Назначение Камаза 43101: модификации модели, применение, особенности

КамАЗ-43101. Двигатель, трансмиссия, тормоза схема электропитания

КамАЗ-43101: универсальный среднетоннажный грузовик

Разработка этой модели началась еще в конце 70-х годов прошлого столетия. Однако первые грузовики сошли с конвейера Камского автозавода в 1989 году, производство автомобиля продолжалось до 2000 года. КамАЗ-43101 имеет универсальное назначение, он использовался как военный вездеход, в качестве бортового грузовика, самосвала, лесовоза, топливозаправщика и вахтенного автобуса. На базе шасси 43101 была создана спортивная версия автомобиля для участия в гонках Париж-Дакар. Этот маршрут вездеход полностью прошел в 1992 году.

По своей конструкции КамАЗ-43101 – это полноприводный рамный трехосный грузовик с бескапотной цельнометаллической кабиной и передним расположением силового агрегата. Автомобиль комплектовался трехместной кабиной старого образца. Спальное место доступно опционально. В целом, салон выглядит устаревшим и некомфортным. Приборная панель не отличается информативностью, водители часто жаловались на неудобные, жесткие сидения и сильную тряску во время езды по пересеченной местности. Военная модификация может оснащаться каркасом, тентом и деревянными скамьями, для перевозки солдат и сержантов. Также вездеход оснащается лебедкой барабанного типа, с червячным редуктором и ленточным тормозом.

Новый грузовик этой модели сегодня купить невозможно, так как их выпуск давно прекращен. Подержанные автомобили 1997-1999 года предлагаются по цене 750-990 тысяч рублей.

Технические характеристики КамАЗ-43101

Габариты и грузоподъемность

  • Длина грузовика: 7 895 миллиметров;
  • Ширина: 2 500 мм;
  • Высота: 2 860 мм;
  • Клиренс (дорожный просвет): 36,5 сантиметра;
  • Внешний радиус разворота: 11,3 метра;
  • Снаряженный вес автомобиля: 8 905 килограмм;
  • Максимальная грузоподъемность: 6 000 кг;
  • Разрешенный максимальный вес в составе автопоезда: 25,2 тонны;
  • Максимальная глубина, преодолеваемого брода: 1 500 миллиметров;
  • Крейсерская скорость: 85 км/час.

Двигатель и расход топлива

Основным двигателем для этой модели является четырехтактный верхнеклапанный турбодизель КамАЗ 740.10-20. Этот восьмицилиндровый силовой агрегат характеризуется наличием турбонаддува, функции промежуточного охлаждения наддувочного воздуха и V-образным расположением цилиндров. Мотор имеет рабочий объем 10,86 литров и развивает номинальную мощность в 220 лошадиных сил. Дизельный двигатель КамАЗ 740.10-20 сконструирован еще в начале 80-х годов ХХ столетия, возможно, поэтому он не отличается экологичностью и по этому стандарту маркируется как Евро 0.

Автомобиль комплектуется двумя топливными баками, объемом 125 и 170 литров. Расход топлива КамАЗ-43101 зависит от сезона, условий эксплуатации и исправности основных узлов грузовика. В летний период, при движении по асфальтированному шоссе со скоростью 60 км/час, норма расхода топлива составляет 30 литров на 100 километров пути.

Трансмиссия, тормоза схема электропитания

КамАЗ-43101 оборудуется отечественной пятиступенчатой коробкой переключения скоростей, оснащенной синхронизаторами всех передач, кроме первой. Кроме того, предусмотрено наличие раздаточной коробки с двухступенчатым редуктором и блокировкой межосевого дифференциала. Управление раздаткой осуществляется дистанционно через электропневматический привод переключения скоростей. Также через раздаточную коробку осуществляется привод на лебедку, если ее наличие предусмотрено в комплектации.

Автомобиль оснащен четырьмя тормозными системами: основной, стояночной, вспомогательной и резервной. Основной тормоз – барабанного типа, с барабанами, диаметром в 400 миллиметров, кулачковым разжимом и тормозными колодками, шириной 140 мм. Пневматическая система оснащена термодинамической подсушкой сжатого воздуха.

Рабочее напряжение электрооборудования КамАЗ-43101 – 24 Вольта. Питание производится от двух 12-вольтовых аккумуляторных батарей, емкостью 190 А/ч. Также автомобиль оборудован двухкиловаттным генератором с преобразователем напряжения.

