Адаптеры и прицепы к мотоблокам МТЗ. Модели устройств. Самодельные варианты, видео обзоры и отзывы
Обзор адаптеров
Мотоблоки значительно упростили сельскохозяйственный труд на поле многим фермерам. Благодаря им обрабатывать, вспахивать и осуществлять посадку стало проще и быстрее. Но конструкция мотоблока такова, что оператору приходится ходить за ним, что через некоторое время вызывает усталость и становиться затруднительно. Особенно упадок сил чувствуется после обработки больших площадей, так как вес мотоблока, зачастую, переваливает за 100 кг.
Для значительного облегчения работы на мотоблоке, и Беларусе в частности, были изобретены адаптеры, которые крепились к агрегату и позволяли сидя выполнять все работы. Особенностью адаптеров является то, что все навесное оборудование крепится уже на него, а не на мотоблок. Таким образом, при использовании адаптера, получается минитрактор с удобным сидением и возможностью работать без устали продолжительное время.
Модели от производителя для МТЗ
Официальной модели завод-изготовитель не предоставил, но тем, кто желает модернизировать свой мотоблок стоит обратить внимание на других производителей.
Аналоги от сторонних производителей для МТЗ
Одним из популярных адаптеров является пахотный модуль Целина, который адаптирован под использование с мотоблоком Беларус. Адаптер сделан из качественных материалов и позволяет удобно устроиться на сидении и управлять мотоблоком. Благодаря дополнительным пневматическим колесам размером 4*10 конструкция будет устойчивой на любой почве.
Для придания универсальности модели и облегчения осуществления торможения на адаптере предусмотрен ленточный тормоз. Скорость, которую мотоблок МТЗ может развивать с подключенным адаптером может достигать до 10 км/ч. Но так как большая часть навесного оборудования не способно так разгоняться, то этого будет достаточно для выполнения сельскохозяйственных работ. Вес пахотного адаптера составляет 50 кг.
Отличной альтернативой, которая превратит мотоблок в минитрактор, является адаптер Хорсам ИС-2, выпускаемый ОАО «ГМЗ». Конструкция снабжена сидением и рулем, а движущая часть мотоблока крепится сзади. Использовать его целесообразно в садах, огородах и на приусадебных участках. Удобное сидение и руль, напоминающий мотоциклетный, обеспечивают комфорт и удобство во время полевых работ.
Все важные органы управления МТЗ вынесены на руль, позволяя оператору устроиться с комфортом. Оператор легко дотягивается до газа, тормоза и запуска двигателя, так как Хорсам адаптирован для подключения МТЗ 09Н. Помимо этого, к нему можно подключать плуг, фрезы, окучники, картофелесажалку и копалку, любое снегоуборочное оборудование, косилку и многое другое.
Достоинствами Хорса являются:
- Небольшие габариты, позволяющие маневрировать между преградами;
- Удобство при управлении мотоблоком;
- Вес около 70 кг;
- Одинаковая ширина между колесами на передней и задней осях.
Самодельный вариант для МТЗ
Если есть желание сэкономить на покупке адаптера от производителя, то такую конструкцию вполне можно собрать самостоятельно. Ниже представлен чертеж и схема присоединения всех деталей, ориентируясь на которые можно изготовить сидение на мотоблок. Представленный чертеж демонстрирует, как собрать сидение с креплением позади мотоблока.
Для того, чтобы изготовить адаптер для МТЗ потребуется:
- Подготовить стальной профиль длиной 180 см.
- Приварить перпендикулярно еще один отрезок профиля длиной 50 см. Эта часть будет осью задней колеи и определять ее ширину. Поэтому длина в 50 см является условной. При желании ее можно сделать длиннее или короче.
- К концам прикрепить стойки для колес. Обычно длины берется от 25 до 40 см.
- Обязательно приварить к втулкам ребра жесткости. Их размеры зависят от вашей конструкции и ее исходных размеров.
- Изготовить раму для подсоединения навески. Используя боковые направляющие, прикрепить их к стойкам колес.
- На середину рамы прикрепить сиденье. Оно крепится выше рамы для того, чтобы оператор мог удобно расположить ноги. Выбирать сиденье можно любое, лишь бы оно вам нравилось и могло крепиться к раме.
- При креплении сидения обратите внимание на то, где находится руль и какое до него остается расстояние. Рулевое управление должно быть в зоне досягаемости.
Видео обзор
Ниже представлен видео обзор адаптера для мотоблока МТЗ
Видео обзор посвящен сборке самодельного адаптера для МТЗ
Видео обзор, где демонстрируется использование переднего адаптера для МТЗ
Варианты использования переднего адаптера для МТЗ
Отзывы владельцев
Многие владельцы отмечают в своих отзывах, что использование мотоблока Беларус стало намного удобнее и эффективнее с использованием адаптера.
Николай:
Надоело ходить пешком за своим мотоблоком МТЗ 09Н и я решить прикупить адаптер. Работать стало легче, но есть несколько нюансов. На ровной поверхности движение идеальное, без подскоков, при условии использования фрезы и плуга. А вот с прицепом несколько сложнее, потому что если много наложить в прицеп, то мотоблок вздыбливается при наезде на неровность.
Константин:
Я решил сварить самодельный адаптер, потому что не увидел в чертежах и схемах ничего сложного. Тем более, что необходимые материалы и колеса с сиденьем у меня были. Все подогнал под свои размеры и получилось дешевле, чем покупной. Рулевое управление подогнал под свой рост и стало легче.
Прицепы для МТЗ
Так характеристики мотоблока МТЗ позволяет переводить до 300-500 кг груза, то не использовать эту возможность просто нельзя. Очень удобно переводить не только собранный урожай, но и различные материалы, инструменты и другие грузы.
Родные от производителя
Для мотоблоков Беларус Сморгонский механический завод представляет свой фирменный прицеп ПМ-00.000. Внешне телега представляет собой классический вариант исполнения, который использует в качестве крепления к мотоблоку сцепку. Достоинством модели является то, что есть сиденье, выполненное в виде бака, в который можно складывать инструмент. Сиденье очень удобное и с него легко дотягиваться до руля мотоблока.
