Шасси КамАЗ-63501 и модификации на базе этого автомобиля в целях увеличения проходимости машины и хорошего сцепления с плоскостью передвижения оснащены односкатными шинами 425/85 R21 специального вездеходного типа с грунтозацепами и пневматической подкачкой воздуха в зависимости от степени загрузки надстройки. Модель 63501 можно купить в дилерских центрах, цена варьируется от 3000000 до 3600000 рублей, пробежные автомобили от 180000 рублей.

На шасси этой модели завод выпускает бортовой грузовик КамАЗ-63501-996 грузоподъемностью 14 тонн. Для грузовика снижена масса прицепа до 11000 кг, полная масса автопоезда не должна превышать 26900 кг. Нагрузка на оси: 11100 кг на переднюю и 15800 кг на заднюю. Также как и базовая модель, грузовик оснащается цельнометаллической комфортабельной трехместной кабиной, которая монтируется поверх двигателя. По желанию покупателя трехместная кабина может быть в двух вариантах: со спальным местом или без него.

Ходовые характеристики КамАЗ-63501-996 не отличаются от базовой модели. Автомобиль создан для эксплуатации по бездорожью, преодолевает угол подъема в 31%, радиус поворота 14 метров, максимальная скорость в загруженном состоянии 90 км/ч. Платформа грузовика с откидными бортами может оснащаться каркасом и тентом. В дилерских центрах цена КамАЗ 63501-996 от 3 до3,5 млн. рублей.

Автомобильное шасси широко используется для монтажа крановых установок и различного оборудования

Особое место в линейке моделей занимают шасси с крановыми надстройками. Автокраны на базе автомобильных шасси ценятся за вездеходность, они могут проезжать по бездорожью в те места, куда другая техника не сможет заехать. Конструкторы новых моделей стремились повысить грузоподъемность крановой установки до максимально возможной для подобной техники. Автокраны на базе КамАЗ 63501 выпускаются несколькими предприятиями и имеют различные технические характеристики.

Автокран на базе КамАЗ 63501 КС-55729, выпускается производственным объединением Галичский автокрановый завод. Автомобиль может эксплуатироваться при температуре от -40 до +40. Базовая модель шасси каких-либо изменений не претерпела, максимально возможная нагрузка автомобиля с установкой 32000 кг, противовесы 1900 и съемный 2900 кг используются при подъеме груза до 27000 кг.

Этот автокран поднимает груз на высоту 31,1 метра основной стрелой и может опускать груз на -7 метров ниже опорной поверхности. При минимальном вылете стрелы 9,6 метра возможно перемещение груза до 4200 кг. Конструктивные возможности крановой установки упростили управление и повысили эффективность работы в связи со скоростью выполнения всех операций (скорость подъема-опускания груза 5 м/мин).

Читайте также:  Назначение Камаза 43101: модификации модели, применение, особенности

Стрела телескопическая, четырехсекционная, из цельнометаллических корытообразных профилей. Это позволяет использовать кран при высокоточном монтаже, когда груз помещается на определенной высоте в готовую конструкцию. Два гидронасоса, работающие от основного двигателя автомобиля и коробки передач приводят в действие крановую установку и позволяют одновременно совмещать три операции крана. Радиус поворота платформы автокрана «Галичанин» 3600 при опорном контуре 4,75х5,8 м. Скорость передвижения автомобиля между объектами 60 км/ч.

Автокраны, подобные «Галичанину» выпускают на Клинцовском автокрановом заводе. На базовое шасси КамАЗ 63501 монтируется крановая установка с грузоподъемностью 40 тонн и возможностью опускания груза на -10 метров. Этот кран имеет защиту от опрокидывания, 2 противовеса по 4000 кг. Крюк максимально поднимается с основной стрелой на 32,3 метра, при использовании 9 метрового гуська на 41,4 метра, рабочая зона без ограничения грузоподъемности 3600. Используется для монтажа ЛЭП.

Шасси КамАЗ-63501 нашло применение в армейских подразделениях. На него устанавливаются артиллерийские системы и орудия массой до 12 тонн. Этот тягач в войсках получил название «Медведь». Помимо вооружения, на автомобиль монтируется обитаемый отсек для расчета из 8 человек. Кабина, топливные баки, аккумуляторы и термоизолированный отсек получили бронирование по 5 классу.

В отсеке предусмотрены системы для хранения личного оружия, бронированные люки и бойницы в боковых стенках кузовного отсека для ведения огня. Тягач оснащен автономной отопительной и вентиляционными системами, спальными откидными местами. «Медведь» прошел испытания в 2009 году и принят на вооружение в сухопутные войска. ТТХ базового шасси отличаются такой же высокой проходимостью, автомобиль легко преодолевает крутые подъемы в 30% и косогоры 20%.

По заказу Министерства обороны был создан специальный автомобиль на базе шасси КамАЗ 63501 для пожаротушения. Уникальная автомашина с бронированием кабины, силовых агрегатов шасси и топливных баков броней 5 класса. Менее значимые части пожаро-спасательного автомобиля бронированы по 2 классу. По всему корпусу машина защищена противоосколочной броней.