Более полное описание и подробные технические и эксплуатационные характеристики военного вездехода КамАЗ-43101 вы найдете здесь:

Снаряженная масса автомобиля8 905 кг
Нагрузка, которая приходится на передний мост4 540 кг
Нагрузка на заднюю телегу4 365 кг
Максимальный вес поднимаемого груза6 000 кг
Автопоезд5 020 кг
Допустимая масса прицепного устройства10 000 кг
Модель силового агрегата7403.10
Тип используемого топливаДизель
ТурбонаддувЕсть
Номинальная мощность260 лошадиных сил
Наибольший крутящий момент785 Нм
Количество цилиндрических элементов8
Расположение цилиндровV-образное
Рабочий объем мотора10,85 л
Диаметр цилиндров12 см
Ход поршневой части12 см
Уровень сжатия16
Объем топливного бака170 л
Напряжение электрооборудования24 В
СцеплениеФрикционное
Диаметр накладок35 см
Размер шин15,7-20,9
Генераторная установка28 В
Масса15 205 кг

Карту смазки автомобиля можно увидеть ниже в таблице:

Точки смазкиКоличество смазки (общее на все точки)Наименование смазкиОбъем выполняемых работ
Картер двигателя24,5 лЛетом: масло М-10Г2к ГОСТ 8581—78.
Зимой: масло М-8Г2к ГОСТ 8581—78. Заменитель (всесезонно): ДВ-АСЗп-10В
ТУ 38.101155—76
Смените масло
Муфта опережения впрыска топли­ва0,160 лТо жеСмените масло (один раз в два года)
Картер коробки передач8,5 лТрансмиссионное масло ТСП-15К ГОСТ 23652—79 (при температуре не ниже минус 30°С; ТМ5-12РК ТУ 38.101844—80 (при температуре не ниже минус 50°С)Проверьте уровень масла, при необходимости долейте

Смените масло (один раз в год)

Картер раздаточной коробки5,4 лМасло, применяемое для коробки передачПроверьте уровень масла, при необходимости долейте

Смените масло (один раз в год)

Редуктор лебедки (только на КамАЗ-4310)3,9 ЛТрансмиссионное масло ТСП-15К (при температуре не ниже минус 30°С) или ТАП-15В ГОСТ 23652—79 (при температуре не ниже минус 25°С); ТМ5-12РК ТУ 38.801844—10 или ТСП-10 ГОСТ 23652—79 (при температуре не ниже минус 50°С)Смените масло (один раз в год)
Бачок насоса гидроусилителя руле­вого управления4,2 лМасло для гидросистемы автомобиля марки «Р» (всесезонно)
ТУ 38-101 179—71.
Заменитель: масло АУ ГОСТ 1642—75 или ТУ 38.101586—75 АУп ТУ 38.101719—78 (всесезонно)
Проверьте уровень масла в бачке, при необходимости долейте

Смените масло (один раз в год)

Втулки вала вилки выключения сцепления
Подшипник муфты выключения сцепления
0,015 кг
0,03 кг
Смазка Литол-24 ГОСТ 21150—75.
Заменитель: смазка 158 ТУ 38.101320—77
Смажьте через пресс- масленку, сделав шприцем не более трех ходов
Втулки валов разжимных кулаков:
передний кронштейн
задний кронштейн
0,150 кг
0,300 кг
То жеТо же
Регулировочные рычаги тормозных механизмов0,27 кгСмазка Литол-24. Заменитель: смазка графитная УСсА ГОСТ 3333—80Смажьте через пресс- масленку до выдавливания свежей смазки
Опоры тяг дистанционного привода управления коробкой передач0,050 кгСмазка Литол-24.
Заменитель: солидол Ж ГОСТ 1033-79
То же
Кран управления отоплением кабины0,002 кгСмазка Литол-24.
Заменитель: солидол Ж ГОСТ 1033—79
Разберите, промойте и смажьте (один раз в год)
Шарниры карданного вала заднего моста0,050 кгСмазка № 158. Заменитель: смазка Литол-24Смажьте через пресс- масленку до выдавливания свежей смазки из-под кромок каждого сальника шарнира (при использовании заменителя смазывайте при ТО-1)
Выключатель батарей0,03 кгСмазка Литол-24. Заменитель: смазка № 158Смажьте, предварительно разобрав и прочистив
Подшипники ступиц колес5,1 кгСмазка Литол-24. Заменитель: жировая смазка 1-13 ОСТ 38.001145—80Заложите смазку при снятой ступице между роликами и сепараторами равномерно по всей внутренней полости подшипников (при использовании заменителя смажьте при ТО-2)
Стебель крюка тягово-сцепного уст­ройства0,05 кгСмазка Литол-24. Заменитель: солидол Ж ГОСТ 1033—79,
пресс-солидол С
ГОСТ 4366—76
Смажьте через пресс- масленки (при использовании заменителя
смажьте при ТО-1)
Шарниры реактивных штанг задней подвески0,6 кгСмазка Литол-24. Заменитель: солидол Ж ГОСТ 1033—79, пресс-солидол С
ГОСТ 4366—76
Смажьте через пресс- масленки до выдавливания свежей смазки (при использовании заменителя смажьте при ТО-2)
Подшипник вала барабана лебедки0,05 кгТо жеСмажьте через пресс- масленку (при использовании заменителя смажьте при ТО-2)
Шарниры рулевых тяг0,05 кг»Смажьте через пресс- масленки до выдавливания свежей смазки
Выводы аккумуляторных батарей0,04 кгСмазка Литол-24Смажьте тонким слоем
Штекерные соединения электрообо­рудования0,008 кгТо жеСмажьте (один раз в год)
Система охлаждения двигателя35,0 лАнтифриз марки 40 ГОСТ 159—52.
Заменитель: антифриз Тосол А40 ТУ 6.02751—78
Для кратковременной эксплуатации допускается применение воды
Смените жидкость (один раз в год)
Гидропривод выключения сцепления0,28 лГидротормозная жидкость ГТЖ-22м
ТУ 6.01787—75 или «Нева» ТУ 6.01 1163—78 Смешивание жидкости «Нева» с гидротормозными жидкостями других марок не допускается
Проверьте уровень жидкости и при необходимости долейте