Прицеп ПМ может осуществлять перевозку до 300 кг, при том, что его масса равна 200 кг. Устойчивость достигается за счет установки пневматических колес с дорожным просветом 27 м. При изготовлении кузова использовалась прочная сталь. Объем кузова составляет 0,705 куб.м. К недостаткам можно отнести особенности конструкции, не предусматривающей самосвальный вариант выгрузки, так как кузов приварен к раме.
Сторонние аналоги для МТЗ
Аналогом является усовершенствованная модель МП-480, которая обладает рядом достоинств: возможностью перевозки грузов весом до 500 кг и откидным типом кузова. Усиленная конструкция предусматривает предупреждение перекидывания прицепа во время транспортировки груза. В комплекте с телегой поставляются дополнительные щиты, которыми можно увеличить высоту борта, использовав специальные крепления. Сиденье выполнено в виде удобного ящика, в котором можно хранить необходимые инструменты.
От разных производителей можно найти большой количество прицепов не только разных форм, но и грузоподъемности. Беларусмаш представляет модели ТМ-360 и 350, Акимовский металлургический завод – ТМ 500-700. Принцип построения конструкции одинаков, но различия в некоторых нюансах, например, наличия крыльев над колесами или возможность откидывать борт кузова.
Самодельный вариант для МТЗ
Также, как и многое другое оборудование, телегу можно изготовить своими руками. Причем самодельный вариант ни в чем не будет уступать фирменному. Важно только внимательно изучить схему, представленную ниже.
Техника изготовления прицепа:
- Изготовить раму из квадратной трубы.
- Самым лучшим вариантом является самосвальный кузов с откидными бортами, поэтому делать будем его. Кузов сварить из листов железа или алюминия, в зависимости от того, что есть под рукой.
- Прикрепить раму к кузову, предусмотрев возможность самостоятельного откидывания кузова.
- Установить сиденье спереди кузова. Оно необходимо для комфортного передвижения на мотоблоке. Необходимо рассчитать расстояние от руля до сиденья, чтобы было удобно осуществлять управление.
Видео обзор
В видео обзоре демонстрируется, как собрать самостоятельно прицеп для Беларуса
Обзор прицепа-самосвала для мотоблока МТЗ
Отзывы владельцев
Отзывы владельцев подтверждают, что использование мотоблока для перевозки грузов вполне реально и очень распространено. Фактически мотоблок может заменить трактор.
Александр:
Самостоятельно я изготавливать прицеп не собирался по той простой причине, что руки не с того места. Поэтому купил ТС-350 и не пожалел. Работать приходится чуть ли не каждый день, а с прицепом стало легче не только передвигаться, но и перевозить урожай. Управляться с ним легко. Под горку и на горку мой Беларус тянет отлично.
Валентин:
Использовать прицеп конечно хорошо, но тут важно на какой дороге. Если почва размыта и везде грязь, то Беларус может забуксовать. А при хорошей дороге и скорость до 10 км/ч получается. Если буксует, то нужно уменьшать количество груза. Но и это лучше, чем ничего.
Навесное и прицепное оборудование для тракторов и мотоблоков МТЗ
Навесное и прицепное тракторное оборудование – совокупность агрегируемых с тракторной техникой механизмов, устройств и машин, предназначенных для выполнения определенных видов работ.
Дополняя трактор, выполняющий функцию приводящего в действие другие машины и механизмы агрегата, навесное и прицепное оборудование позволяет создавать механизированные комплексы, успешно используемые в аграрном бизнесе, строительной индустрии, муниципальном и складском хозяйстве, промышленности, лесозаготовках и в других отраслях производства.
Навесное оборудование для спецтехники на базе МТЗ
Оснащенные навесным и прицепным оборудованием нескольких видов тракторные машины одновременно выполняют комплекс технологических операций: сев и внесение удобрений, уборку снега с его погрузкой на транспортные платформы, разработку и транспортировку грунтов и сыпучих материалов, уборку сельскохозяйственных культур с укладкой в валки или выгрузкой на грузовые машины и т. д.
Уступая узкоспециализированным агрегатам в производительности, навесные и прицепные устройства значительно превосходят их по функциональности и уровню сезонной загрузки. Применение трактора в качестве базового элемента механизированных комплексов для выполнения сезонных сельскохозяйственных работ и всесезонных складских, коммунальных операций и разработки грунтов позволяет достичь максимальных показателей использования техники и значительно снижает эксплуатационные затраты.
Классификация устройств, агрегируемых с тракторной техникой
В зависимости от использования возможностей силовых агрегатов тракторных машин навесное и прицепное оборудование разделяется на:
- Тяговые механизмы, использующие при работе тяговые качества базового шасси – плужные, бороновальные и культиваторные комплексы, неповоротные отвалы, прицепные и полуприцепные транспортные платформы и т. д.
- Использующие при работе тяговое усилие трактора и мощность его силовой установки без участия ходовой части тягово-приводные агрегаты – прицепные и полуприцепные комбайновые уборочные комплексы, используемая в муниципальном хозяйстве подметально-уборочная техника, скреперные механизмы скребкового типа и т. д.;
- Приводное оборудование, работающее исключительно с использованием мощности тракторного двигателя – генераторы, насосы, подъемники, экскаваторные механизмы, стационарно располагаемые во время работы машины.
По варианту распределения веса установленных устройств тракторное рабочее оборудование разделяется на прицепное, полуприцепное, навесное, полунавесное и жестко крепящееся к рамным конструкциям базового шасси.
Также существует редко используемый способ агрегирования устройств с тракторной техникой, при котором в качестве привода оборудования используется частично демонтированная ходовая часть трактора, установленная на агрегируемую машину. Примером такого использования базового шасси является рассчитанный на работу с тракторами МТЗ свеклоуборочный комбайн «Славутич».
