КамАЗ-5460. Силовой агрегат и расход топлива. Трансмиссия и электропитание. Что пишут на форумах: отзывы владельцев

КамАЗ 5460. Характеристики, основные достоинства и недостатки тягача

КамАЗ 5460 – седельный тягач для дальнемагистральных перевозок

В начале нынешнего столетия основной проблемой седельных тягачей Камаз, было то обстоятельство, что они не могли использоваться вместе с европрицепами, что существенно сужало спектр их применения. В 2003 году конструкторы завода представили КамАЗ-5460 — первый сорокатонный седельный тягач с колесной формулой 4*2. Шасси оснащалось бескапотной откидываемой кабиной и 400 — сильным дизельным двигателем.

Первые автомобили этой модели вызвали серьезную критику со стороны водителей. Основная масса замечаний касалась устаревшей, очень неудобной и тряской кабины. После испытаний первой модификации шасси, многие водители жаловались на сильную вибрацию, по словам испытателей, на бугристой местности, ноги водителя буквально подпрыгивали. Ни о каком комфорте не могло быть и речи. Как следствие, были приняты меры по поиску новой кабины для КамАЗ 5460. Для этого были задействованы корейские инженеры и дизайнеры, которые и создали нынешнюю кабину автомобиля.

Прежде всего, изменился внешний вид машины, она получила новую радиаторную решетку, накладные пластиковые детали, удобные подножки для доступа в салон. Новая кабина комплектуется двумя или тремя сидениями с пневмоподвеской и удобным спальным местом. Также изменилась приборная панель – она изготавливается из качественного пластика, отметим ее информативность и эргономичность. Как преимущество новой кабины, водители отмечают наличие большого количества различных ящиков для личных вещей водителя и инструментов, а также современное лобовое стекло с отличным обзором.

На сайте производителя стоимость нового КамАЗ-5460 составляет, в зависимости от комплектации, 2 – 3,5 миллионов рублей. Цены на подержанные грузовики этой модели колеблются в пределах 1 500 000 – 2 500 000 рублей.

Габариты и грузоподъемность

Вследствие отказа от одного из мостов, несколько уменьшилась общая длина шасси, по сравнению с другими тягачами Камского автозавода, по остальным параметрам существенных изменений не произошло.

  • Длина – 6 340 миллиметров:
  • Ширина – 2 500 мм;
  • Высота – 3 120 мм;
  • Снаряженная масса шасси – 7 350 килограмм;
  • Полная масса – 18 000 кг;
  • Полная масса в составе автопоезда – 40 тонн;
  • Максимальная скорость – 110 км/час.

Двигатель и расход топлива

Данная модель оснащается двумя типами дизельных моторов – Камаз 740.63-400 и Камаз 740.64-420. Обе силовых установки имеют по 8 цилиндров с V-образным их расположением, но отличаются по мощности и некоторым другим характеристикам. Кроме этих моторов, были эксперименты с установкой более слабых силовых установок, но они себя не оправдали.

Основным двигателем для этой модели является турбодизель Камаз 740.64-420 с рабочим объемом 11,76 литра и номинальной мощностью 420 лошадиных сил. Для изготовления деталей поршневой группы используется вермикулярный графит, который повышает прочность двигателя и уменьшает уровень шума. Также применена технология карбонирования коленвала, что значительно повышает срок его службы. Мотор КамАЗ-5460 оснащен аккумуляторной топливной системой Common Rail, которая позволяет более точно дозировать подачу топлива, чем существенно снижает его расход. Также силовая установка оборудована электронным блоком управления от компании Bosch (производится в Китае), который позволяет обнаруживать ошибки и вовремя диагностировать неисправности мотора и других систем автомобиля.

Расход топлива зависит от условий эксплуатации и типа двигателя, который установлен на автомобиле. В летний период КамАЗ-5460 потребляет от 25 до 35 литров дизтоплива на 100 километров, зимой расход будет несколько выше – до 40 литров. Изначально автомобиль комплектовался одним топливным баком на 500 литров. Сейчас устанавливается две емкости по 350 литров, что существенно повышает пробег фуры, без дозаправки.

Трансмиссия и тормоза КамАЗ-5460

Конструкторы Камского автозавода воспользовались опытом зарубежных производителей и оснастили КамАЗ-5460 надежной механической коробкой передач ZF AS-Tronic (подобная устанавливается на многих европейских грузовиках).

Следует отметить, что коробка доступна в двух вариантах: механическая и автоматическая, так что у вас, как потенциального покупателя, есть определенный выбор. В ручном режиме водитель переключает скорости при помощи рычага на рулевой колонке, при использовании автоматической коробки достаточно нажать или отпустить педаль газа – электроника повысит или понизит скорость без дополнительного вмешательства.

Водители отмечают плавную работу автоматической КПП. Даже в загруженном состоянии, автомобиль способен быстро и без рывков набирать скорость.

На КамАЗ-5460 устанавливается проверенное временем однодисковое диафрагменное сцепление с гидравлическим приводом и пневмоусилителем. Автомобиль оборудован классическими барабанными тормозами с гидроприводом и гидроусилителем. Кроме основной, предусмотрено наличие стояночной, вспомогательной и резервной тормозных систем.

Как уже отмечалось, в КамАЗ-5460 установлено много электронных и электрических систем, которые запитаны от двух 12-вольтовых аккумулятором, с суммарной емкостью 380 А/час. Помимо того, здесь установлен генератор на 2 000 Ватт.