Смените жидкость (один раз в год)

Гидроподъемник кабины и запасного колеса1,2 лГидравлическое масло МГЕ-10А
ТУ 38 101572—75
Проверьте уровень масла, при необходимости долейте
Предохранитель от замерзанияСпирт этиловый технический ГОСТ 17299—78 или ГОСТ 18300—72Применяйте при температуре окружающего воздуха ниже плюс 5° С
Смените (один раз в месяц)
Смените (один раз в неделю)
для предохранителя 100-3536010-101,0 л
для предохранителя 100-35360100,2 л
Подшипники водяного насосаСмазка Литол-24Смажьте через пресс- масленку до выхода смазки из контрольно­го отверстия

Видео обзор КамАЗ-43101 на youtube

КамАЗ-43101 в грязи – идет как танк:

Панель управления и приборы КамАЗ-43101:

Устройство, ТО и ТТХ военного КамАЗ-43101:

Что пишут на форумах: отзывы владельцев и водителей КамАЗ-43101

Ефим Евстигнеев, 55 лет, Красноярский Край:

Владею лесовозом КамАЗ-43101 более десяти лет. При покупке главным критерием была проходимость автомобиля: там, где я работаю дорог нет. В своем выборе не ошибся – это действительно вездеход: идет и по грязи, и из любого болота выберется. Двигатель, коробка и сцепление очень простые в обслуживании и ремонте, важно не забывать вовремя обслуживать и смазывать. О комфорте в кабине говорить не буду: чего нет – того нет, радует цвет зеленый – не так грязь видно.

Устройство и характеристики грузового автомобиля повышенной проходимости КамАЗ-43101

КамАЗ-43101 — это транспортное средство с повышенным уровнем проходимости. Выпускается Камским автомобильным заводом с 1979 г.

Устройство кузова и салона

Устройство кузова и салона включает в себя:

  1. Моторную зону. Она предназначена для силового агрегата и узлов, связанных с ним. Также выполняет функцию пассивной безопасности транспортного средства.
  2. Тормозную систему.
  3. Шасси и систему регулирования давления воздуха в шинах.
  4. Систему рулевого управления, которая связана с передним мостом грузовика.
  5. Место для пассажиров и водителя, а также спальное место.
  6. Систему сцепления, которая соединяет двигатель с трансмиссией во время движения транспорта.
  7. Приборную панель, на которой отображается работа всех основных систем техники.
  8. Платформу, предназначенную для размещения грузов для перевозки.

Моторная часть включает в себя следующие детали:

  • передняя верхняя и нижняя поперечина;
  • лонжероны фронтального типа.

Технические характеристики

Технические характеристики (ТТХ) данной модели КамАЗа:

Снаряженная масса автомобиля8 905 кг
Нагрузка, которая приходится на передний мост4 540 кг
Нагрузка на заднюю телегу4 365 кг
Максимальный вес поднимаемого груза6 000 кг
Автопоезд5 020 кг
Допустимая масса прицепного устройства10 000 кг
Модель силового агрегата7403.10
Тип используемого топливаДизель
ТурбонаддувЕсть
Номинальная мощность260 лошадиных сил
Наибольший крутящий момент785 Нм
Количество цилиндрических элементов8
Расположение цилиндровV-образное
Рабочий объем мотора10,85 л
Диаметр цилиндров12 см
Ход поршневой части12 см
Уровень сжатия16
Объем топливного бака170 л
Напряжение электрооборудования24 В
СцеплениеФрикционное
Диаметр накладок35 см
Размер шин15,7-20,9
Генераторная установка28 В
Масса15 205 кг

Силовой агрегат

Здесь установлена модель двигателя 7403.10, выполненная в соответствии с международным экологическим стандартом Евро-1. Средний расход топлива летом — 27,3 л, зимой — 33 л. Частота вращения коленчатого вала составляет 2600 оборотов в минуту.

Такая модель мотора запускается даже в условиях низких температур.

  • длина — 1,16 м;
  • ширина — 0,9 м;
  • высота — 1,1 м.

Конструкция мотора включает в себя:

  • клапан выпускного типа;
  • поршень;
  • блок цилиндров;
  • шатун;
  • коленвал;
  • топливную форсунку;
  • свечу стартера;
  • поршневые кольца;
  • поршневой палец.

Крутящий момент от силового агрегата на основные механизмы транспорта передается при помощи прямозубых шестерен. На таких шестернях работают приводы системы распределения газов, насосы, компрессоры и гидравлический усилитель руля.

Трансмиссия

Конструкция трансмиссии состоит из:

  • механизма сцепления;
  • переднего делителя передач;
  • коробки передач;
  • карданной передачи;
  • дифференциала;
  • среднего ведущего моста;
  • заднего ведущего моста;
  • коробки вала отбора мощности.