Сельскохозяйственный агрегат: разбрасыватель навоза
В зависимости от варианта установки на базовое шасси навесные механизмы разделяют на:
- Устройства, располагаемые на фронтальной навеске базовой машины, к которым относятся валковые жатки, плужные отвалы, фронтальные погрузочные механизмы, кусторезы и другие механизмы;
- Размещаемые под рамным каркасом базового шасси центрально-навесные агрегаты – дорожно-разметочная техника, насосные установки, фрезы для снятия асфальта, некоторые виды культиваторов;
- Механизмы бокового навешивания, устанавливаемые с боков трактора – косилки, опрыскиватели, оборудование для прокладывания оросительных и дренажных каналов;
- Устанавливаемые на задней тракторной подвеске устройства – плуги, бороны, культиваторы, катки, сеялки и т. д.;
- Комплексно-навесные агрегаты, устанавливаемые на расположенные в разных частях базового шасси навесные устройства. Примерами такого вида агрегирования являются комбинированное применение бульдозерного переднего отвала и расположенного в задней части трактора экскаваторного механизма; установленные с боков трактора опрыскивающие консоли и обеспечивающие их работу смонтированные внизу и сзади шасси насос и емкость для ядохимикатов и т. д.
Навесные и полуприцепные устройства также различаются по уровню мощности используемых для их работы базовых машин и условно делятся на:
- Оборудование для мотоблоков – механизмы, рассчитанные на работу с одноосной тракторной техникой с мощностью силовой установки до 15 л.с.;
- Устройства для мини-тракторов с мощностью двигателя до 20 л.с.;
- Агрегируемые с тракторами различных тяговых уровней с силовыми установками мощностью свыше 20 л.с механизмы.
Навесные и прицепные тракторные устройства для дачи
Использование для обработки имеющих небольшие размеры дачных участков мотоблоков и мини-тракторов является оптимальным вариантом выбора механизмов для выполнения различных видов работ на приусадебных территориях.
Навесное оборудование для трактора МТЗ 132Н: косилка
Сочетание достаточной мощности для выполнения необходимых при ведении дачного хозяйства работ и высокого уровня агрегирования с различными типами навесного оборудования позволяет мотоблокам и минитракторам производства МТЗ максимально эффективно выполнять большое количество операций, среди которых:
- все виды обработки почв;
- посев;
- культивирование;
- внесение удобрений;
- уборка овощей и зерновых;
- экскаваторная и отвальная разработка грунтов;
- прокладка траншей;
- бурение скважин;
- транспортировка грузов с их погрузкой и выгрузкой;
- очистка придомовых и дворовых территорий от снега и мусора и т. д.
Особенность большинства агрегируемых с минитракторами и мотокультиваторами устройств – их компактность и небольшой вес, позволяющие выполнять операции на ограниченной площади и легко и быстро заменять различные виды оборудования.
Навесное оборудование для мотоблока МТЗ Беларус 09 Н: окучник
Установленный на мини-трактор или одноосный мотоблок транспортный прицеп за считанные минуты может быть сменен на привезенные на нем почвообрабатывающие устройства или механизмы для разработки грунта.
Еще одним из составляющих преимущества мотоблоков отличий является установка агрегируемого оборудования непосредственно на вал двигателя. Такая схема агрегирования используется при установке почвообрабатывающих фрез и культиваторов барабанной формы, одновременно выполняющих функций колес и рабочих органов для возделывания земли.
Так же, как и крупногабаритные машины, мини-тракторы могут оснащаться сразу несколькими устройствами для одновременного ведения различных видов работ – внесения удобрений при посеве, отвальной и экскаваторной разработки грунтов и т.д.
Мини-тракторная и мотоблочная техника производимая МТЗ-Холдинг агрегируется с огромным количеством моделей различных имеющих соответствующие тяговые параметры навесных и прицепных устройств, среди которых картофелесажалки 2СМ-1 и КС-01, культиваторы КТД – 1,3, КПУ-3-70 и ОУ-00.000, картофеле выкапывающие механизмы КФТ2-01 и КМ-2, окучники MЗ-3 и ОУ-00.000-01, бурильное устройство МТ 15, отвалы ОБ12-00.000 и ОН-1 и другие.
Навесное оборудование для мотоблоков МТЗ (Беларус) и отзывы владельцев
Обзор
Для того, чтобы покупка мотоблока МТЗ полностью себя оправдала, необходимо использовать все возможности, которые предполагает конструкция. А именно, подсоединение навесного оборудования. Во всех моделях для этого предусмотрен вал отбора мощности, с помощью которого производится управление оборудованием.
Подключение не требует особых навыков, так как рассчитано на простого потребителя. Единственное, с чем может столкнуться владелец мотоблока, это со сложностью подсоединения в одиночку, так как некоторые модели довольно тяжелые.
Широкий ассортимент навесного оборудования для мотоблока МТЗ Беларус 09Н предлагает тракторный завод. Среди большого разнообразия можно найти подходящее устройство, которое облегчит вспашку, культивацию, покос травы, транспортировку грузов и сбор урожая. Не будет перечислять все модели дополнительного навесного оборудования, а остановимся на самых популярных и востребованных его моделях.
Навесное оборудование для мотоблоков МТЗ (Беларус)
Фрезы, плуги, бороны
Как правило, фрезы поставляются в комплекте с мотоблоком МТЗ и имеют различные конфигурации. Основной функцией, которую должен выполнять агрегат является фрезерование и подготовка почвы к дальнейшей посадке урожая. Плуги и бороны также играют важную роль и используются на плотных почвах и целине, т.е. там, где фрезе будет сложно взрыхлить землю.
Особенности использования:
- Плуг применяется на плотных почвах или целине. Основным его назначением является обработка почвы и создание борозды, а также последующая присыпка поднятой земли. Плуг, благодаря своим размерам, может проникать глубоко в почву, тем самым перемешивая слои.
- С помощью фрезы перемешиваются слои, а также рассыпанные удобрения с почвой. Желательно использовать фрезы на легких и средних грунтах, так как целину она может не вскопать.
- Устанавливать на Беларуса культиватор лучше всего в весеннее-осенний период, когда необходимости очистить почву от сорняков. С помощью этого устройства происходит перемалывание растений с почвой, создавая тем самых однородность.
- Использование бороны происходит после вспашки участка плугом или культиватором. Так как борона измельчает груды земли, которые остались после предыдущих работ.