Допустимая масса надстройки 16000 кг. Объем топливных баков 210х2 позволяет автомобилю преодолевать значительные расстояния до места пожара. Технические характеристики шасси не отличаются от базового, за исключением монтажной длины – 6,1 метра. АПСБ-6,0-40-10 (КАМАЗ-63501) проводит спасательные операции и ликвидацию пожаров в условиях особой сложности. Он оснащен краном-манипулятором со стрелой (максимальный вылет 9,4 метра), способной поднять до 2000 кг.

Кран убирает на пути машины к эпицентру пожара остатки конструктивных элементов зданий, поваленные деревья. Для этого используется и бульдозерный отвал. Емкость для воды объемом в 6000 л и отдельная 400 литровая емкость для пенообразования изготовлены из нержавеющей стали с антикоррозийной обработкой.

Для подачи воды к месту возгорания используются специальные рукава, воду может подавать другая пожарная машина, находясь в безопасном месте. Все управление АПСБ осуществляется из защищенной кабины посредством круговой системы видеонаблюдения расчетом из 3 человек.


Модификации грузовых автомобилей на базе вездеходного шасси КамАЗ-63501

КамАЗ-63501 — это транспортное средство, оснащенное вездеходным шасси. Грузовик выпускается Камским автомобильным заводом с 2004 г.

Конструкция

Конструкция включает в себя:

  1. Силовой агрегат. Здесь установлена версия 740.50-360, изготовленная по международному экологическому стандарту Евро-2. Мотор имеет 8 цилиндров, которые расположены V-образно под углом 90°. Расположение клапанов — верхнее, система охлаждения — жидкостная. Конструкция оснащена турбонаддувом и промежуточной системой охлаждения воздушного потока.
  2. Трансмиссия. В транспортном средстве установлена шестнадцатиступенчатая коробка передач от фирмы ZF Ecosplit. Механизм сцепления — диафрагменный, однодисковый и сухой. У раздаточной коробки 2 ступени: высшая — 1,662:1 и низшая — 0,917:1. В этот механизм также входят 2 пары конических шестерен, дифференциал, который отвечает за блокировку задних колес, и постоянный привод ведущего моста.
  3. Тормозная система и электрооборудование. Всего здесь есть 4 системы тормозов: рабочая, запасная, вспомогательная и управляемая педалью передней передачи. Сами тормоза пневматические. Тормозные колодки занимают площадь 8400 см². Транспорт оснащен антиблокировочной системой тормозного механизма. Электрооборудование включает в себя 2 аккумуляторных батареи и генераторную установку.
  4. Кабина грузовика КамАЗа-63501 Мустанг имеет 3 посадочных места и 1 спальное. Сама кабина выполнена из цельного металла и откидывается вперед.

Некоторые модели оснащаются системой залпового огня «Смерч» и краном-манипулятором.

Технические характеристики

Технические характеристики автомобиля:

Максимальная грузоподъемность14 000 кг
Мощность мотора360 л. с.
Допустимая масса прицепного оборудования16 000 кг
Нагрузка, которая приходится на заднюю телегу16 000 кг
Нагрузка, приходящаяся на переднюю ось11 200 кг
Автопоезд37 750 кг
Снаряженная масса11 000 кг
Диаметр цилиндрического элемента12 см
Ход поршня13 см
Наибольший полезный крутящий момент1570 Нм
Максимальная частота вращения коленчатого вала1900 об/мин
Размер шин КамАЗа 63501 Мустанг425/85R21
Рабочий объем силового агрегата11,76 л
Количество цилиндров8
Расположение цилиндровV-образное
Степень сжатия18,00
ТурбонаддувЕсть
Промежуточная система охлаждения воздушного потокаЕсть
Коробка передачZF 16S1820
Тип КППМеханический
УправлениеДистанционное
Количество передач8
Размер обода310-533
КолесаПневматические, дисковые
Регулировка уровня давления в шинахЕсть
Преодолеваемый угол подъема31°
Напряжение электрооборудования24 Вт
Объем бака для топливной жидкости350 л
Диаметр накладок механизма сцепления43 см
Тип приводаГидравлический с пневматическим рулевым управлением
Масса27 200 кг

Модификации

У КамАЗа-63501 Мустанг есть следующие модификации:

  1. Модель 63501-396-41. Транспорт оснащен двигателем 740.612-320, отвечающим международному экологическому стандарту Евро-4. Здесь установлена топливная аппаратура Bosh, раздаточная коробка KAMAZ 65111 и аккумуляторная топливная система Common Rail. Кабина расположена над двигателем и имеет 3 посадочных места. Коробка передач механическая, управление — дистанционное. Количество передач КПП — 8.
  2. КамАЗ-63501 (8х8) 3025-40. Такой грузовик весит 27 200 кг. Конструкция включает в себя двигатель мощностью 360 л. с., просторную кабину водителя, коробку передач ZF16S1820. Здесь есть турбонаддув и промежуточная система охлаждения воздуха. Тип раздаточной коробки — механический, двухступенчатый, с блокирующим межосевым дифференциалом. Управление механизмом сцепления осуществляется при помощи пневматического гидроусилителя руля.
  3. Модель 63501-3026-40. Колесная формула автомобиля — 8*8. Двигатель обладает мощностью 360 л. с. Максимальный уровень грузоподъемности — 16 120 кг. Кабина водителя рассчитана на троих человек, спальное место отсутствует. Средний расход топливной жидкости составляет 36,3 л в зимний период, а в летний — 29, 7 л.