В данном механизме происходит преобразование крутящего момента и распределение его между ведущими колесами. Раздаточная коробка, оснащенная двухступенчатым редуктором и цилиндрической формы межосевым дифференциалом, управляется дистанционно.

Передаточные числа скоростных режимов:

Главная передача мостов ведущего типа — двойная. Она состоит из двух конических шестерен со спиральными зубьями и двух цилиндрических шестерен с косыми зубьями.

Рулевой механизм представляет собой винт, оснащенный шариковой гайкой и поршнем. Передаточное число ПГУ — 20.

Подвеска

Транспортное средство оснащено подвеской на полуэллиптических рессорах. Тип подвесного механизма — рессорный.

Система подвески оборудована амортизаторами. На задней балансирной подвеске есть реактивные штанги со скользящими концами рессор.

Конструкция подвесного механизма включает в себя следующие элементы:

  • отъемное ухо;
  • болты;
  • втулка;
  • пресс-масленка;
  • передний и задний кронштейн;
  • накладка, необходимая для передних рессор;
  • чашка основного буфера;
  • стремянка;
  • накладка листа;
  • палец;
  • кронштейн амортизаторов.

Для того чтобы избежать жестких ударов переднего моста о раму, на нижние полки лонжеронов устанавливают резиновые буфера. На данной модели КамАЗа установлено 2 таких буфера. Толкающие усилия и реактивные моменты передаются на механизм рамы при помощи шести реактивных штанг.

Лебедка

На КамАЗе установлена лебедка механического, барабанного типа. Она оснащена червячным редуктором и ленточным тормозным механизмом. Сама лебедка приводится в действие при помощи коробки вала отбора мощности через карданную передачу.

Во время работы трос лебедки подается вперед и через цилиндрический блок переходит назад.

  • тяговое усилие вперед — 10 800 кгс;
  • тяговое усилие назад — 15 400 кгс;
  • рабочая длина троса — до 83,5 м;
  • грузоподъемность — 6 000 кг.

Лебедка состоит из:

  1. Червяка, нажимного ролика с пружинами, который находится в верхней части барабана.
  2. Ленточного тормоза, который используется для торможения вала при выключенном сцеплении.
  3. Тросоукладчика, который равномерно и плотно укладывает трос на барабанном механизме.

Стоимость и аналоги

Цена аренды и покупки:

  • покупка новой модели — от 3 500 000 руб.;
  • покупка б/у версии — от 700 000 руб.;
  • аренда — от 3 500 руб. за смену.

Аналоги: КамАЗ-43106, 431010, 5350 и Урал — 4320.

Грузовик КАМАЗ 4310 и его модификации

КАМАЗ 4310 – известный и любимый в народе грузовой автомобиль повышенной проходимости с постоянным полным приводом на все три независимых моста.

История появления

С технической точки зрения в 80-х годах это был наиболее совершенный грузовик, способный преодолевать высокие препятствия, крутые подъемы и спуски, фактически “переплывать” реки глубиной до полутора метров. В массовое производство модель поступила в январе 1981 года, в аккурат перед 26-м съездом КПСС.

Из названия очевидно, что производился автомобиль в Набережных Челнах предприятием КамАЗ. Однако мало кто знает, что на самом деле КАМАЗ 4310 имеет московские корни и был разработан конструкторами производственного объединения «ЗИЛ». Задание на разработку грузового внедорожника инженеры ЗИЛа получили еще в 1967 году, через год были утрясены технические моменты, и на разработку было выделено 10 лет.

Один из первых прототипов КАМАЗ 4310 построенных на заводе ЗиЛ

За время работы над проектом на мощностях ЗИЛа было собрано 12 прототипов будущего «Камаза». Опытные образцы в процессе испытаний совместно «накатали» около полутора миллиона километров в самых разных дорожным (и бездорожных) условиях. К слову, в процессе разработки было найдено огромное количество уникальных технических решений, которые принесли инженерам ЗИЛ более 50 авторских свидетельств.

Техническая часть КАМАЗ 4310

В базовом версии конструкторами был применен на тот момент весьма передовой принцип действия ведущих мостов – постоянный привод c четырьмя карданными валами. Трансмиссия была снабжена несимметричным межосевым дифференциалом с электропневматической блокировкой.

В ходовой части разных модификаций имеются незначительные отличия, но в основном характеристики ходовой практически идентичные. Агрегатируется автомобиль двигателем КАМАЗ-740.10 мощностью 210 лошадиных сил, либо более свежей модификацией КАМАЗ-740.20 с мощностью 220 л.с. В качестве трансмиссии используется пятиступенчатая механическая коробка передач с электропневматическим усилителем кулисы. Первая и задняя передачи включаются прямозубой шестерней, остальные – посредством синхронизаторов.

КАМАЗ 43102 на испытаниях. Колея глубиной 900мм. 1978г

Для работы в разных мощностных режимах используется раздаточная коробка с двухступенчатым редуктором, реализующим передаточные числа 1,7 и 0,9. Постоянный полный привод обеспечивает планетарный межосевой дифференциал с полной развязкой всех трех ведущих мостов и возможностью механической блокировки каждого из них.