Более подробное описание, технические и эксплуатационные характеристики КамАЗ-5460 доступны здесь:

Весовые параметры и нагрузки
Снаряженная масса автомобиля, кг7350
— нагрузка на переднюю ось, кг4680
— нагрузка на задний мост, кг2670
Нагрузка на седельно-сцепное устройство, кг8700 (*10500)
Полная масса автомобиля, кг16200 (*18000)
— нагрузка на переднюю ось, кг6200 (*6500)
— нагрузка на задний мост, кг10000 (*11500)
Полная масса полуприцепа, кг32500
Полная масса автопоезда, кг40000
Двигатель
Модель740.63-400 (Евро-3)
Типдизельный с турбонаддувом, с промежуточным охлаждением наддувочного воздуха
Максимальная полезная мощность, кВт (л. с.)294 (400)
при частоте вращения коленчатого вала, об/мин1900
Максимальный полезный крутящий момент, Нм (кг·см)1764 (180)
при частоте вращения коленвала, об/мин1250:1350
Расположение и число цилиндровV-образное, 8
Рабочий объем, л11,76
Диаметр цилиндра и ход поршня, мм120/130
Степень сжатия16,8
Система питания
Вместимость топливного бака, л500
Электрооборудование
Напряжение, B24
Аккумуляторы, В/А·ч2×12/190
Генератор, В/Вт28/2000
Сцепление
Типдиафрагменное, однодисковое мод. MFZ-430 ф. «ZF SACHS»
Приводгидравлический с пневмоусилителем
Диаметр ведомого диска, мм430
Тормоза
Приводпневматический
Размеры: диаметр барабана, мм420
Ширина тормозных накладок, мм180
Суммарная площадь тормозных накладок, см24800
Коробка передач
МодельZF 16S 151
Типмеханическая, шестнадцатиступенчатая
Управлениемеханическое, дистанционное
Передаточные числа на передачах
12345678ЗХ
13,869,526,564,583,022,081,431,0012,97
11,567,965,483,832,531,741,200,8410,85
Главная передача
Типодинарная, с гипоидной передачей
Передаточное отношение**3,58 или 3,36
Колеса и шины
Тип колес**дисковые алюминиевые или стальные
Тип шинбескамерные
Производитель**ф. «Michelin» (Франция) или ф. «Bridgestone» (Япония)
Размер обода9,0-22,5
Размер шин315/60 R22,5
Кабина
Типрасположенная над двигателем, со сверхвысокой крышей
Исполнениес двумя спальными местами, с аэродинамическим козырьком
Седельно-сцепное устройство
Тип ССУс двумя степенями свободы, литое
Производитель**ф. «JOST» 37 С-150 или 37 С-185, или ф. «GEORG FISCHER» SK-S 36.20/150 или SK-S 36.20/185
Диаметр сцепного шкворня, мм50,8 (2″)
Характеристика автопоезда полной массой 40000 кг
Максимальная скорость, не менее, км/ч90
В состав комплектации тягача входит
— задняя пневматическая подвеска;
— автономный отопитель кабины.
* Допускается конструкцией при движении по дорогам с осевой нагрузкой 130 кН (13 тс).
** В зависимости от комплектации.

Основные достоинства и недостатки седельного тягача

Преимущества:

  • Качественная коробка передач от немецкого производителя;
  • Надежный, ремонтопригодный двигатель, отечественного производства;
  • Наличие системы Common Rail, существенно снижающей расход топлива;
  • Наличие электронного блока управления Bosch для диагностики неисправностей;
  • Высокая грузоподъемность и проходимость тягача КамАЗ-5460.

Недостатки:

  • Многие водители жалуются на некачественную сборку автомобиля;
  • Первые модификации КамАЗ-5460 оборудовались устаревшими кабинами, с сильной вибрацией и плохой звукоизоляцией;
  • Требует качественного топлива.

Видео обзор автомобиля КамАЗ-5460

КамАЗ-5460: интерьер, экстерьер, полный обзор тягача:

КамАЗ-5460: до и после капитального ремонта:

Ремонт ходовой части на КамАЗ-5460:

Что пишут на форумах: отзывы водителей и владельцев КамАЗ-5460

Ефим Уральцев, 53 года, Свердловская область:

Катаюсь на КамАЗ-5460 с 2015 года. В целом неплохой тягач, мощности двигателя хватает, динамика также неплохая, по коробке и сцеплению тоже претензий нет. Очень важно использовать качественное топливо и на масло не надо денег жалеть, да и сильно перегружать машину не стоит. Что касается кабины, то, несмотря на все изменения, выглядит она устаревшей, да и трясет на ухабах изрядно. Вследствие тряски электроника часто выходит из строя – там разъем отойдет, а там контакт и вовсе отвалится. Конечно, по надежности КамАЗ-5460 уступает Вольво (раньше работал), но машина вполне сносная.

Устройство и технические характеристики грузового автомобиля КамАЗ-5460

Седельный тягач КамАЗ-5460 предназначен для работы в составе автомобильных поездов по дорогам с твердым покрытием, допускающим осевую нагрузку 10 т. Автомобиль оснащается 2 вариантами двигателей и различными кабинами. Завод-изготовитель заявляет ресурс тягача до капитального ремонта 500 тыс. км при соблюдении рекомендаций по обслуживанию и эксплуатации. С 2013 года началось производство модернизированного варианта КамАЗ-5490.

Внешний вид и конструкция

Тягач построен на рамном шасси по схеме кабина над двигателем. Необычным для завода решением стало использование одиночного заднего моста вместо балансирной тележки. Мост оснащен главной парой импортного производства. Рулевое управление получило гидравлический усилитель, компоненты которого поставляются фирмой RBL.

Применение комплектующих импортного производства улучшило управляемость машины и увеличило срок службы узла.

Двигатель грузовика оснастили новой цилиндро-поршневой группой, обеспечившей повышенный ресурс и мощность. Для изготовления деталей применяются новые сплавы и способы нанесения защитных покрытий, а также импортное оборудование для обработки поверхностей.

Установленная в кабине панель приборов отличается от изделий, применявшихся на предыдущих машинах КамАЗ. При разработке внешнего вида комбинации приборов конструкторы ориентировались на тягачи европейского производства. Все рычаги и клавиши управления расположены в доступных для водителя зонах. Показания приборов не перекрываются рулевым колесом.

Технические характеристики

Автомобиль КамАЗ-5460 по техническим характеристикам позволяет работать в составе автопоездов с грузоподъемностью 40 тыс. кг. Примененная на тягаче задняя пневматическая подвеска позволила снизить высоту седла от земли до 1150-1200 мм. Выпускались специальные версии, предназначенные для перевозки тяжелых грузов, оснащенные рессорной задней подвеской. Подвеска переднего моста на всех версиях рессорная, дополненная амортизаторами.

На базе машины выпускался ряд модификаций, отличавшихся кабиной и мощностью двигателя. Например, вариант КамАЗ-5460-63 укомплектован двигателем 740-63-400 мощностью 400 л. с. Цилиндры имеют рабочий объем 11760 см³, расположены V-образно. Мотор оборудован системой наддува с радиатором, охлаждающим сжатый воздух. Двигатели оснащаются турбокомпрессорами импортного или отечественного производства. Применение наддува и топливной аппаратуры «Бош» позволило выполнить нормативы токсичности выхлопа Евро-3.