Отзывы и цены

КамАЗ-63501 Мустанг можно купить за 2 500 000 руб.

Михаил, 31 год, Майкоп: «Хороший грузовик за приемлемую цену. Он обладает высоким уровнем маневренности, мощным двигателем и надежной тормозной системой. Подойдет как для грузоперевозок, так и для установки кранов, манипуляторов, геологического оборудования. Работаю на нем уже второй год, из ремонтных работ — 1 раз менял клапаны».

Антон, 46 лет, Нижневартовск: «Покупал модель 63501-3025-40 2 года назад за 2 200 000 руб. Техника хорошая, но есть небольшие недостатки. Через год с момента эксплуатации начались проблемы с системой, отвечающей за вращение передних колес. Поменял смазку для электрических разъемов системы, и проблема пропала».

Роман, 51 год, Магнитогорск: «Работаю водителем КамАЗа на предприятии, недавно купили этот грузовик.

Работать на нем комфортно, кабина просторная, высокая, для длительных перевозок предусмотрено спальное место.

Чтобы все системы функционировали исправно, заливать нужно только то масло, которое рекомендовано в инструкции, иначе возможны проблемы с двигателем».

Станислав, 34 года, Нижний Новгород: «Хорошая, мощная техника. Работаю на ней уже четвертый год. Если вовремя проводить техническое обслуживание и следить за качеством топливной жидкости, то никаких поломок не будет. Минус этой модели — жесткий сальник».

Дмитрий, 46 лет, Ростов-на-Дону: «Надежный транспорт за невысокую стоимость. По характеристикам сопоставим с европейскими аналогами. Работать комфортно. В кабине есть система отопления для использования техники зимой и кондиционер — для лета».

Шасси Камаз 63501

Общие фото

Габаритный чертеж

Варианты модификаций шасси Камаз 63501

МодификацияГ/п, тоннМодель
двигателя
Мощность
двигателя,
л.с.
П/о гл. пер.Монтажная
длина рамы, мм
Спальное
место
Емкость
топливного
бака, л
Особенности комплектации
63501-3025-5216,12740.725-3603605,946970+210+350МКБ, МОБ, ДЗК, РК Камаз-65111
63501-3960-5116,12740.715-3203206,536635210КОМ ZF с фланцем, выхлоп вверх, РК Камаз-6522

Для всех типов модификации шасси Камаз 63501:

  • Колесная формула 8х8
  • Односкатная ошиновка
  • Коробка передач ZF16
  • Шины 425/85R21
  • Топливный аппаратура Bosch
  • Система нейтрализации отработанных газов (AdBlue)

Расшифровка условных обозначений:

МКБ – межколесная блокировка

МОБ – межосевая блокировка

ДЗК – держатель запасного колеса

РК – рестайлинговая кабина

КОМ – коробка отбора мощности

Указанные технические характеристики имеют информационный характер и могут быть изменены производителем

Силовые агрегаты

Двигатель Камаз 740.715-320
Тип двигателяЧетырехтактный дизель
Количество и расположение цилиндров8, V-образное
Рабочий объём цилиндров, см 311762
Степень сжатия18
Максимальная мощность, кВт235 (320)
Максимальный крутящий момент, Н·м1373
ТопливоДизельное
Двигатель Камаз 740.725-360
Тип двигателяЧетырехтактный дизель
Количество и расположение цилиндров8, V-образное
Рабочий объём цилиндров, см 311762
Степень сжатия18
Максимальная мощность, кВт265 (360)
Максимальный крутящий момент, Н·м1570
ТопливоДизельное

Вездеходное 4-осное полноприводное шасси с колесной формулой 8х8. Помимо выполнения широкого спектра задач в областях гражданской промышленности, Камаз 63501 активно эксплуатируется вооруженными войсками, где применятся для:

  • установки боевых пакетов системы залпового огня «Град»;
  • создания передвижных командных пунктов;
  • создания передвижных радиолокационных станций и др.

Имеет односкатную ошиновку и высокие показатели проходимости в условиях бездорожья, что сделали данную модификацию шасси Камаз одной из самых популярных в северных регионах России.

Основное назначение шасси Камаз 63501 — установка различного рода технологических надстроек и навесного оборудования. Таким образом, автомобиль может использоваться как база для:

  • тяжеловесный автокран;
  • пожарная машина;
  • бортовой автомобиль для перевозки людей и/или различных грузов;
  • автоконтейнеровоз;
  • передвижная мастерская или лаборатория с КМУ;
  • автоцистерна/автотопливозаправщик и др.