В представленном видео обзоре наглядно демонстрируется вспашка бороной
Окучник
Для того, чтобы облегчить уход за саженцами и как-то минимизировать ручное вмешательство был изобретен окучник. При подсоединении его к мотоблоку 09Н скорость и качество обработки значительно возрастают. Выпускают 2 модификации: с плугами и дисками. Почва отбрасывается при прохождении по ряду на кусты с растениями. Таким образом, сорняки вскапываются и вытаскиваются из земли. Эта процедура происходит несколько щадяще, чем если б пришлось обрабатывать тяпкой.
Снегоуборщик
Одной из самых сложных и трудозатратных работ считается уборка снега. Хорошо, когда территория небольшая и можно быстро справиться, орудуя одной лопатой. Но когда площадь большая, а снега выпало немало, то самостоятельно справиться тяжело. Для мотоблока Беларус 09Н можно использовать навесное оборудование в виде снегоуборщика и отвала.
Разница между этими навесками существенная. Работа снегоуборщика заключается в том, чтоб забрать ковшом снег и отбросить его на некоторое расстояние от убираемого участка. Расстояние, на которое выбрасывается снег, зависит от мощности двигателя. Обычно это в пределах 3-6 метров.
Отвал внешне напоминает большую немного изогнутую лопату с наклоном в сторону. По мере продвижения, снег сгребается в сторону. При следующем проходе количество убираемого снега становится больше, поэтому перед покупкой навесного оборудования нужно учитывать мощность мотоблока, площадь убираемой территории и количество выпадающих осадков. Стоить учитывать, что снегоуборщики стоят дороже из-за своей конструкции, но и служат более функционально.
Картофелесажалка
Для фермеров, которые в больших количествах выращивают картофель, отличным помощником станет навеска, которая называется картофелесажалка. Для выкапывания урожая также есть приспособление, облегчающее сбор корнеплодов – картофелекопалка. И если посадить картофель не представляет сложности, то собрать его максимально быстро и не применяя больших усилий можно только используя специальное оборудование.
Наиболее востребованным устройством является вибрационная картофелекопалка, которая способна поднимать корнеплод с глубины до 20 см и отделять его от комьев земли при помощи вибрации. Многие умельцы подсоединяют к агрегату сетку, в которую сразу же собирают урожай, избавляя себя от необходимости тратить время на собирание раскиданного по полю картофеля.
Косилка
Значительно облегчить покос травы и урожая зерновых можно при помощи использования косилок, которые представлены на современном рынке в виде роторных и сегментных устройств. Разница заключается в работе ножей, которые у роторных косилок вращаются, а у сегментных двигаются по горизонтали. Наиболее популярными являются роторные модели, так как покос осуществляется более эффективно.
Адаптер
Стандартный мотоблок Беларусь представляет собой конструкцию на одной оси с двумя колесами. Управляется при помощи рук оператора, идущего сзади. Если планируются работы на больших площадях, то это неудобно и тяжело в физическом плане. Поэтому, идеальным решением станет использование адаптера, который подсоединяется к мотоблоку и значительно облегчает перемещение, создавая определенный комфорт водителю.
Прицеп
Так как мощность мотоблока Беларусь 09Н позволяет перевозить грузы до 500 кг, то целесообразно использовать и эту возможность, подсоединив прицеп. Определенной конструкции прицепа нет, каждый производитель придумывает что-то особенное, но все они выполняют одну функцию – облегчают транспортировку абсолютно любых грузов.
Грунтозацеп и утяжелитель
Для того, чтобы сцепление с почвой сделать максимальным используют грунтозацепы или утяжелители. Это делается для того, чтобы навесное оборудование полноценно обрабатывало участок. Грунтозацепы представляют собой обода, которые крепятся вместо колес. По периметру обода прикреплены пластины, которые и обеспечивают наилучшее сцепление, предотвращая перескакивание навески.
Утяжелители представляют собой грузы, которые подвешиваются либо на мотоблок, либо на навесное оборудование, предоставляя дополнительных вес агрегату и предотвращая, тем самым, неравномерную обработку почвы.
Использование аналогов для мотоблоков МТЗ (Беларус)
Возникают ситуации, когда нет возможности или желания приобретать навесное оборудование того же производителя, что и мотоблок. Иногда предложенное оборудование не устраивает по своим характеристикам, поэтому приходится искать аналоги у других производителей. Особенное внимание уделяется сцепке, которая должна соответствовать креплениям с обеих сторон. Наиболее адаптивными являются производители Нева, Агро, Зубр. Их сцепка такая же, как и на моделях МТЗ.
Отзывы владельцев
Различные отзывы владельцев свидетельствуют о необходимости использования навесного оборудования при работе с мотоблоком Беларус МТЗ 09Н.
Максим:
Использование различного навесного оборудования для мотоблока Беларусь является не прихотью, а необходимостью. С его помощью работы осуществляются намного быстрее, что помогает экономить время, и эффективнее, чем вручную. Вначале покупалось только необходимое оборудование – плуг, косилка. По мере использования росли запросы и требования к мотоблоку. Сейчас не представляю работы в поле без навески.
Навесное оборудование на мотоблок МТЗ
С 1978 года специалисты компании «Минский тракторный завод» начали производить малогабаритную технику для личных подсобных хозяйств. Спустя некоторое время на предприятии начали изготавливать мотоблоки «Беларус». Сегодня огромной популярностью пользуется МТЗ 09Н, который появился в 2009 году. Данное устройство отличается от других моделей высококачественной сборкой и многофункциональностью. Также особенностью мотора является его совместимость с агрегатированным навесным оборудованием.
Преимущества МТЗ 09Н
Данный мотоблок популярен неслучайно, ведь он обладает целым рядом достоинств:
- корпус изготавливается из чугуна, что обеспечивает высокий уровень прочности и надежности;
- отсутствие тросиков;
- редуктор также производится из чугуна;
- агрегат имеет задний ход, что существенно упрощает работу на участке;
- рукоятка изготавливается из эргономичных материалов;
- устройство работает практически бесшумно;
- во время работы расходуется небольшое количество горючего;
- многофункциональность позволяет существенно упростить и ускорить работы;
- агрегат устойчив к длительным ежедневным нагрузкам при любых погодных условиях;
- обеспечивается хорошее сцепление с почвой;
- имеется блокировка руля.