Модификация КамАЗ-5460-73 оборудована 400-сильным дизелем модели 740-73-400, отвечающим нормативам Евро-4. Для повышения чистоты выхлопа использована система, оснащенная нейтрализатором газов (установлен в глушителе).

На ряде тягачей применялся мотор 740-63-360, развивающий 340 л. с. и соответствующий требованиям Евро-2. Система смазки, охлаждение и габаритные размеры двигателя не имеют отличий от 400-сильного варианта.

Версия КамАЗ-5460-066-33 отличается применением кабины с увеличенной высотой крыши, что позволило разместить 2 спальных места по высоте. На базе этой модели выпускался вариант «Стайер», отличавшийся материалами отделки, двигателем стандарта Евро-3 и тремя щетками стеклоочистителя.

Силовой агрегат

На грузовике использованы 8-цилиндровые дизельные моторы различной мощности. Двигатели построены на базе модернизированного блока цилиндров. Применение специальных материалов для блока позволило увеличить жесткость конструкции и снизить шум при работе. Головки блока имеют измененную конфигурацию из-за установки модернизированных форсунок впрыска топлива. Для улучшения теплообмена введен масляный радиатор с увеличенной площадью обдува.

Топливная система по заказу оснащается системой прогрева магистралей подачи солярки. Устройство применяется на машинах, эксплуатирующихся в северных регионах страны. В зависимости от нормативов токсичности выхлопа применяется различное оборудование для подачи топлива.

Расход топлива

Расход топлива тягача зависит от времени года, состояния дорожного покрытия и двигателя, загрузки автопоезда и ряда иных факторов. При стандартных условиях эксплуатации автопоезд с грузом 20 тыс. кг расходует по трассе 26-28 л топлива на 100 км. Движение с тяжелыми прицепами по горным дорогам приводит к увеличению расхода до 40 л солярки на 100 км.

Запас топлива находится в баке, закрепленном на левом лонжероне рамы за кабиной водителя. Бак рассчитан на 500 л дизельного топлива. Вариант КамАЗ-5460-046-22 комплектуется баком с увеличенной на 200 л вместимостью.

Трансмиссия

На автомобиле используется 1-дисковая муфта сцепления диафрагменного типа модели MFZ-430 с диаметром рабочего диска 430 мм. Управление муфтой ножное, оснащено гидравлическим приводом с пневматическим усилителем.

Тягач модели 5460 оснащен коробкой переключения передач 16S151 производства компании «Цанрад Фабрик» (ZF). Коробка имеет 8 передач переднего хода и дополнительный делитель, увеличивающий число скоростей в 2 раза. Для переключения передач используется дистанционный привод.

По отдельному заказу устанавливается автоматическая трансмиссия ZF AS-Tronic. Управление коробкой ведется при помощи рычага-джойстика, педаль сцепления отсутствует. Вариант доступен только для тягачей с 400-сильным мотором.

Крутящий момент передается карданным валом на задний мост, оборудованный 1-ступенчатой главной парой с гипоидным зацеплением. Завод поставляет тягачи с 2 вариантами передаточного числа — 3,58 и 3,36. Дополнительные планетарные редукторы расположены в ступицах ведущих колес. Машины могут оснащаться мостами китайского производства.

Тормозная система

Тягач оборудован тормозной системой с пневматическим приводом исполнительных механизмов. На автомобиле используются барабанные тормоза с диаметром рабочей поверхности 420 мм. Площадь тормозных накладок составляет 4800 см² при ширине рабочей поверхности 180 мм. В состав тормозной системы входит антиблокировочный модуль АБС с электронной регулировкой тормозных усилий.

Аналоги

Аналогом являются тягачи, созданные на базе МАЗ-5440. Белорусские машины имеют большую стоимость, составляющую 5,7 млн рублей и выше (машины без пробега).

Отзывы владельцев и цены

Несмотря на прекращение производства, встречаются предложения о продаже тягачей без пробега. Стоимость машин находится в пределах 4 млн рублей. Грузовик с пробегом оценивается продавцами в 0,2-1,2 млн рублей. Стоимость зависит от состояния узлов машины, наличия подтвержденного регулярного сервисного обслуживания, дополнительного оснащения. Цена аренды тягачей рассчитывается посменно и составляет 9-12 тыс. рублей за смену (8 часов).

Читайте также:  КамАЗ-54112. Описание, технические и эксплуатационные характеристики

Сергей, Московская область

Кабина, несмотря на обновленный внешний облик, осталась неизменной. Сиденья не обеспечивают фиксации водителя и пассажира, спина начинает болеть через 150-200 км пути. Двойное спальное место является недостатком конструкции, поскольку верхняя полка расположена на уровне головы водителя. Движение в гору с грузом затруднено, разгон вовсе невозможен. При загрузке больше 20 т начинается рост расхода топлива.

Автономный отопитель имеет низкую надежность — исправно работает 2-3 зимы. Ломается система подачи и розжига топлива вне зависимости от качества горючего. Полуоси заднего моста не любят работы с большой нагрузкой. Кабина обеспечивает относительный комфорт на ровной дороге, на ухабах водителя начинает трясти. Ненадежна электрика, постоянно выходят из строя реле и перетираются жгуты проводки.

Седельный тягач КамАЗ-5460

КамАЗ-5460 – эволюционный рывок в истории Камского автозавода. Ведущий российский производитель грузовиков замахнулся на грандиозные планы, создав этот автомобиль. Рассматриваемая модель входит в число самых флагманских грузовиков марки КамАЗ. Обратим внимание, что КамАЗ-5460 – первая камазовская модель, которые позиционируется как полноценный магистральный тягач. К тому же, в конструкции машины использованы передовые технологии. Но в то же время, некоторые детали позаимствованы у грузовиков-предшественников.

Видео

Технические характеристики, особенности конструкции и кабина

Магистральный тягач КамАЗ-5460 появился в 2006 году. Тогда на рынок вышла модификация 5460-046-22 «Стайер». Это модернизированная машина, оборудованная дизельной силовой установкой КамАЗ-740.37-400. Ее мощность в 400 лошадиных сил достигнута за счет использования топливной аппаратуры от компании Bosch. Первая версия данной силовой установки выполняла экологический стандарт Евро-3, сейчас этот показатель соответствует действующим нормам. Агрегат работает с механической 16-ступенчатой трансмиссией ZF. Как видим, КамАЗ-5460 позаимствовал основные технические узлы у зарубежных производителей.