Шасси Камаз 63501 недавно подверглось значительной модернизации, благодаря которой удалось увеличить ресурс работы автомобиля, повысить ремонтопригодность, снизить расход топлива и др. Новая рестайлинговая кабина отличается обновленным интерьером с удобной приборной панелью, позволяющей производить мониторинг состояния всех узлов и систем автомобиля в реальном времени. Комфортабельные сиденья с пневмоподвеской уменьшают усталость водителя и экипажа при длительных переездах или продолжительных периодах работы.

Читайте также:  Назначение Камаза 6350: модификации модели, применение, особенности, цена

КамАЗ-63501: технические характеристики

8х8. Брод – 1,75 м, ров – 1,4 м. И этим всё сказано.

КамАЗ-63501 – четырёхосный автомобиль повышенной проходимости, с колёсной формулой 8х8. В серийном производстве Камского автомобильного завода находится с 2004-го года. Выпускается с бортовой грузовой платформой либо в виде вездеходного шасси общего назначения, пригодного для установки различных надстроек и специального оборудования. В частности, крановых и манипуляторных установок; геологического и пожарного оборудования; лесовозов и сортиментовозов, контейнеровозов, изотермических фургонов, бурильных установок.

Автомобили КамАЗ-63501 несколько лет назад подверглись существенной модернизации, вследствие чего удалось расширить ресурс работы машины, повысить её ремонтопригодность, снизить расход топлива.

Особенного внимания заслуживает новая послерестайлинговая кабина. Она отличается обновлённым интерьером с удобной и современной приборной панелью, позволяющей производить мониторинг состояния всех важных узлов и систем грузовика в реальном времени. Комфортабельные «грэммеровские» сиденья с пневмоподвеской снижают усталость водителя и экипажа во время длительных переездов или продолжительных периодов работы.

Как и КамАЗ-6560, данная модель имеет военное происхождение: разрабатывалась на деньги Министерства Обороны. Но автомобили КамАЗ-63501 используется не только для армейских, но и для гражданских нужд. Везде, где нужна максимально возможная для грузовика проходимость, эти машины находят своё применение и становятся очень ценны: они действительно свободно проедут по такому бездорожью, куда любой другой колёсной технике дорога противопоказана.

Автокраны и другие спецмашины на шасси КамАЗ-63501

В частности, большое распространение получили автокраны на базе КамАЗ-63501. На шасси монтируется мощная крановая установка с грузоподъёмностью 30, 40 или 50 тонн («Клинцы», «Галичанин» и т.п.) Телескопическая четырёхсекционная стрела таких кранов состоит из цельнометаллических корытообразных профилей. Кран можно использовать при высокоточном монтаже, когда груз помещается на определенной высоте в готовую конструкцию. От силового агрегата грузовика работают два гидронасоса, которые приводят в действие крановую установку и позволяют одновременно совмещать все операции крана.

Высота подъёма груза основной стрелой такого крана составляет 30 с небольшим метров (в зависимости от модификации, есть небольшой разброс в этом значении); при использовании дополнительного гуська – на 40 с небольшим метров. Эти краны используются в различных сферах хозяйства, к примеру, на монтаже линий электропередач.

КамАЗ-63501 с мощной крано-манипуляторной установкой.

Военная техника на базе КамАЗ-63501

РСЗО 9А52-4 «Кама»

Является современным вариантом реактивной системы залпового огня «Смерч». Эта боевая машина с 6-ти ствольным пакетом направляющих впервые была представлена широкой публике на «МАКС-2007» (московский международный авиационно-космический салон) и «REA-2009» (международная выставка вооружений в Нижнем Тагиле).

Использование данной системы на четырёхосном полноприводном шасси КамАЗ-63501 повышает мобильность РСЗО, за счёт снижения их массы, габаритных размеров и скорости. Отдельные расчёты могут рассредоточиться и вести скоординированный огонь. Разработано не только для российской армии, но и для поставок на экспорт.

Артиллерийский тягач «Медведь»

Шасси КамАЗ-63501, адаптированное для транспортировки 152-милиметровых пушек и гаубиц-пушек «Мста» и «Гиацинт», а также для прочих буксируемых артиллерийских орудий и систем массой до 12-ти тонн. Автомобиль оборудован краном-манипулятором ИМ-50 грузоподъёмностью до 2 т с вылетом стрелы до 6,14 м, для погрузки/выгрузки боеприпасов и прочих грузов. Оснащён обитаемым отсеком для размещения расчёта артиллерийского орудия. В этом отсеке предусмотрены места для шести человек. По пятому классу защиты бронированы кабина, обитаемый отсек, аккумуляторы, топливные баки и днище двигателя.