Электрические системы автомобиля рассчитаны на напряжение 24 вольта. Их питание обеспечивает мощный генератор и две последовательно соединенных аккумуляторных батареи повышенной емкости.

История развития и модификации КАМАЗ 4310

Основная модификация была настолько удачной, что производилась с незначительными изменениями с 1981 по 1990 годы. При этом, независимо от модификации, кабина оснащалась гидравлической системой наклона вперед и опционально, в некоторых партиях, оборудовалась спальным местом.

С 1989 года в производство поступили дополнительные модификации, в частности для нужд сельского хозяйства был разработан КАМАЗ 43101, комплектовавшийся убираемыми скамейками, позволявшими перевозить до 30 человек. Помимо перевозки пассажиров, эта модификация предназначалась для перевозки прицепа «2ПН-4М». В стандартной комплектации присутствовала лебедка и, чаще чем в других моделях, дополнительное спальное место.

В том же году в производство поступил КАМАЗ 43106, отличающийся от предыдущей модификации меньшей снаряженной массой, но большей грузоподъемностью (7 тонн против 6). В качестве прицепа чаще всего использовался открытый «ГКБ-8350» или его вариант с откидным тентом.

Многоцелевой грузовик КАМАЗ 43105 1984г

КАМАЗ 43105 является практически полным аналогом предыдущей модификации, но его выпуск начался несколько раньше, тогда еще под общей маркировкой 4310. Примечательно, что именно эта модель, будучи несколько упрощенной и облегченной, использовалась для нужд армии в конце 80-х.

Впрочем, если внимательно присмотреться ко всему разнообразию грузовиков, выпускавшихся под индексами 4310x, можно обратить внимание, что часто в рамках одной модификации автомобили разных партий отличаются между собой гораздо сильнее, чем отдельные модификации.

Лихие 90-е, ставшие переломными для многих предприятий отечественного автопрома, практически не сказались на производстве Камского автозавода. А вот всемирный финансовый кризис, увы, не обошел его стороной. Как и на других заводах, здесь было произведено большое количество техники, не востребованной в дальнейшем. Часть произведенных автомобилей была законсервирована на заводе, часть отгружена в войска, где так и не была принята в эксплуатацию, благодаря чему сегодня имеется возможность недорого купить хорошо сохранившийся КАМАЗ 4310 с консервации.

Военная модификация Тайфун-1 и красивая легенда

В начале 90-х производилась полукустарная бронированная версия «Тайфун-1». Она представляла собой модификацию с будкой для перевозки солдат и мощными лобовыми пластинами брони, защищающими кабину. По своим ТТХ КАМАЗ 4310 на тот момент значительно превосходил большинство полувоенных грузовиков повышенной проходимости, поэтому именно он и был взят за основу.

«Тайфун-1″ на базе КАМАЗ 4310 разработка середины 90-х

Многие ошибочно считают именно эту модификацию первым вариантом нового антитеррористического бронетранспортера «Тайфун», сделанным по заказу Минобороны РФ. На самом же деле, первые «Тайфуны» были представлены лишь в 2011 году. Они являются совместной разработкой инженеров УРАЛа и КамАЗа и построены вовсе не на платформе 4310.

Подводя итог вышесказанному, КАМАЗ 4310 можно смело назвать одним из самых успешных проектов отечественного автопрома, на момент выпуска опередившим свое время не только по советским меркам, но и по европейским. Высокая мощность и грузоподъемность, в сочетании с невероятной проходимостью и универсальностью позволяют использовать его в любых целях, от хозяйственных до военных.

Военный автомобили КамАЗ-43101

Военный автомобиль КамАЗ-43101 выпускался Камским автозаводом (ОАО “КАМАЗ”) с 1989 г. Кузов – металлическая платформа с откидными задним и боковыми бортами, оснащена каркасом и тентом. настил пола – деревянный.

КАМАЗ 43101
Источник: http://spb.avtorinok.ru/

Платформа КамАЗ-43101 снабжается по заказу надставными боковыми решетчатыми бортами с откидными боковыми и средней съемной скамейками для перевозки 30 человек.

Кабина – трехместная, откидывающаяся вперед гидравлическим подъемником, с шумо-и термоизоляцией, без спального места (по заказу со спальным местом) оборудована независимым отопителем.

Сиденье водителя КамАЗ-43101 подрессоренное, регулируется по массе водителя, длине, наклону спинки.

Имеются модификации тропического исполнения. Основной прицеп: для КамАЗ-43101 – 2ПН-4М

Прицеп автомобильный низкорамный 782Б (2-ПН-4М)
Источник: http://www.td-sarmat.com/

Автомобильный прицеп 782Б (2-ПН-4М) предназначен для монтажа и перевозки кузовов-фургонов и специального оборудования по всем видам дорог. Тягачами прицепа являются грузовые автомобили с мощностью двигателя 150-160кВт. (210-220л.с.) типа Урал и КАМАЗ.