Интересно, что для построения заднего моста тягача Камский автозавод привлек специалистов болгарской компании Madara. Кроме того, грузовик оборудован тормозным механизмом Wabco, в то время как антиблокировочная система ABS и гидроусилитель руля предоставлены компанией RBL. Примечательно, что уже в базовой комплектации автомобиль доступен с шинами Michelin габаритов 315/60R22,5. Седельно-сцепное устройство – от проверенного поставщика Jost. Высота седла составляет 1150 мм.

Обратим внимание, что «Стайер» имеет кабину, которая немного отличается от той, что устанавливается на оригинальный КамАЗ-5460. Например, как и в случае с классической моделью, одноименный грузовик получил подвеску кабины. Однако в случае со «Стайером» подвеска оснащена гидравлическими замками. Более того, разработчики обновили приборную панель и установили водительское сиденье Pilot, для высоты которого используется пневмосистема. Но в целом. Но все эти доработки лишь незначительно улучшили положение дел, и первые версии КамАЗ-5460 по-прежнему не соответствовали современным требованиям.

Таким образом, менеджмент Камского автозавода планировал приобрести кабину TGAу немецкого концерна MAN. Но комфортабельная современная кабина осталась в мечтаниях, поскольку никаких договорённостей не последовало – только одни слухи. Кроме того, в виде альтернативы Камский автозавод рассматривал возможность покупки лицензии на производство кабины MAN F2000. Но стоит отметить, что лицензия на выпуск этой машины уже была в руках китайской фирмы Shaanxi.

И все же, КамАЗ получил право оснастить свой грузовик импортной кабиной. Но для этого ее пришлось переделать таким образом, чтобы она минимально походила на оригинальную версию от MAN и Shaanxi. Таким образом, производитель организовал тендер с инвесторами, которые хотели участвовать в рестайлинге кабины. В итоге победила компания «АстраРосса» и дизайнерское бюро «Автодизайн» из Набережных челнов.

Позже наступил экономический кризис, что поставило крест на модернизации кабины собственными усилиями российских специалистов. Через некоторое время Камский автозавод нашел финансовые возможности и нанял корейских инженеров, и итоге кабина для КамАЗ-5460 была создана.

Главные черты обновленной кабины – новая решетка радиатора. На ней имеются боковые обтекатели, благодаря которым меньше пачкаются двери. Также обратим внимание на бампер со встроенными световыми элементами. Кроме того, в бампере предусмотрена возможность установки буксирной проушины. В кабину залезать удобно за счет новых подножек с решетчатыми противоскользящими накладкам. Особого внимания заслуживает и большое лобовое стекло с потрясающей обзорностью. За очистку ветрового стекла в дождливую и слякотную погоду отвечает трехщеточная система, обеспечивающая очищение почти всей площади лобового остекления.

Интересно, что шоссейные модификации КамАЗ-5460 получили аэродинамические обтекатели, повышающие разгонный потенциал и тем самым снижающие потребление топлива. В конструкции кабины использовано множество высококачественных пластиковых деталей, которые производит компания РИАТ (Набережные Челны), а также надежный поставщик из Турции.

Стоит отметить, что обновленная модель получила гидроподъемник, установленный в самом низу правой подножки. К сожалению, для подъемника не предусмотрено специального рычага – его заменили монтажкой, который находится в инвентарном ящике.

Дверные ручки тягача тоже изготовлены из пластика, и открывать их непривычно легко. Удивительно, но в конструкции дверных замков применены проверенные механизмы от легендарного хэтчбека ВАЗ-2108. По крайней мере, они более современные по сравнению с традиционными роторными замками, знакомыми по самым старым КамАЗам.

Помимо опциональных кресел с пневмоподвеской, в базовой комплектации грузовик поставляется с не менее удобными сиденьями российского производства, которые делают в Елабуге, Набережных Челнах и Екатеринбурге (фирма Pilot).

Кабина грузовика получила приборную панель из добротного пластика. Сама панель отличается высоком качеством сборки и отсутствием зазоров.

Версия КамАЗ-5460 магистрального типа оборудована полноценным спальным местом с газовыми упорами, пришедшим на смену архаичному «корабельному» гамаку.

Среди других преимуществ кабины можно отметить ее пневмоподвеску, имеющую четыре режима поднятия кабины. Главное внимание в новой конструкции уделено повышению безопасности и плавности хода.

Новые сертификационные испытания значительно повлияли на безопасность грузовика. Так, если раньше автомобиль разбивали об тяжелый груз снизу (в районе лонжеронов рамы), то теперь удар приходится в более высокую точку кабины. Это ухудшило результаты новых краш-тестов КамАЗ-5460 – во время испытаний у грузовика сильно деформировался пол. Позже Камский автозавод стал устанавливать на свою флагманскую модель усиленный каркас и доработанную пневмоподвеску кабины. Также появились передние опоры, благодаря которым во время лобового ДТП кабина, по задумке, должна уйти назад с минимальными повреждениями.

Для проведения испытаний использовался магистральный тягач с 420-сильным двигателем КамАЗ-64-420 с нормами Евро-3. Мотор оборудован электронным управлением, а также топливной системой Bosch Common Rail.

КамАЗ-5460 с отечественным мотором имеет ряд иных улучшений. Например, корпус двигателя стал прочнее. Более того, в результате проведенных доработок шума в салоне стало намного меньше.

Камский автозавод не забыл и про внедрение нововведений в цилиндропоршневую группу. Чтобы достичь максимального результата, производитель воспользовался опытом именитой компании FederalMogul. В результате совместными усилиями были изготовлены прочные сплавы, адаптированные под новую технологию производства поршневых колец. Кстати, эти кольца теперь имеют хромо-алмазное покрытие. Впервые в своей истории КамАЗ применил раннее невиданную технологию карбонитрированния коленвала, что позволило продлить срок службы мотора.

Но перечень инноваций на этом не заканчивается. Так, список доработок дополнен новой смазочной системой и более эффективным охлаждениям. Например, инженерам удалось доработать масляный теплообменник, и тем самым увеличить его производительность для теплообмена.