В крыше обитаемого отсека имеются два бронированных люка, для экстренного выхода под обстрелом, двумя дверями и двумя герметично закрывающимися бойницами в боковых стенках для ведения огня. Отопительно-вентиляционная и фильтровентиляционная установки автономные, предусмотрено переговорное устройство между кабиной и обитаемым отсеком.

Первое появление данной техники – 2006-й год, международная выставка вооружений «REA-2006». А в 2009-м артиллерийский тягач «Медведь» на шасси КамАЗ-63501 был принят на вооружение российской армии, и запущено его серийное производство.

Комплекс оперативного развёртывания временных дорог

Данный многоцелевой механизированный комплекс оперативного развертывания временных дорог на базе КамАЗ-63501 призван обеспечивать проезд любой техники по труднопроходимым или заболоченным участкам местности. В течение десяти минут временное полотно дороги длиной сто метров и шириной в 4,6 метра может быть развёрнуто на подобном проблемном участке. По этой временной дороге сможет пройти как колёсная, так и гусеничная техника весом до 60-ти тонн.

Среди прочих вариантов использования автомобиля КамАЗ-63501 в Российской Армии – в качестве базы для передвижных командных пунктов; передвижных радиолокационных станций.

Модификации КамАЗ-63501

Полноприводной четырёхосник в данное время предлагается в следующих модификациях шасси: КамАЗ-63501-3025-40, КамАЗ-63501-3026-40, КамАЗ-63501-3960-41. Отличия в следующем. Первые две имеют монтажную длину рамы 6,970 м; комплектуются двигателем КамАЗ-740.602-360 мощностью 360 л.с., двумя топливными баками ёмкостью 210 и 350 литров дизтоплива. Модификация КамАЗ-63501-3960-41 имеет монтажную длину рамы 6,635 м.; комплектуется двигателем КамАЗ-740.602-320 мощностью 320 л.с., одним топливным баком ёмкостью 210 литров, коробкой отбора мощности ZF с фланцем; выхлоп производится вверх. .

Двигатель КамАЗ-63501

Автомобили КамАЗ-63501 первых годов выпуска комплектовались силовыми агрегатами КамАЗ-740.50-360 (Евро-2). Это четырёхтактный 8-ми цилиндровый дизельный двигатель, с V-образным 90°-м расположением цилиндров, верхнеклапанный, жидкостного охлаждения. В конструкции данного мотора присутствует турбонаддув, с промежуточным охлаждением наддувочного воздуха.

В настоящее время на грузовики КамАЗ-63501 устанавливаются двигатели КамАЗ-740.602-360 – аналогичные первоначальным, но доработанные до стандарта Евро-4. Эти моторы оснащены электронным управлением и системой топливоподачи типа «Common Rail».

Технические параметры этого силового агрегата КамАЗ-63501 таковы:

  • Максимальная полезная мощность, при частоте вращения коленчатого вала 1900 об/мин – 265 кВт (или 360 лошадиных сил);
  • Максимальный полезный крутящий момент, при частоте вращения коленвала 1300 об/мин – 1570 Н.м (160 кгсм) ( в первом варианте мотора равнялся 1452 Н.м (148 кгсм);
  • Рабочий объём двигателя – 11,76 литров;
  • Диаметр цилиндра – 120 мм, ход поршня – 130 мм;
  • Степень сжатия – 17,9 (в прежнем варианте мотора была 16,8);
  • Минимальный удельный расход топлива – 207 г/(л.с.*ч)
  • Расход масла на угар на режиме номинальной мощности, в % от расхода топлива, не более 0,1%;
  • Масса не заправленного смазкой двигателя в комплектности поставки – 870 кг;
  • Габаритные размеры двигателя: длина 1260 х ширина 930 х высота 1045 мм

Трансмиссия КамАЗ-63501

Автомобили КамАЗ-63501 оснащаются механическими 16-ти ступенчатыми коробками передач модели ZF 16S 1820. Эти, первоначально импортные КПП разработки и производства Zahnrad Fabrik завозились из Европы. Затем производство коробок переключения передач семейства ZF Ecosplit – ZF 16S151 и ZF 16S1820 было налажено в Набережных Челнах, и сейчас уже более 80-ти процентов всех тяжёлых грузовиков «КамАЗ» комплектуется этими коробками, производства СП «ЦФ-Кама».

На ряде отечественных предприятий, в том числе и на ОАО «КамАЗ», ОАО «ЗМЗ», на ООО «РосАЛит», налажено литьё и мехобработка алюминиевых корпусов данных коробок, чугунных крышек и картеров сцепления, изготовление валов и шестерён. Однако, по состоянию на 2017 год, подшипники, синхронизаторы и сальники ещё поставляются из Германии.

Сцепление на КамАЗ-63501 – диафрагменного типа, однодисковое, сухое. Привод гидравлический, с пневмоусилителем. Диаметр накладок составляет 430 мм. Раздаточная коробка – модели КамАЗ-65111, двухступенчатая (1,662:1 первая/высшая и 0,917:1 вторая/низшая), с блокируемым межосевым дифференциалом. Главная передача – двойная, пара конических и пара цилиндрических шестерен (7,22:1). Дифференциал – блокируемый на задних мостах. Привод передних мостов – постоянный, неотключаемый.