Схема прицепа автомобильного низкорамного 782Б (2-ПН-4М)
Источник: http://www.td-sarmat.com/

Технические характеристики автомобильного прицепа 782Б (2-ПН-4М)

  • Масса перевозимого груза – 4848 кг
  • Масса снаряженного прицепа – 2152 кг
  • Полная масса прицепа – 7000 кг
  • Распределение массы прицепа на переднюю ось – 3500 кН(кгс)
  • Распределение массы прицепа на заднюю ось – 3500 КН(кгс)
  • Шины пневматические – 9.00-20(260-508) или 9.00 R20(260R508)
  • Максимальная скорость движения – 85 км/ч
  • Рабочий тормоз – пневматический на все колеса
  • Электросистема – постоянного тока однопроводная,12(24)В

Двигатель КамАЗ-740.10-20 – на КамАЗ-43101.

Автомобильный двигатель КАМАЗ 740.10-20
Источник: http://www.kamaz.su/

Технические характеристики двигателя КамАЗ-740.10-20 на КамАЗ-43101

  • Расположение и число цилиндров – V-8
  • Диаметр цилиндра и ход поршня, мм – 120×120
  • Рабочий объём, л – 10,86
  • Степень сжатия – 17
  • Номинальная мощность брутто по ГОСТ 14846-81, л.с., – не менее 220
  • Номинальная частота вращения коленчатого вала, мин-1 – 2600 ±50
  • Максимальный крутящий момент брутто по ГОСТ 14846-81, кгс×м, – не менее 68
  • Частота вращения коленчатого вала, соответствующая максимальному крутящему моменту, мин-1 – 1700 ±100
  • Минимальный удельный расход топлива, г/(л.с.×ч) – 155
  • Расход масла на угар на режиме номинальной мощности, в % от расхода топлива, – не более 0,6
  • Масса не заправленного смазкой двигателя в комплектности поставки, кг – 750
  • Габаритные размеры: Длина´ширина´высота, мм – 1150 x 893 x 1007

Трансмиссия на КамАЗ-43101

  • Коробка передач – 5 -ступенчатая, с синхронизаторами на II, III. IV и V передачах. Передаточные числа – I-7,82; II-4,03; III-2,50; IV- 1,53; V-1,0; ЗХ-7,38.
  • Раздаточная коробка – с двухступенчатым редуктором и цилиндрическим блокируемым межосевым дифференциалом планетарного типа, распределяющим крутящий момент между постоянно включенным передним мостом и мостами задней тележки в отношении 1:2. Передат. числа: I-1,692; II-0,917.
  • Управление раздаточной коробкой – дистанционное, с электропневматическим приводом переключения передач.
  • Привод механизма блокировки дифференциала – пневматический, с дистанционным управлением.
  • Отбор мощности от раздаточной коробки – до 44,12 кВт (60 л.с.).
  • Карданная передача – четыре карданных вала.
  • Главная передача ведущих мостов – двойная: пара конических шестерен со спиральным зубом и пара цилиндрических косозубых шестерен; Передаточное число 7,22.
  • Передний мост – с шарнирами равных угловых скоростей дискового типа (Тракта).
  • Средний мост – проходной.

Камаз 4310: модификации модели. Технические характеристики: параметры двигателя, трансмиссия и сцепление

  • Назначение Камаза 4310: описание, применение
  • Модификации основной модели
  • Рабочее место водителя: как оно выглядит?
  • Электрика: электросхема с описанием
  • Тормозная система и система охлаждения двигателя
  • Основные неисправности Камаза 4310
  • Где приобрести запчасти на Камаз 4310?
  • Коды ошибок с расшифровкой
  • Фотогалерея
  • Стоимость нового и Б/У автомобиля, аналоги
  • Видео обзор Камаза 4310
  • Отзывы о КАМАЗ 4310

Назначение Камаза 4310: описание, применение

Камаз 4310 – популярная модель грузовика, предназначенного для прохождению по бездорожью. Также известен как лесовоз, мощный автомобиль, самосвал. Оснащён шасси, которое позволяет использовать его и как седельный тягач, и как обычный грузовик. Год выпуска: с 1981 по настоящее время.

Идеально подходит для перевозки грузов, таких как сыпучие строительные материалы, брёвна и другие крупногабаритные элементы.

Модификации основной модели

Камаз 4310 имеет самое большое количество модификаций. Целых 9 лет с момента выхода машины в массовое производство она производилась в изначальном варианте, но стала такой популярной, что инженеры завода решили разработать несколько модификаций, и не ошиблись — они оказались востребованы.

Рассмотрим доступные модификации детальнее:

  • КАМАЗ 43101 — использовался в связке с прицепом, комплектовался скамейками для перевозки людей. В кузове помещалось 30 пассажиров;
  • КАМАЗ 43106 — практически полный аналог предыдущей вариации, но с увеличенной грузоподъемностью, также перевозил прицепы;
  • КАМАЗ 43105 — также использовался для перевозки грузов или груженых прицепов, в том числе для армейских целей;
  • военная модификация 4310 — модель грузовика с крытым тентом для перевозки солдат и бронированными пластинами для защиты кабины, название «Тайфун-1».

В целом серийное производство Камазов 4310 считается одним из самых успешных проектов отечественного автопрома. Грузовики разных партий производства отличаются не только годом выпуска, но и немного внешним видом. Это связано с те, что требования заказчиков менялись, и производитель вынужден был адаптироваться под них, в особенности эта тенденция заметна в машинах 90-х годов выпуска.