В стандартном исполнении КамАЗ-5460 оснащается двигателем без системы Common Rail. Более того, силовая отдача движка снижена до 360 лошадиных сил. Кроме того, было налажено мелкосерийное производство грузовиков, оснащенных еще более слабым 320-сильным мотором КамАЗ-740.61-320. Но как показывает статистика, наибольшее востребованы грузовики с более мощными двигателями.

Трансмиссия

Как отмечалось выше, топовая комплектация КамАЗ-5460 с 420-сильным мотором изначально доступна с механической КПП. Но в качестве альтернативы еще предусмотрен «автомат» от той же компании ZF. Для его управления предусмотрен специальный джойстик, как у грузовиков DAF. АКПП имеет стандартное обозначение своих функций – положение под буковой А отвечает за автоматический режим, а литеры М и С – предполагают ручной и полуавтоматический режимы. Есть еще вспомогательные DM и RM, помогающие в поворотах.

Коробка переключается плавно, разрывов между передачами почти незаметно. В результате тягач даже в груженном 20-тонном состоянии способен быстро набирать ход. В приборной панели есть индикатор выбранной передачи – наглядно и удобно.

Расход топлива

КамАЗ-5460 – не только самый совершенный, но и наиболее экономичный из всех российских грузовиков. В плане экономичности модель можно сравнить с флагманским 5490. Само собой, версия с импортным мотором более надежная и экономичная, нежели комплектация с отечественным ДВС. Хотя в любом случае, средний расход топлива у обоих моторов почти одинаковый и составляет порядка 25-30 литров на 100 км. На расход горючего негативно влияют суровые климатические условия, а также труднодоступные места. Кроме того, важное значение имеет стиль вождения. КамАЗ-5460 – довольно быстрый грузовик, маневренный и хорошо управляемый. В динамичном режиме езды расход топлива превысит 30 литров.

О ремонте


Цены в России

Согласно прайс-листу на начало 2017 года, стоимость нового грузовика КамАЗ-5460 варьируется в пределах 2 – 3,5 миллионов рублей. Конечная цена зависит от типа модификации и перечня дополнительных опций. Что касается поддержанных моделей, на вторичном рынке цена оригинального 5460 колеблется в районе 1,5-2,5 миллионов рублей. Все экземпляры относительно новые, и в хорошем состоянии.

КамАЗ-5460 практически не имеет аналогов в своей ценовой категории, даже не смотря использование кабины и комплектующих от иностранных поставщиков. Сравнительно низкая цена 5460 достигнута путем локализации производства. Большинство деталей, узлов и агрегатов для грузовика выпускается в России.

Магистральные тягачи КамАЗ: по пути эволюционного развития

Приступая к реализации программы по производству магистральных тягачей, Камский автозавод не стал изначально замахиваться на грандиозные планы, решив идти по эволюционному пути.

Первой камазовской моделью, имеющей все признаки магистрального тягача, стал именно КамАЗ-5460. Однако в конструкции этой модели присутствовал ряд временных решений, и, естественно, модель требовала существенных доработок.

Новый КамАЗ 5460

Следующей моделью магистрального тягача челнинских автомобилестроителей стал появившийся в 2006 году КамАЗ 5460-046-22 «Стайер». На модернизированной машине был установлен малооборотистый дизельный силовой агрегат КамАЗ-740.37-400 мощностью 400 л.с, оснащенный топливной аппаратурой производства компании Bosch. Обновленный двигатель соответствовал экологическому стандарту Euro-3. Двигатель, как и в прежней модели, был агрегировaн с 16-ступенчатой коробкой передач ZF.

А вот задний мост тягача был заменен на совершенно новую скоростную гипоидную модель производства болгарской компании Madara. Магистральный тягач комплектовался тормозной системой Wabco с системой антиблокировки тормозов ABS и гидроусилителем руля RBL. Грузовик предлагался покупателям в комплектации с шинами Michelin типоразмера 315/60R22,5 и седельно-сцепным устройством компании Jost с высотой седла 1150 мм от дорожной поверхности.

Кабина «Стайера» мало отличалась от кабины прежней версии КамЗ-5460. Правда, определенные изменения появились и здесь. Так, в конструкции подвески кабины появились гидравлические замки, была обновлена приборная панель и установлено новое водительское кресло Pilot с пневмоподвеской. Однако, в целом, эти незначительные изменения не позволили приблизить кабину к современным нормам и требованиям.

В связи с этим неоднократно появлялись слухи о том, что менеджмент КамАЗа ведет переговоры с компанией MAN о покупке лицензии на кабину TGA. Однако далее слухов дело так и не пошло, и комфортабельная современная кабина так и осталась в мечтах автомобилистов. Рассматривалась также возможность оснащения магистрального тягача кабиной от грузовика MAN F2000, лицензия на производство которого давно была перeдана китайской компании Shaanxi.

Для того чтобы кабина обрела индивидуальность, и не походила на кабины MAN и Shaanxi, был объявлен тендер на проведение рестайлинга, основными претендентами на победу в котором считались челнинское дизайнерское бюро «Автодизайн» и компания «АстраРосса».

Однако очередной финансовый кризис помешал проведению тендера, и проект так и остался нереализованным. Позже гамму кабин для новых магистральных тягачей модели «КамАЗ»-5490 разработали по заказу российского автопроизводителя в Южной Корее.

Поиск отличий

Рассмотрим основные черты, которые отличают новую гамму камазовских кабин. В первую очередь, бросается в глаза обновленная радиаторная решетка с боковыми обтекателями, уменьшающими завихрения и загрязнение дверей.

Грузовик получил и новый бампер с интегрированной светотехникой и вкручивающимися буксирными проушинами. Для облегчения доступа в кабину появились подножки с решетчатыми накладками. Более эффективную очистку лобового стекла обеспечивают трехщеточный стеклоочиститель, позволяющий очищать практически всю поверхность стекла.

В шоссейных версиях кабина комплектуется аэродинамическим обтекателем, позволяющим снизить расход топлива. Бросается в глаза и высокое качество всех пластмассовых элементов кабины, поставляемых челнинской компанией РИАТ и турецким производителем комплектующих изделий.