Тормоза КамАЗ-63501. Электрооборудование автомобиля

Автомобиль КамАЗ-63501 оснащается четырьмя автономными тормозными системами: рабочая система, управляемая педалью на передней панели кабины грузовика, запасная система (соединенная со стояночной) и вспомогательная. Тип тормозов – пневматический. Суммарная площадь тормозных накладок составляет 8400 см2. Ширина тормозных накладок – 140 миллиметров; диаметр барабана – 400 миллиметров. Автомобиль также оснащается антиблокировочной системой тормозов.

В составе электрического оборудования грузовика КамАЗ-63501 – два аккумулятора х 12 Вольт / 190 Ампер-час; генератор 28 Вольт / 3000 Ватт. Напряжение бортовой сети составляет 24 Вольта.

Параметры массы, нагрузок и некоторые другие характеристики КамАЗ-63501

  • Снаряжённая масса шасси – 10,75 тонн;
  • Нагрузка на переднюю ось – 7,35 тонн;
  • Нагрузка на задний мост – 3,4 тонны;
  • Допустимая масса надстройки с грузом – 16 тонн;
  • Грузоподъёмность – 14 тонн;
  • Полная масса машины – 26,9 тонн;
  • Нагрузка на переднюю ось с полной массой – 11,1 тонн;
  • Нагрузка на задний мост с полной массой – 15,8 тонн;
  • Полная масса прицепа – 11 тонн;
  • Полная масса автопоезда – 37,9 тонн;
  • Вместимость топливного бака — 350+210 литров;
  • Размер обода колёс (дисковые) — 12,2–20,9 (310–533)
  • Размер шин / их модель (пневматические, с возможностью регулирования давления) – 425/85 R21 (1260×425-533Р) / «Кама-1260»;
  • Преодолеваемый брод – 1,75 м;
  • Преодолеваемый ров – 1,4 м;
  • Преодолеваемый подъём – 31 градус (с полной масой);
  • Внешний габаритный радиус поворота – 15 метров;
  • Максимальная скорость – не менее 90 км/ч (с полной массой).

Кабина КамАЗ-63501

Кабина полноприводного четырёхосника из Набережных Челнов не отличается от других моделей завода какими-либо оригинальными свойствами: это стандартная КамАЗовская кабина – трёхместная, цельнометаллическая, откидывающаяся вперёд. Вместе с прочими грузовиками, подвергалась рестайлингу и кабина КамАЗ-63501. В настоящее время на четырёхосник ставят современную кабину, в которой угадываются контуры грузовиков Мерседес.

На самом деле, несмотря на немецкое происхождение, только первая сотня кабин нового образца была поставлена в Челны из Европы в сборе. Потом их завозили в виде шести крупных заготовок. Из них в специальных кондукторах, именно для этой кабины, сваривался каркас. В последние годы на заводе запустили сборочную линию, где кабины уже полностью изготавливаются из нескольких сотен деталей.

На стадии окраски внедрили катафорезное грунтование кабин (уже всех, даже старого образца, что изготавливаются в запчасти). Кабина целиком погружается в ванну, в которой происходит электро-осаждение грунта на сталь. Поэтому можно надеяться на значительное повышение коррозийной стойкости новых кабин, по сравнению с кабинами старого образца.

Внешняя ширина новой кабины – немного шире прежней (2,5 м вместо 2,3 м). Высота от пола до потолка составляет 1,51 м. Установлена регулируемая рулевая колонка, снабжённая пневмофиксатором. Водительское сиденье (лицензионное «Grammer», делается в соседней Елабуге совместным предприятием ООО «ТИС»), установлено на пневматической подвеске.

Читайте также:  Назначение Камаза 5325: модификации модели, сфера применения

Если кабина со спальным местом, то в отсеках под нижней полкой есть возможность разместить значительное количество вещей и пожитков. Там можно оборудовать и портативный холодильник. Подвеска кабины КамАЗ-63501 – четырёхточечная, на пружинных стойках. Поднимается она гидроподъёмником, качая насос монтажкой.

Стоимость грузовика КамАЗ-63501

Цена нового шасси КамАЗ-63501 стартует с отметки 5 100 000 рублей. Подержанные автомобили этой модели представлены на вторичном авторынке в довольно ограниченном количестве. Стоимость зависит от года выпуска и технического состояния, и находится в пределах от 2 500 000 до 4 000 000 рублей.

КамАЗ-5350

Военные грузовые автомобили — неотъемлемая часть снабжения. Доставка солдат, подвоз грузов и боеприпасов, транспортировка легких вооружений — все требует мобильности. Именно она вносит значительный вклад в успех любых операций.

С учетом данного аспекта к армейским грузовым автомобилям предъявляются особые требования. Такие машины должны быть надежными, недорогими в производстве и обслуживании, универсальными для использования. Чем больше возможностей они предоставляют, тем более востребованными становятся.