Баланс веса мотоблока дает возможность с легкостью перемещать устройство по грунту. Благодаря эргономике оператору нужно приложить минимум усилий для качественной обработки почвы. Все эти преимущества позволяют успешно использовать мотоблок МНЗ 09Н в различных ситуациях. Единственным недостатком данного агрегата является его довольно высокая стоимость, из-за чего далеко не каждый сможет позволить себе такую покупку.
Подключение мотоблока выполняется предельно просто. Для этого не нужно обладать специальными умениями или знаниями. Единственный нюанс, который может огорчить владельца мотоблока – это вес устройства. Из-за того, что некоторые модели довольно тяжелые, владельцу одному будет сложно поднять агрегат и установить его.
Снегоочистители
Убирать снег без использования специальной техники весьма сложно. Для этого рекомендуется применять мотоблок «Беларус» с дополнительным оборудованием. Для чистки снега подходят два типа навесных элементов.
- Снегоуборщик – убирает снег ковшом и выбрасывает его на 2-6 м. Расстояние зависит от типа и мощности мотоблока.
- Отвал – очень похож на лопату, имеет форму дуги и находится под углом. При передвижении он выбрасывает снег в одну сторону, тем самым убирая его с дороги.
Снегоуборщики отличаются сложным устройством, их стоимость в несколько раз превышает цену отвалов. При этом оба вида навески выполняют одинаковые функции.
Фрезы и культиваторы
Главные задачи мотоблока «Беларус» – вспахивание и фрезерование почвы. Такие типы навесных элементов, как фрезы и культиваторы используются для рыхления и перемешивания верхнего слоя земли. Это улучшает плодородность почвы. Также к устройствам, вспахивающим землю, относятся борона и плуг. Каждый тип конструкций используют в конкретных случаях.
- Фрезу применяют для обработки средних почв на крупных участках с твердой поверхностью.
- Культиватор уместно использовать весной и осенью, когда в почве после зимы остаются сорняки и другие лишние культуры. Устройство перемалывает все остатки, делая почву однородной.
- Плуг специалисты рекомендуют применять для глубокой обработки почвы мотоблоком МТЗ. Он попадает в почву на 20 см, тщательно перемешивая нижние слои земли.
- Борона необходима для эксплуатации после вспашки территории плугом или культиватором. Данный агрегат измельчает груды земли, которые остались после предыдущих работ.
Окучник
Чтобы уход за саженцами сделать проще, а также свести к минимуму ручное вмешательство, необходимо использовать окучник. Его присоединение к мотоблоку 09Н существенно увеличивает скорость и качество обработки. Окучник представлен в двух видах: с плугами и дисками. Почва отбрасывается при прохождении по ряду на кусты с растениями. В результате сорняки вскапываются и появляются на поверхности земли. Данная процедура является более щадящей, в отличие от работ с тяпкой.
Картофелесажалка и картофелекопалка
Фермерам, которые занимаются выращиванием картофеля, сложно обойтись без специального агрегата – картофелесажалки. Что касается сбора урожая, для этого успешно используется картофелекопалка. Такие полезные приспособления существенно упрощают и ускоряют работу фермеров. Огромной популярностью пользуется вибрационная транспортерная копалка. Она может поднимать плод с глубины до 20 см, а с помощью вибрации с картофеля удаляются куски земли.
Опытные фермеры к устройству присоединяют сетку, куда сразу же помещается собранный урожай.
Сажалка картофеля работает по несложному принципу. Плуг делает лунки для посадки, после чего специальное устройство выкладывает в них картофель, а два диска закапывают его.
Косилка
Данное устройство позволяет облегчить покос травы и урожая зерновых. Современный рынок предлагает роторные и сегментные косилки. Их основное отличие – ножи. В роторных косилках они вращаются, а в сегментных перемещаются горизонтально. В первом случае покос более эффективен, именно поэтому такие модели более востребованы.
Адаптер и прицеп
Мотоблок «Беларусь» – это устройство на одной оси, оснащенное двумя колесами. Управление агрегатом выполняется руками оператора, который идет сзади. Если работы ведутся на участке большого размера, то они требуют серьезных физических усилий. Отличным решением в данном случае является установка адаптера, который крепится к мотоблоку. Этот элемент заметно облегчает работу оператора.
Еще одним полезным дополнением к мотоблоку является прицеп. Это своеобразная телега или коляска, которую владелец может наполнить собранным урожаем. Мощность агрегата 09Н позволяет транспортировать грузы весом до 500 кг. Прицеп можно использовать для облегчения перевозки. Конструкции современных прицепов разнообразны, можно выбрать любой вариант. Также различается и грузоподъемность устройств.
Грунтозацеп и утяжелитель
Для обеспечения максимальной сцепки агрегата с почвой часто применяют грунтозацепы и утяжелители. Они необходимы для того, чтобы навесные элементы с максимальной эффективностью обрабатывали почву. Грунтозацеп – это обод, закрепленный вместо колеса. По окружности обода установлены пластины, обеспечивающие хорошее сцепление и не допускающие перескакивание навески.
Утяжелители же крепятся на мотоблок или на навесное оборудование. Они придают вес устройству, благодаря чему обеспечивается равномерная обработка участка.
Особенности эксплуатации
Прежде чем начать использование мотоблока, необходимо выполнить обкатку двигателя, чтобы все элементы приработались друг к другу, а смазка попала даже в труднодоступные участки. Важно, чтобы мотоблок всегда хранился в чистоте. Также необходимо регулярно проводить техническое обслуживание. После каждой эксплуатации удаляйте всю грязь и налипшие куски земли с конструкции, так как ее остатки могут спровоцировать образование коррозии. Перед эксплуатацией проверяйте болтовые крепления, так как во время работы агрегата они могут постепенно раскручиваться.
Ещё больше информации о мотоблоке МТЗ 09Н и навесном оборудовании к нему вы можете узнать в следующем видео.
Обзор особенностей навесного оборудования для мотоблоков МТЗ: адаптер, сцепка, косилка, прицеп, борона и многое другое
Мотоблоки МТЗ – сельскохозяйственная техника, которая производятся Минским тракторным заводом. Огромное количество моделей находит свое применение в различных областях деятельности покупателя.