В новой модели магистрального тягача гидроподъемник кабины перенесен из-за крыла в самый низ правой подножки. Конструкторы не предусмотрели установку специального рычага для подъемника, и в качестве рычага, как и прежде, применяется монтажка, лежащая в специальном инструментальном ящике.

Двери тягача, оснащенные пластиковыми ручками, открываются непривычно мягко. Мягкость обеспечивают замки с легкового автомобиля ВАЗ – 2108, которыми заменили традиционные роторные замки, требующие частой регулировки.

Кабина получила также новые пластиковые ступени, стальной противопдкатный брус, удобные кресла на пневмоподвеске. На выбор покупателей тягач моет комплектоваться креслами, производимыми в Елабуге, челнинской компании РИАТ и екатеринбугрской фирме Pilot.

Новый салон выглядит вполне достойно

Приборная панель кабины знакома по интерьеру грузовиков Euro-3. Панель сделана из добротного пластика и отличается качественной сборкой.

Те, кому довелось посидеть в кабине «дакаровских» КамАЗов, знакомы с непривычной схемой работы крана ручника, перемещающегося не вверх-вниз, а влево-вправо.

Читайте также:  КамАЗ-54115: дизайн и устройство. Технические и эксплуатационные характеристики машины

По аналогии с этими машинами, конструкторы оснастили КамАЗ-5460 ручником с такой непривычной для большинства водителей схемой управления. Другим продуманным решением следует назвать установку тумблера пневморегулировки руля под краном стояночного тормоза.

Рулевая колонка теперь регулируется во всех плоскостях

Для удобной посадки за рулем, даже бывалым водителям КамАЗов понадобится проявить смекалку. К несомненным преимуществам обновленного тягача следует причислить установку полноценного спального места на газовых упорах вместо допотопного «корабельного» гамака.

Другим преимуществом является четырехточечная пневматическая подвеска кабины с элементами конструкции ZF Sachs. Новая конструкция обеспечивает не только плавность хода, но и безопасность.

Раньше при проведении сертификационных тестов кабину били тяжелым грузом снизу, в районе лонжеронов рамы. Сейчас удар наносится выше, в результате чего появились незапланированные деформации пола. В результате пришлось идти на усиление каркаса, и устанавливать пневмоподвеску кабины. Это позволяет при ударе отделаться разрушением задних опор, а передние опоры позволяют кабине уйти назад с минимальными повреждениями.

Вслед за Европой

Сертификацию новый камазовский магистральник проходил с силовым агрегатом КамАЗ-64-420 мощностью 420 лошадей в версии Euro-3 оснащенным системой впрыска топлива BoschCommon Rail.Блок электронного управления китайского производства расположен в развале блока.

В модернизированной версии двигателя 740-сеии помимо новой топливной аппаратуры присутствует и ряд иных усовершенствований. Благодаря чугуну ЧВГ 35 с вермикулярным графитом удалось повысить прочностные характеристики корпуса двигателя, снизив при этом уровень шума работающего мотора.

Помимо того, внесены изменения в конструкцию элементов цилиндро-поршневой группы. Совместно с компанией FederalMogul разработаны и внедрены новые сплавы и технологии обработки поршневых колец хромо-алмазным покрытием. Долговечность двигателя обеспечивает применение технологии карбонитрирования коленвала.

Инновации появились и в системе смазки и охлаждения. Так, увеличилась площадь теплообмена в масляном теплообменнике. Помимо прочего, в конструкции обновленного тягача, из-за установки форсунок топливоподачи, изменена форма головок блока и применен цельнолитой кратер стандарта SAE 1.

У кабины появилась пневмоподвеска

Покупателям доступны и версии обновленного тягача без установки топливной аппаратуры Common Rail с двигателями мощностью 360 л.с. Помимо того, эти версии тягача могут оснащаться 320-сильными агрегатами КАМАЗ-740.61-320, которыми также комплектуется модель КамАЗ-5460.

Примечательно, что, несмотря на внешнюю схожесть с базовой моделью, модернизированные длинноходные дизельные агрегаты обновлены на 70 %. Сделано это, естественно, не для того чтобы доставить головную боль инженерам и снабженцам, а для обеспечения приемлемых мощностных характеристик, крутящего момента, повышения долговечности.

Внешне изменения не так заметны, но в модернизированных версиях двигателя увеличен диаметр болтов крепления коренных подшипников, модернизированы системы питания, охлаждения, смазки.

Для достижения параметров, соответствующих стандартам Euro-3, двигатели оснащаются ярославскими топливными насосами высокого давления с электронной системой управления или аналогичными бошевскими агрегатами Bosch P7100.

ТНВД увеличивают распыление топлива, что наряду с распылителями форсунок позволяет добиться высокоэффективного сжигания топливной смеси. Важным для наших климатических условий дополнением является топливозаборник и фильтр-отстойник с системой электроподогдева. В северном исполнении машины оснащаются и системой подогрева топливной магистрали. Теперь водителям, наконец, можно забыть о многочисленных самодельных приспособлениях, при помощи которых они пытались разогреть застывающую солярку в топливном баке.

АКПП ZF AS-Tronic

По примеру европейских коллег, челнинские автомобилестроители агрегировали 420-сильный двигатель с АКПП ZF AS-Tronic. Таким образом, педали сцепления в кабине КамАЗа нет.

Управление коробкой передач осуществляется посредством джойстика, позаимствованного у семейства магистральных тягачей DAF. Надписи на рукоятке джойстика позволяют интуитивно разобраться с функциями АКПП. Литера А означает включение автоматического режима, М – ручного,С – полуавтоматического. Режимы DM и RM – медленные, применяются при маневрировании.

Все передачи включаются, как и положено, незаметно. При переключении передач не ощущается рывков и торможений. Даже при движении с 20-тонным полуприцепом, тягач плавно и уверенно набирает ход. Дополнительное удобство водителю предоставляет индикатор включенной передачи, интегрированный в панель приборов.

На совместном предприятии ZF Кама пока не освоили производство автоматических коробок передач ZF AS-Tronic. На повестке дня здесь освоение 9-ступенчатых коробок Ecomid, а также наращивание объемов производства и локализации 16-ступенчатых коробок популярного семейства Ecosplit.

Магистральные тягачи КамАЗ 5460 доступны в двухосном исполнении и оснащении задним мостом FAW китайского производства. Именно в такой версии машина прошла сертификацию.