КамАЗ 5350 — грузовой автомобиль серии «Мустанг». Несмотря на длительный период, прошедший с момента разработки, остается востребованным грузовиком из-за своих технических характеристик. Отличительные особенности — высокая проходимость и универсальность в применении.

История создания грузовика военного назначения

Разработка многоцелевого грузового автомобиля началась еще в 1987 году по военному заказу. Ключевой задачей ставилась вероятность работы грузовика на высоте до 4000 метров над уровнем моря. Это позволило бы эффективно использовать машину в горных районах.

Также среди требований к новому грузовику выделялась его универсальность. Помимо транспортировки грузов, машину предполагалось использовать в качестве установки под различные вооружения, вплоть до реактивных ракет.

Первые образцы были представлены уже в начале 1990-х годов, однако, распад СССР и недостаток финансирования приостановил разработку. В итоге опытная партия для испытаний была собрана лишь в 1995. После подтверждения технических характеристик данные машины были приняты на вооружение и поступили в массовое производство.

Немаловажную роль в принятии КамАЗ 5350 стало решение разработчиков об унификации используемых комплектующих. 85% узлов и деталей новой машины уже изготавливались для другой техники. Подобное решение позволило снизить себестоимость грузовиков, что упростило их производство.

Изготовление грузовых автомобилей КамАЗ 5350 продолжается до нашего времени. На его основе были разработаны и другие машины, к примеру, седельный тягач с грузоподъемностью до 15 тонн. Шасси грузовика используется и для других модификаций, включая гражданские грузовые автомобили.

Руководство по эксплуатации

Руководство по эксплуатации КамАЗ 5350 предписывает следующие рекомендации:

  • допустимая запыленность — до 1 г на куб. м;
  • скорость ветра — до 20 м/с;
  • предельная высота — до 4500 м, преодоление перевалов — до 4650 м;
  • допускается использование прицепов и полуприцепов, масса которых не превышает соответствующие характеристики грузовика.

Данные грузовики имеют две метки для климатического исполнения – «У» и «Т». В первом случае машина рассчитана на применение в умеренном климате в температурном диапазоне от -45 до 40 градусов. Допустимая влажность — до 75% при температуре в 15 градусов.

С меткой «Т» КамАЗ 5350 может эксплуатироваться в регионах с тропическим климатом. Допустимые пределы температур — от -10 до 45 градусов. Влажность воздуха — до 80% при температуре в 27 градусов.

Конструкция и устройство

За основу грузовика КамАЗ 5350 была взята конструкция образца 4310. С учетом поставленных задач в новый проект внесли ряд корректировок — измененный дизайн, новые узлы и агрегаты, рисунок бортов, увеличенный размер покрышек. Сама машина выполнена в колесной формуле 6х6.

В технической комплектации машина объединила все передовые разработки своего времени:

  • зависимые подвески на полуэллиптических рессорах;
  • ведущие мосты с двухступенчатыми редукторами;
  • гидроусилитель руля;
  • раздаточная коробка с демультипликатором.

Также КамАЗ 5350 первым в данной линейке грузовиков получил блокировку межколесных дифференциалов для заднего моста. Данное нововведение значительно повысило проходимость машины.

Определенные изменения коснулись и кабины. Она стала более комфортной для водителя. Предусмотрены места для двух человек, имеется кровать для отдыха. Также присутствуют места для размещения дополнительного оборудования, обмундирования и личного снаряжения.

Грузовое отделение может монтироваться в зависимости от выполняемой задачи. От перевозки людей до размещения пусковых установок для реактивных ракет, — все это способно изменить конструкцию грузовика до неузнаваемости.

Кабина военного КамАЗа окрашивается в цвета хаки или камуфляж. В зависимости от тактической необходимости аналогично окрашивают борта и надстройки грузового отделения. «Гражданский» цвет кабины — оранжевый.

Технические характеристики

У грузовика КамАЗ 5350 технические характеристики остаются востребованными до настоящего времени. Параметры машины позволяют применять ее для решения различных задач — от снабжения и подвоза в труднодоступных районах и до развертывания тактического вооружения.

С учетом широкого спектра возможностей итоговые технические характеристики у моделей могут быть разными. К примеру, у военного КамАЗа 5350 для перевозки людей имеются откидные места на 39 человек. Однако они демонтируются, если перевозятся грузы или вооружение. В данном контексте технические характеристики приводятся на основе базовой модели.

Габариты и вес

По габаритам и весу КамАЗ 5350 имеет следующие показатели:

  • длина — 7,96 м;
  • ширина — 2,55 м;
  • высота — 3,29 м;
  • дорожный просвет (клиренс) — 0,39 м;
  • внешний радиус поворота — 11,3 м;
  • масса снаряженная и полная — 9,8 т и 15,85 т соответственно;
  • допустимая масса буксируемого прицепа — до 12 т.

Внутренние размеры грузовой платформы составляют 4,89 м в длину и 2,47 м в ширину. Высота бортов — 0,73 м, у некоторых машин — 0,75 м.