Навесное оборудование для мотоблоков: что это такое и где можно приобрести?
Человек, приобретающий мотоблок для своих целей, наверняка знаком с понятием навесного оборудования и концепцией его использования.
Навесное оборудование для мотоблоков МТЗ (и продукции не только этого тракторного завода) включает в себя:
- косилки, измельчители, плоскорезы;
- картофелесажалки, картофелекопатели, окучники;
- плуги, почвофрезы;
- прицепы, сеялки, ступицы.
Конечно, это не полный список того, что мы можем упомянуть, говоря о навесном оборудовании, но данный список дает, по крайней мере, небольшое представление об этих устройствах.
Адаптер для мотоблока МТЗ
Адаптер представляет собой сиденье, соединенное с одним, двумя или больше колесами. Один из самых простых способов – пойти и купить уже готовый адаптер и успешно его использовать. Но! Для тех, кто хочет попробовать себя в роли техника-конструктора и испытать свои возможности, существует способ своими руками смастерить адаптер к блоку МТЗ. На самом деле это не так страшно, как может показаться на первый взгляд. Существует множество сайтов, на которых изложена подробная информация о том, как сконструировать адаптер. К тому же сделанное собственноручно устройство гарантированно прослужит такой же период времени, как и приобретенное в магазине. Нужно только внимательно прочитать инструкцию, следовать ей и уверенно приниматься за работу. Главное то, что сделать такой адаптер своими руками вполне возможно.
Навесное оборудование к мотоблоку МТЗ: сцепка, косилка, копалка
Некоторое навесное для мотоблока МТЗ можно изготовить своими руками. И не следует ограничиваться одним адаптером. Существует множество способов сделать своими руками и другие устройства, например, сцепку, косилку или копалку. Для начала следует разобраться, что представляет собой каждая из этих частей.
Где использовать косилку и копалку?
Косилка используется для скашивания трав разной высоты. Это также является одним из типов навесного оборудования для мотоблоков.
Копалка (картофелекопалка) применяется для выкапывания чего-либо. Выбор этого оборудования зависит от общих характеристик мотоблока.
Что такое сцепка?
Сцепка представляет собой сцепной узел, соединяющий мотоблок с различным оборудованием (картофелесажалкой и т.д.). Мотоблочные сцепки позволяют контролировать угол наклона при выполнении тех или иных работ.
Бороним землю
Для того чтобы сеять, почву всегда вспахивают (боронят). Поэтому для современного агрария борона – одно из важнейших оборудований.
Найти чертеж бороны не составит труда – множество их представлено на различных сайтах.
Делаем своими руками
Все эти устройства можно изготовить своими руками. На многочисленных интернет-ресурсах изложены тщательно продуманные чертежи, позволяющие сконструировать такое оборудование у себя дома. Особенно много чертежей имеется для сцепок, можно подобрать именно ту, которая вам подходит, и приниматься за дело.
Кроме того, если вы хотите самостоятельно сделать навесное оборудование и быть уверенным в том, что оно прослужит долгое время, следует учесть, что существует возможность сконструировать и борону для мотоблока.
В чем состоит важность мотоблока и навесного оборудования?
Мотоблок представляет собой универсальное устройство ‒ разновидность малогабаритного трактора. Для обычного дачника мотоблок – отличное решение. Оператор, который совершает управление мотоблоком, идет вслед за машиной, тем самым обрабатывая почву определенным способом. Мотоблоки применяются для вспашки, окучивания и т.п. почвы.
Кроме этого, может использоваться культиватор. Как правило, это устройство используют для рыхления, борьбы с сорняками, влагосбережения, окучивания и т.п. Выбирая навесное оборудование, следует учесть все критерии и требования. Если вы решили сконструировать подобное оборудование собственноручно, то внимательно ознакомьтесь с инструкцией и чертежами, подберите то, что подходит именно вам.
Лучшие серийные мотоблоки МТЗ и возможное навесное оборудование
Мотоблок МТЗ — это серия техники, которая выпускалась минским тракторным заводом для выполнения сельскохозяйственных, строительных и коммунальных работ.
Устройство и технические характеристики моделей мотоблоков МТЗ
Данное устройство работает при любых температурных и погодных условиях. Также его можно модернизировать своими руками.
Технические характеристики мотоблоков МТЗ не уступают аналогичным моделям иностранного производства.
МТЗ-05
Технические показатели мотоблока МТЗ-05:
Тяговый класс | 0,1 |
Габариты, м | 1,8*0,85*1,07 |
Дорожный просвет, м | 0,3 |
Максимальная скорость движения, км/ч | 10 |
Двигатель | Дизельного типа, 5 лошадиных сил |
Модель мотора | УД-15 |
Объем бака, л | 5 |
Средний расход топлива, л/ч | 0,35 |
Тип сцепления | Многодисковый |
Муфта | Фрикционная |
Управление | Ручное |
Количество передних передач | 4 |
Количество передач заднего хода | 2 |
Номинальная частота вращения маховика, об/мин | 1000 |
Межколесная блокировка | Да |
Вес, кг | 135 |
Данная техника предназначена для следующих видов работ:
- вспашка грунта небольшой плотности;
- боронование;
- культивация;
- междурядная обработка различных овощных культур (благодаря конструкции, в которой отсутствует рама, во время обработки растения не повреждаются);
- транспортировка грузов, вес которых не превышает 500 кг.
В комплектацию входит инструкция по эксплуатации, в которой подробно расписаны все возможности этого технического средства и меры безопасности, которые необходимо соблюдать во время выполнения работ.
МТЗ-06
Показатели техники МТЗ-06:
Мотор | Карбюраторного типа с системой воздушного охлаждения |
Мощность | 5,5 лошадиных сил |
Тип сцепления | Фрикционный, многодисковый |
Тип коробки передач | Механический |
Количество скоростей | 4 передние передачи 2 задние передачи |
Тип колес | Пневматический |
Ширина колеи, м | До 0,7 |
Расстояние дорожного просвета, м | 0,7 |
Глубина обработки почвы, м | 0,3 |
Вал отбора мощности | Да |
Номинальная частота вращения маховика, об/мин | 1000 |
Тип управления | Рулевой |
Радиус разворота, м | 1 |
Объем бака для горючего, л | 6 |
Максимальная рабочая скорость, км/ч | 15 |
Тип дифференциала | Шестеренчатый |
Гарантия | 1 год |
Габариты техники, м | 1,8*0,86*1,07 |
Масса, кг | 135 |
Данная модель — это техника производства МТЗ с двигателем, работающим на дизельном топливе, и со встроенной системой охлаждения воздушного типа.