Помимо того, выпускается трехосная версия тягача с задней рессорной подвеской, предназначенная для транспортировки сверхтяжелых грузов в сцепке с самосвальным полуприцепом. В этом варианте машины оснащаются мостами производства компании Madara или мостами собственного производства. Конструкторы КамАЗа разработали новые мосты с разнесенной главной передачей и ступичными редукторами и усиленной литой балкой именно для тяжелых версий тягача.

У тягачей с этими мостами клиренс под редуктором составляет 350 мм, что вполне приемлемо для автомобилей этого класса. Другим несомненным достоинством мостов новой конструкции является наличие системы межосевой и межколесной блокировки. Назначенный ресурс новых мостов отечественной разработки сопоставим с агрегатами Madara, выпускаемыми в Болгарии по лицензии компании Skoda.

Послевкусие

Следует отметить, что освоив и приступив к серийному производству новых, соответствующих современным стандартам кабин, КамАЗ сделал огромный шаг на пути налаживания производства полноценных магистральных тягачей. Этот сегмент оставался неосвоенным с первых дней существования российского автогиганта, и стремление камазовцев заполнить пустующую нишу заслуживает похвалы.

На пути создания магистрального тягача, конструкторы и разработчики КамАЗа помимо кабин, ведут модернизацию длинноходных V-образных двигателей 740-серии. Специально для магистральных тягачей была создана 420-сильная версия этого силового агрегата.

Улучшение параметров мощности, экономичности, прочих эксплуатационных характеристик было достигнуто путем внедрения и интегрирования современной электронной топливной аппаратуры Common Rail. Помимо того, в конструкции обновленного двигателя присутствует и ряд других инноваций, позволивших получить качественный и конкурентоспособный продукт.

Все прежние достижения камазовцев стали важнейшей составляющей на пути создания нового магистрального тягача КамАЗ-5490 с миллионным ресурсом и совершенно новой кабиной.

КамАЗ-5460: технические характеристики

Первый КамАЗовский двухосный магистральник серийного производства

КамАЗ-5460 – это двухосный магистральный седельный тягач серийного производства, который выпускался Камским автомобильным заводом с 2003-го по 2013-й год. Модель была направлена на завоевание самого ёмкого сегмента российского рынка – тягачей для внутренних междугородних перевозок. В процессе её эволюции были внедрены новые решения, которые сделали машину мощнее, быстрее и экономичнее, повысили её ресурс, снизили расходы на дизтопливо и запчасти, уменьшили вес автомобиля, вследствие чего можно стало перевозить больше груза. А также подготовили выход более современного преемника – КамАЗ-5490.

Об истории челнинского «дальнобойщика №1»

С советских времён на отечественном рынке тяжелой автотехники сложилось два направления работы наших крупнейших производителей: КамАЗ преобладал в сегменте строительной техники, МАЗ – грузовиков для «дальнобойных» перевозок и магистральных тягачей.

Слабыми местами КамАЗов, делавшими их малопригодными для полноценного «дальнобоя», были: относительно маломощный двигатель, не способный должным образом работать в составе автопоездов-40-тонников; устаревшая для данных целей колёсная формула 6х4, высокая посадка седельного сцепного устройства и, разумеется – старая, «времён Царя Гороха», кабина. Любой, кому довелось проехать на классическом КамАЗе хотя бы одну достаточно длительную поездку, не может не отдать дань мужеству и выдержке водителей, работающих в дальнем рейсе на столь жёсткой подвеске кабины.

Летом 2002 года на Московском международном автосалоне в Выставочном комплексе на Красной Пресне был представлен первый в истории Камского автозавода двухосный седельник – КамАЗ-5470. Кабина осталась в своей основе той же, однако была удлинена назад, снабжена высокой крышей, двумя полноценными спальными местами, современной приборной панелью, и всячески «нафарширована». Грузовик был оснащён задним мостом фирмы Rockwell (США). Однако при цене в 40 тысяч долларов, у этой машины не было шансов встать на конвейер.

Пионер класса – КамАЗ-5470.

Так и получилось, поэтому через год и появился КамАЗ-5460, стоивший у дилеров 22 тысячи в долларовом эквиваленте. Первый серийный КамАЗовский сорокатонный тягач, предназначенный для работы с европрицепами. Этот грузовик обладал основными признаками магистрального тягача, но его в конструкции было ещё немало временных решений. Эта машина нуждалась в дальнейшем совершенствовании и была сделана с расчётом на них.

Первая модернизация: 2006 год, КамАЗ-5460-046-22 «Стайер»

Развитием базовой модели стал выпущенный в 2006 году модернизированный седельный тягач КамАЗ-5460-046-22, он же «Стайер». Его оборудовали 4ОО-сильным малооборотистым двигателем КамАЗ-740.37-400 с топливной аппаратурой фирмы Бош, соответствующий стандарту Евро-2 (изначально на КамАЗ-5460 ставился дизель мощностью З6О л.с.).

Коробка переключения передач осталась та же, 16-ступенчатая, от компании ZF. А задний мост стали использовать совершенно новый – скоростной, гипоидный, с болгарского предприятия компании Madara.

На «Стайере» применили импортную тормозную систему Wabco с АБС и гидроусилитель руля RBL. А новые ярославские шины размерностью 315/60R22,5, новая пневмоподвеска и седельно-сцепное устройство Jost обеспечили новой версии КамАЗа-5460-046-22 уменьшенную высоту седла – 1150 мм от уровня асфальта.

Лонжероны рамы были усилены, но не за счёт увеличения толщины проката, а внутрь продольного лонжерона по всей длине был вставлен дополнительный лонжерон меньшего размера.

Подвеска первых КамАЗ-5460 была полностью рессорной. В ходе модернизации задний мост получил регулируемую пневматическую подвеску. Собрана она была в Челнах, но её составные части были полностью импортными: баллоны закуплены в Венгрии, а система пневмоуправления Wabco – в Германии. Одноколонный осушитель воздуха Wabco установлен за бампером перед правым колесом и, чтобы до него добраться, нужно поднимать кабину. Стабилизаторы поперечной устойчивости на передней оси и ведущем мосту обеспечили лучшую устойчивость грузовика в поворотах. На тягаче был также применена блокировка межколесного дифференциала, для уверенного преодолевания заснеженных участков дорог.