Технические характеристики тягача КАМАЗ 4310

Описание технических характеристик КАМАЗ 4310:

  • двигатель может быть не одной модели, в зависимости от года выпуска, самые часто встречающиеся модели это 740.10-20 и 740.10 мощность 210-220 л.с., количеством оборотов от 1600 до 2600.
  • полный привод, постоянный;
  • мосты с блокируемым дифференциалом;
  • топливо — дизельное;
  • пятиступенчатая коробка передач;
  • двухступенчатый редуктор;
  • дистанционное управление раздаточной коробкой;
  • отбор мощности от раздаточной коробки 60 л. с.;
  • рулевой механизм винтовой, есть поршень-рейка;
  • колёса дисковые, параметры шин: обод 310—533, 1220×400-533 с регулируемым давлением воздуха, зависит от качества дороги, по которой едет автомобиль;
  • рессорная подвеска, с амортизаторами;
  • тормозная система с барабанным механизмом (схему тормозной системы можно посмотреть ниже);
  • пневматический стояночный тормоз;
  • механическая лебёдка;
  • скорость автомашины 90 км/час;
  • грузоподъемность составляет 6000 кг;
  • максимальная масса прицепа 10000 кг;
  • вместимость топливного бака 2х125 л, в зависимости от модификации заправочная емкость может иметь другой объем;
  • КПП 8,5, ТСп-15К;
  • расход топлива в среднем 24 л на 100 км;
  • габариты автомобиля: длина — 7650 мм, ширина — 2500 мм.

Чтобы изучить все характеристики двигателя, читайте инструкцию по эксплуатации, прилагаемую к нему. Если машина не новая, в момент покупки требуйте всю необходимую документацию к транспортному средству.

Рабочее место водителя: как оно выглядит?

Кабина водителя на КАМАЗ 4310 цельнометаллическая, рассчитана на три места. Каркас кабины усиленный, есть термоизоляция и гидроизоляция, мягкая обивка водительских и пассажирских сидений. Удобна тем, что в ней поднимается передняя панель, и водитель может получить свободный доступ к электронике, системам омывания стекла. Лобовое стекло с перемычкой, с хорошим углом обзора. Подвеска рессорная. Ширина кабины

Грузовик КАМАЗ 4310 и его модификации

КАМАЗ 4310 – известный и любимый в народе грузовой автомобиль повышенной проходимости с постоянным полным приводом на все три независимых моста.

С технической точки зрения в 80-х годах это был наиболее совершенный грузовик, способный преодолевать высокие препятствия, крутые подъемы и спуски, фактически “переплывать” реки глубиной до полутора метров. В массовое производство модель поступила в январе 1981 года, в аккурат перед 26-м съездом КПСС.

Из названия очевидно, что производился автомобиль в Набережных Челнах предприятием КамАЗ. Однако мало кто знает, что на самом деле КАМАЗ 4310 имеет московские корни и был разработан конструкторами производственного объединения «ЗИЛ». Задание на разработку грузового внедорожника инженеры ЗИЛа получили еще в 1967 году, через год были утрясены технические моменты, и на разработку было выделено 10 лет.

За время работы над проектом на мощностях ЗИЛа было собрано 12 прототипов будущего «Камаза». Опытные образцы в процессе испытаний совместно «накатали» около полутора миллиона километров в самых разных дорожным (и бездорожных) условиях. К слову, в процессе разработки было найдено огромное количество уникальных технических решений, которые принесли инженерам ЗИЛ более 50 авторских свидетельств.

Техническая часть КАМАЗ 4310

В базовом версии конструкторами был применен на тот момент весьма передовой принцип действия ведущих мостов – постоянный привод c четырьмя карданными валами. Трансмиссия была снабжена несимметричным межосевым дифференциалом с электропневматической блокировкой.

В ходовой части разных модификаций имеются незначительные отличия, но в основном характеристики ходовой практически идентичные. Агрегатируется автомобиль двигателем КАМАЗ-740.10 мощностью 210 лошадиных сил, либо более свежей модификацией КАМАЗ-740.20 с мощностью 220 л.с. В качестве трансмиссии используется пятиступенчатая механическая коробка передач с электропневматическим усилителем кулисы. Первая и задняя передачи включаются прямозубой шестерней, остальные – посредством синхронизаторов.

КАМАЗ 43102 на испытаниях. Колея глубиной 900мм. 1978г

Для работы в разных мощностных режимах используется раздаточная коробка с двухступенчатым редуктором, реализующим передаточные числа 1,7 и 0,9. Постоянный полный привод обеспечивает планетарный межосевой дифференциал с полной развязкой всех трех ведущих мостов и возможностью механической блокировки каждого из них.

Электрические системы автомобиля рассчитаны на напряжение 24 вольта. Их питание обеспечивает мощный генератор и две последовательно соединенных аккумуляторных батареи повышенной емкости.

История развития и модификации КАМАЗ 4310

Основная модификация была настолько удачной, что производилась с незначительными изменениями с 1981 по 1990 годы. При этом, независимо от модификации, кабина оснащалась гидравлической системой наклона вперед и опционально, в некоторых партиях, оборудовалась спальным местом.