На мотоблок можно установить дополнительное оборудование, например грунтозацеп, окучники, фрезы и т.д. Дополнительное оборудование присоединяется при помощи троса сцепления.
МТЗ-08
Технические показатели модели 08:
Двигатель | GX240K1S1 Honda |
Расстояние дорожного просвета, м | 0,29 |
Радиус поворота, м | 1 |
Колея, м | До 0,7 |
Рабочая температура | -20°…+30°С |
Передачи переднего хода | 4 |
Передачи заднего хода | 2 |
Максимальная рабочая скорость движения, км/ч | 11,6 |
Номинальная частота вращения маховика, об/мин | 1200 |
Мощность двигателя | 9 лошадиных сил |
Муфта сцепления | Многодисковая с ручным управлением, работающая на масле |
Тип коробки передач | Механический |
Расход топлива, г/квт. ч | 319 |
Максимальная масса перевозимого груза, кг | 650 |
Колесная формула | 2*2 |
Вал отбора мощности | Да |
Реверс | Да |
Размеры, м | 1,78*0,85*1,07 |
Вес, кг | 176 |
Для присоединения дополнительного оборудования в конструкции предусмотрена специальная сцепка.
На верхней крышке корпуса находится штанга рулевого типа, на ней расположены органы управления мотоблоком. Силовая передача мотоблока состоит из муфты сцепления, коробки передач, главной передачи, дифференциала и конечных передач.
МТЗ-09
Данная модель мотоблока имеет следующие характеристики:
Габариты, см | 178*84,6*107 |
Расстояние дорожного просвета, см | 30 |
Минимальный радиус поворота, см | 10 |
Колея, см | До 70 |
Класс тяги | 0,1 |
Топливный бак, л | 6 |
Материал корпуса | Чугун |
Максимальная скорость движения, км/ч | 12 |
Максимальный вес прицепа, кг | 650 |
Расход горючего, г/кВт | 319 |
Двигатель | Honda GX270 |
Количество цилиндров | 1 |
Колеса | Пневматические |
Масса, кг | 176 |
Среди плюсов данной модели можно выделить:
- Неприхотливость к топливу. Силовая установка работает на бензине АИ-92 и АИ-95.
- Надежный корпус, выполненный из чугуна.
- Предусмотрена возможность регулировки оборотов двигателя.
- Нет тросов.
- Низкий уровень шума во время выполнения работ.
- Эргономичная рукоятка.
- Широкий выбор дополнительного оборудования. Например, почвенная фреза, универсальный окучник, навесной отвал и т.д.
- В цилиндре есть чугунная гильза, что дает возможность использовать агрегат в тяжелых условиях.
МТЗ-12
Технические показатели тяжелого мотоблока МТЗ-12:
Тип двигателя | Четырехтактный, карбюраторный |
Система охлаждения | Воздушная |
Мощность мотора | 11 лошадиных сил |
Количество передач вперед | 4 |
Количество передач назад | 2 |
Тип дифференциала | Шестеренчатый, конический с 2 сателлитами с принудительной блокировкой |
Сцепление | Многодисковое |
Управление | Ручное |
Максимальная скорость движения, км/ч | 9,6 |
Колея, см | До 70 |
Глубина обработки грунта, см | 30 |
Максимальный вес прицепа, кг | 650 |
Вал отбора мощности | Да |
Скорость валового вращения, об/мин | 1000 |
Размер колес, см | 15*33 |
Габариты, м | 1,89*0,85*1,01 |
Масса, кг | 148 |
Мотоблок оснащен пневматическими колесами и рукояткой, которую можно отрегулировать по высоте и углу наклона. Здесь установлена механическая коробка передач с постоянным зацеплением шестерен.
На МТЗ 12 можно установить множество дополнительного оборудования, вес которого не должен превышать 30 кг, например, это может быть, окучник, снегоочиститель, культиватор и т.д. Также предусмотрена возможность переделать технику в мини-трактор.
Ремонт и модернизация
Ремонт мотоблока МТЗ предусматривает: замену двигателя, регулировку сцепления, ремонт КПП, замену маслу, устранение утечек и т.д.
Все запчасти находятся в свободном доступе, что помогает сократить время, затраченное на ремонт техники.
Как сделать свет на мотоблоке МТЗ
Если у техники есть собственный генератор, то необходимо лишь установить фонарь. Для этого нужно подготовить:
- электрическую дрель;
- паяльник;
- отвертку;
- гаечный ключ;
- кусачки;
- термоусадочную трубку;
- электрический кабель;
- фару;
- габаритные и поворотные фары.
- К корпусу прикрутить основание осветительных приборов.
- Фару вынести на отдельный кронштейн.
- На рулевую колонку установить кнопки включения фонаря, поворотных и габаритных огней. Зафиксировать их хомутами.
- Протянуть электрический кабель в гофрированную трубку, а саму трубку притянуть к рулевой колонке и раме так, чтобы не было провисаний.
- Присоединить провода к генератору и клеммам.
- Запустить двигатель и проверить работоспособность осветительной системы.
- Все скрутки и места соединения изолировать.
Для того чтобы освещение было постоянным даже при небольшой нагрузке, рекомендуется установить стабилизатор.
Какое масло заливать в двигатель мотоблока
Существует несколько вариантов масла, которое можно заливать в двигатель мотоблока:
- API CJ-4. Используется для агрегатов мощностью 10-12 лошадиных сил.
- API CH-4. Оно подходит для четырехтактных двигателей, работающих на дизеле.
- API CF-2. Данный вариант подходит для техники, которая эксплуатируется в тяжелых условиях. В составе есть присадки, которые защищают внутренние детали двигателя от быстрого износа.