Топливный бак

КамАЗ 5350 имеет основной и дополнительный топливный баки на 170 и 125 литров соответственно. На 100 км расходуется 27 литров горючего, запас хода составляет 1550 км при контрольном расходе топлива. Затраты горючего увеличиваются при прохождении через пересеченную местность.

Мощность силового агрегата

На КамАЗ 5350 ставится дизельный двигатель КамАЗ-740.622-280 с V-образным размещением цилиндров.

ТТХ силовой установки имеет следующие показатели:

  • рабочий объем — 11,76 л;
  • номинальная мощность — 280 л. с;
  • тип двигателя — дизельный с турбонаддувом, ОНВ и электронным управлением;
  • максимальный крутящий момент — 1177 Нм;
  • количество цилиндров — 8;
  • экологический стандарт — Евро-4.

Мощность и надежность двигателя позволяет использовать данный грузовик на любых типах местности. А соответствие экологическим нормам допускает применение машины в городских условиях.

Двигатель и трансмиссия

Мощный двигатель КамАЗ-740.622-280 сочетается с десятиступенчатой механической коробкой передач. Также имеется двухступенчатый раздаточный механизм полноприводной трансмиссии, распределяющей крутящий момент между передним мостом и задней двухосной тележкой. Задний мост при этом обеспечивает движение карданного вала от проходного моста посередине.

Переключение передач осуществляется фрикционным сцеплением сухого типа, имеется гидропривод и усилитель. Значительная проходимость грузовика обеспечивается инновационной системой блокировки дифференциалов, находящейся в промежутке заднего колесного моста.

Максимальная скорость

Допустимая скорость, которую КамАЗ 5350 способен развивать по шоссе, составляет 100 км/ч. При показателе от 60 км/ч на асфальтированной трассе расход топлива снижается до минимального. По бездорожью скорость падает в зависимости от типа местности, одновременно возрастает и потребление горючего.

Ключевая особенность данного грузового автомобиля — повышенная проходимость на пересеченной местности. КамАЗ 5350 способен преодолевать подъемы в 31 градус. Если обеспечивается буксировка автопоездом, допускается преодоление склонов в 20 градусов. Также грузовик способен преодолевать броды высотой до 1,75 м и рвы до 0,6 м глубиной.

Грузоподъемность и приборная панель

Собственная грузоподъемность автомобиля КамАЗ 5350 составляет 6 тонн. В зависимости от типа местности и допустимых весовых нагрузок на дороги, данный показатель может быть увеличен до 7,4 т.

Допустимая масса буксируемого прицепа составляет 12 т. Масса автопоезда — до 29 т. Если в расчет берется шасси под надстройки, собственная грузоподъемность возрастает до 8,6 т, однако, масса автопоезда остается прежней.

Приборы машины имеют стандартный вид, позволяют с помощью индикаторов контролировать состояние автомобиля. При необходимости приборная панель может быть оборудована дополнительными мониторами и индикаторами, что актуально при различных модификациях.

Достоинства и недостатки

Ключевые достоинства грузового автомобиля КамАЗ 5350 — его технические и эксплуатационные характеристики. Надежность, проходимость, широкий спектр возможностей применения, — все это делает грузовик востребованным в решении разных задач.

Кроме данных особенностей, выделяют следующие преимущества:

  • большое количество модификаций, использующих шасси от данного грузовика, доступность деталей и комплектующих;
  • двигатель надежен, прост в обслуживании, неприхотлив к качеству топлива;
  • длительный период между ремонтами, высокая ремонтопригодность;
  • относительно небольшой расход топлива.

Из недостатков выделяют перевес передней части автомобиля и недоработанную балансировку. Также отмечают неудачное расположение рулевой тяги, которая может повредиться о камни или пни деревьев. Недостатком выделяют и сложную процедуру растормаживания машины.

Применение в боевых условиях

Основное назначение грузового автомобиля КамАЗ 5350 — транспортировка и снабжение. Надежность и хорошая проходимость таких машин позволяет отправлять их к передовой для подвоза боеприпасов.

Технические характеристики и грузоподъемность данного автомобиля позволяют модифицировать его и для иных целей. Обшивка листовой броней дает возможность перевозить людей, включая командование. А с применением различного вооружения бронированный КамАЗ 5350 и вовсе превращается в мобильную огневую точку.

Нередко шасси данной машины применяется под установки для реактивных ракет. Подобные решения делают грузовик полноценной пусковой установкой с вероятностью поражения позиций противника. Хорошие ходовые качества позволяют развертывать такие модификации на пересеченной и труднопроходимой местности.

Массовое производство грузовиков КамАЗ 5350 и модификаций на базе его шасси предопределило повсеместное применение данных машин в боевых условиях. Однако сведений о непосредственном применении машин в бою не имеется. В боевых конфликтах и локальных операциях с участием российской армии грузовики использовались для транспортировки и решения узкоспециализированных задач.

Ссылка на основную публикацию