С 1989 года в производство поступили дополнительные модификации, в частности для нужд сельского хозяйства был разработан КАМАЗ 43101, комплектовавшийся убираемыми скамейками, позволявшими перевозить до 30 человек. Помимо перевозки пассажиров, эта модификация предназначалась для перевозки прицепа «2ПН-4М». В стандартной комплектации присутствовала лебедка и, чаще чем в других моделях, дополнительное спальное место.

В том же году в производство поступил КАМАЗ 43106, отличающийся от предыдущей модификации меньшей снаряженной массой, но большей грузоподъемностью (7 тонн против 6). В качестве прицепа чаще всего использовался открытый «ГКБ-8350» или его вариант с откидным тентом.

Многоцелевой грузовик КАМАЗ 43105 1984г

КАМАЗ 43105 является практически полным аналогом предыдущей модификации, но его выпуск начался несколько раньше, тогда еще под общей маркировкой 4310. Примечательно, что именно эта модель, будучи несколько упрощенной и облегченной, использовалась для нужд армии в конце 80-х.

Впрочем, если внимательно присмотреться ко всему разнообразию грузовиков, выпускавшихся под индексами 4310x, можно обратить внимание, что часто в рамках одной модификации автомобили разных партий отличаются между собой гораздо сильнее, чем отдельные модификации.

Лихие 90-е, ставшие переломными для многих предприятий отечественного автопрома, практически не сказались на производстве Камского автозавода. А вот всемирный финансовый кризис, увы, не обошел его стороной. Как и на других заводах, здесь было произведено большое количество техники, не востребованной в дальнейшем. Часть произведенных автомобилей была законсервирована на заводе, часть отгружена в войска, где так и не была принята в эксплуатацию, благодаря чему сегодня имеется возможность недорого купить хорошо сохранившийся КАМАЗ 4310 с консервации.

Военная модификация Тайфун-1 и красивая легенда

В начале 90-х производилась полукустарная бронированная версия «Тайфун-1». Она представляла собой модификацию с будкой для перевозки солдат и мощными лобовыми пластинами брони, защищающими кабину. По своим ТТХ КАМАЗ 4310 на тот момент значительно превосходил большинство полувоенных грузовиков повышенной проходимости, поэтому именно он и был взят за основу.

«Тайфун-1″ на базе КАМАЗ 4310 разработка середины 90-х

Многие ошибочно считают именно эту модификацию первым вариантом нового антитеррористического бронетранспортера «Тайфун», сделанным по заказу Минобороны РФ. На самом же деле, первые «Тайфуны» были представлены лишь в 2011 году. Они являются совместной разработкой инженеров УРАЛа и КамАЗа и построены вовсе не на платформе 4310.

Подводя итог вышесказанному, КАМАЗ 4310 можно смело назвать одним из самых успешных проектов отечественного автопрома, на момент выпуска опередившим свое время не только по советским меркам, но и по европейским. Высокая мощность и грузоподъемность, в сочетании с невероятной проходимостью и универсальностью позволяют использовать его в любых целях, от хозяйственных до военных.

КАМАЗ-4310Базовая версия. Отличалась укороченной платформой с тентом, задним откидным бортом и откидными сиденьями (на 30 чел.) вдоль бортов. Выпускалась в 1983-1990 годах.
КАМАЗ-43101(опытный)Транспортный вариант. Отличался грузовой платформой от КАМАЗ-5320 тремя откидными бортами.
КАМАЗ-43101Модернизированный вариант КамАЗ-4310. Отличался двигателем КамАЗ-740.10-20 мощностью 220 л.с. Грузоподъёмность увеличена до 6 т. Выпускался в 1989-2000 годах.
КАМАЗ-431010Спортивная версия. Изготовлен для ралли Париж-Даккар. В 1992 году участвовал в марафоне Париж-Москва-Пекин.
КАМАЗ-43102(опытный)Вариант КАМАЗ-43101 с кабиной со спальным местом.
КАМАЗ-43103(опытный)Еще один вариант КАМАЗ-4310 с кабиной со спальным местом.
КАМАЗ-43105Гражданский транспортный. Отличался отсутствием лебёдки и системы регулирования давления в шинах.
КАМАЗ-43106Гражданский транспортный. Отличался двигателем КамАЗ-740.10-20. Выпускался в 1989-2000 годах.
КАМАЗ-43114Модернизированный армейский вариант. Отличается дизелем с турбонаддувом КамАЗ-7403.10 мощностью 260 л.с. Выпускается с 1996 года.
КАМАЗ-43115Модернизированный, гражданский, транспортный. Отличается двигателем КамАЗ-7403.10. Выпускается с 1998 года.
КАМАЗ-43118Транспортный с увеличенной грузовой платформой. Отличается двигателем КамАЗ-7403.10. Выпускается с 1996 года.
КАМАЗ-4410Седельный тягач на базе 4310. Предназначен для буксировки специальных полуприцепов полной массой до 15т.

Читайте также:  Назначение Камаза 63501: модификации модели, применение, особенности
Ссылка на основную публикацию