Заливать масло в коробку нужно до обозначенной отметки, не проливая его.
Как утяжелить мотоблок
Чтобы самостоятельно утяжелить агрегат, необходимо подготовить:
- 2 гири по 5 кг;
- 2 блина по 10 кг;
- 2 корзины сцепления, взятые от автомобиля или трактора;
- кусок шестигранного полнотелого профиля;
- 2 мотоблочные шплинты.
- От профиля отрезать 2 куска по 5 см каждый. Просверлить в них отверстия для шплинтов.
- Прикрепить отрезанный кусок к блинам от штанги.
- Вставить шестигранник в отверстие от грифа и приварить его.
- Прикрепить корзину сцепления к блину при помощи сварки.
- Присоединить к сцеплению гирю.
- Все покрасить и дать краске высохнуть.
- Проделать те же действия для второго колеса.
Такой метод позволяет сделать мотоблок тяжелее на 50 кг.
Можно добавить вес корпусу техники:
- Изготовить каркас или взять блин (25 кг) и приварить его к корпусу, а затем закрепить болтом.
- В каркасе нужно прорезать отверстие для слива масла.
Навесное оборудование
К мотоблокам можно присоединить широкий спектр навесного оборудования, например культиватор, тракторный адаптер, борон и т.д.
Адаптеры
Адаптер к мотоблоку МТЗ устанавливается для удобства водителя. Такое оборудование позволяет пользователю работать в положении сидя, а не стоя. Оно помогает увеличить скорость работы, например, если раньше скорость была 5 км/ч, то с адаптером она увеличится до 10 км/ч.
Прицепы
Данное дополнительное оборудование используется для транспортировки малогабаритных грузов.
Размеры прицепа для мотоблока должны быть следующими:
Такое оборудование способно перевозить грузы массой до 350 кг.
Фреза
Почвофреза — это оборудование, предназначенное для эффективного культивирования плотных и тяжелых грунтов, удаления сорняков путем наматывания.
- шестизубчатая;
- семизубчатая;
- внутренняя;
- наружная;
- разборная.
Оборотный плуг необходим для вспахивания почвы. Он крепится к мотоблоку при помощи сцепки.
Регулировка плуга включает в себя:
- регулировку заглубления;
- регулировку угла наклона самого агрегата и полевой доски относительно носа лемеха.
Копалка
Применяется для легкой и быстрой уборки больших площадей посадок картофеля, моркови и других корнеплодов.
Схема картофелекопателя включает в себя такие детали, как:
- сошка;
- полевая планка;
- наконечник-лапа культиватора;
- зубья.
Чтобы сделать копалку самостоятельно, нужно:
- Вставить выходную ось копалки в левое боковое отверстие кожуха.
- Выполнить монтаж звездочки с подшипником, кольца для распорки и промежуточной распорной втулки.
- Вставить входную ось в отверстие кожуха справа.
Косилка
Роторная косилка необходима для скоса травы.
Плюсы данного дополнительного оборудования:
- скошенная растительность укладывается в валки;
- диски имеют простую конструкцию;
- его легко ремонтировать.
Снегоуборщик
Используется для расчистки дорог и участков от снега в зимний период. Рекомендуемый режим работы — 4 км/ч.
Во время эксплуатации необходимо учитывать толщину снежного покрова.
В инструкции снегоуборщика прописано, на какую толщину заноса рассчитан ковш.
Что можно сделать своими руками
Самостоятельно можно сделать следующее дополнительное оборудование для мотоблока:
- Грабли для скоса травы. Широкую полосу листового железа нужно нарезать на отрезки по 10 см и приварить их к пластине в несколько рядов с интервалом 3-4 см. К этой же пластине приварить длинные тяги для крепления к раме мотоблока. Для плавности хода самодельные грабли можно дополнить роликами.
- Отвал для очистки территории от снега. Его делают из 2 сваренных вместе кусков швеллера. Снегоуборщик крепится к передней части корпуса при помощи болтов.
- Тележка и прицеп. Тележку можно сделать из уголка, швеллера и старых колес от автомобиля, а прицеп — из металлических профилей и досок.
- Его делают из металлического профиля, длиной от 160 до 180 см.
- Поперек профиля приваривают еще один профиль (50-60 см).
- К первому профилю приваривают раскосы (длина зависит от угла наклона относительно всей конструкции).
- К раме присоединяют рычаг управления при помощи сварочного аппарата.
- Сиденье прикрепляют на опору.
Отзывы владельцев и цены
Стоимость агрегатов МТЗ:
05 | 06 | 08 | 09 | 12 |
От 25000 рублей | От 40000 рублей | От 55000 рублей | От 70000 рублей | От 75000 рублей |
Владимир, 52 года, Екатеринбург: «Покупал мотокультиватор 09Н в 2015 году за 72000 рублей. Использую его для подготовки к пахоте и для уборки снега. Хороший агрегат, могу отметить ускоренные шестерни и мощный двигатель. Из минусов — утечка масла спустя 2 года эксплуатации».
Павел, 37 лет, Москва: «Приобретал тяжелый мотоблок 2 года назад. Есть проблемы с переключением передач и отключением блокировки дифференциала. С сельскохозяйственными работами на дачном участке агрегат справляется хорошо. Дополнительно покупал адаптер, проблем с установкой не возникло».
Алексей, 41 год, Саратов: «Модель 06 — это неплохой помощник для выполнения работ на дачном участке. Покупал в 2015 году. Через год начала барахлить коробка передач, пришлось ее заменить. Для зимы приобрел навесы для чистки снега. Отвал брать побоялся, взял ротор».
Виталий, 39 лет, Воронеж: «Покупал МТЗ 09Н для подготовки почвы к посадке. Агрегат хорошо справляется с рыхлением, боронованием, окучиванием грунта. Из минусов отмечу, что были проблемы с установкой фрез — туго входили в пазы. Плюс — экономный расход топлива».
Борис, 36 лет, Челябинск: «Использую мотоблок 08 уже 4 года. Для обкатки потребовалось 3 дня. Это хорошая техника, но есть несколько минусов, например нечеткое переключение передач и сложность установки адаптера».