В первую очередь обращает на себя внимание радиаторная решетка Обновлённая кабина получила интегрированные боковые обтекатели – для уменьшения завихрений по бокам и загрязнения дверей. Изменился дизайн бампера, светотехника была установлена более эффективная. Были внедрены новые подножки с решётчатыми накладками, облегчающие подъём в кабину, а также обтекатель на крыше, улучшающий аэродинамику и снижающий расход дизтоплива.

На ветровом стекле установили трёхщеточный стеклоочиститель, с более плотным, чем у прежнего, прилеганием щёток и бо́льшей площадью очистки стекла. На обновлённом КмаАЗе-5460 гидроподъёмник кабины был перемещён из-за крыла за правую подножку, в самый низ. А рычагом для него, по традиции, осталась монтажка, место которой – в инструментальном ящичке на шасси.

Двери кабины стали открываться непривычно мягко; ручки сделаны уже не из стали, а из пластика. На место прежних роторных замков, требующих регулярной регулировки, поставили те же, что на легковых ВАЗах. Под бампером разместили стальной противоподкатный брус, как у европейских магистральных тягачей.

КамАЗ-5460-046-22 «Стайер» с прицепом-«тонаром».

Но в целом, конечно, кабина модернизированного магистральника незначительно отличалась от базового КамАЗ-5460, но в её подвеску были внедрены новые гидравлические запоры; внутри кабины появилась тщательно проработанная панель приборов нового образца и водительское кресло с пневмоподвеской. Это сиденье отечественного производства, от производителей в Екатеринбурге (Pilot), Челнах (РИАТ) или Елабуге. Изменён был педальный узел – он стал с верхней подвеской.

Сочетание нового водительского сиденья, регулируемой рулевой колонки и педального узла с верхней подвеской педалей явно улучшило эргономику рабочего место водителя, повысило его комфорт. Но рычаг КПП, по отзывам, оказался излишне наклонённым вперёд. В результате чего, чтобы включить либо выключить некоторые скорости, приходится ощутимо наклоняться.

Вторая модернизация, 2010 год

Прежде всего, необходимо было менять кабину: из старой уже «выжали всё, что можно». Да и невозможно было, при всём желании, переделать кабину преимущественно строительного самосвала образца 70-х годов в кабину современного магистрального тягача. В поисках оптимального варианта новой «дальнобойной» кабины увеличенного объёма с полноценной четырёхточечной пневмоподвеской КамАЗ вёл переговоры с компанией MAN о покупке лицензии на производство кабины TGA. Но не сложилось: дальше нескольких экземпляров дело не пошло. Видимо, из-за дороговизны продукта.

КамАЗ-5460 с кабиной MAN TGA.

Вторая попытка была – в течение нескольких лет ставить на КамАЗовские тягачи кабину снятого с производства MAN F2000, которую выпускали по лицензии китайцы на заводе Shaanxi (ныне Shacman). А затем запустить производство полностью новых кабин: заказ на их разработку был размещён в Южной Корее, а запуск в серию намечен на 2013 год.

КамАЗ-5460 с кабиной MAN F2000 / Shaanxi

Однако и эти планы были перечёркнуты: в 2008 году состоялась судьбоносная сделка с «Даймлером»: Daimler AG купил 10% акций «КамАЗа» за $250 млн и получил место в совете директоров, а взамен российский производитель получил возможность приобретать лицензии на производство и использование для своих грузовиков немецких узлов и агрегатов. Прежде всего – кабины от Mercedes-Benz Axor предыдущего поколения.

К времени запуска в серию модернизированного КамАЗ-5460 с мерседесовской кабиной уже был реализован и заработал инвестиционный проект «КамАЗа» по обновлению производства. В течение 2007-2009 годов была запущена автоматизированная линия грунтовки окраски и сушки деталей кабин от компании Dürr, стоимостью 1,5 мрлд рублей, производительностью в75 тысяч кабин в год, с возможностью увеличения выпуска до 125 тысяч.

КамАЗ-5460 с кабиной «Мерседес Аксор».

В 2013 году КамАЗ-5460 уступил место в производственной программе завода своему преемнику – магистральному тягачу КамАЗ-5490.

Двигатели КамАЗ-5460

На грузовиках КамАЗ-5460 были использованы классические КамАЗовские восьмицилиндровые V-образные дизельные моторы различной мощности, оборудованные системой турбонаддува. Но они были построены на базе модернизированного блока цилиндров. При этом применение новых материалов для них способствовало увеличению жёсткости конструкции и снижению шума при работе. Головки блока цилиндров выполнены с изменённой конфигурацией, из-за установки модернизированных форсунок впрыска дизтоплива. Для улучшения теплообмена был применён масляный радиатор с увеличенной площадью обдува.

Читайте также:  КамАЗ-65117: характеристики грузовика, описание и отзывы

Несмотря на внешнюю схожесть и практически одинаковые габаритные размеры (радиус кривошипа увеличился всего лишь на 5 мм), длинноходные дизельные моторы КамАЗ-5460 существенно отличаются от классических КамАЗовских моторов прежнего поколения. Взаимозаменяемыми осталось менее тридцати процентов деталей и запасных частей.
Изменения были обусловлены стремлением обеспечить прирост в мощности, крутящем моменте, ещё и увеличить ресурс работы дизеля. Это целый комплекс мероприятий: от повышения диаметра болтов крепления крышек коренных подшипников до серьёзно модернизированных систем мотора (питания, смазки, охлаждения), а также – придача отливке блока цилиндров бо́льшей жесткости.

В нормы «Евро-3» двигатели вписываются применением ярославских ТНВД ЯЗДА-337-23 с электронной системой управления, либо аналогичных, но рядных насосов Бош P7100, также с электронным регулятором RE-30. Ими обеспечивается повышенное давление распыла. В форсунках использованы многодырчатые распылители, устранена жёсткая механическая связь между педалью акселератора и рейкой насоса, и изменён его привод.

Важными дополнениями в топливной системе, о которых ещё недавно не было и речи, являются топливозаборник и дополнительный топливный фильтр-отстойник с электроподогревом (а для севера – ещё и подогрев топливной магистрали).
Топливная система КамАЗа впервые получила возможность штатного оснащения системой прогрева магистралей подачи дизельного топлива (в качестве дополнительной опции).

Раньше отечественные водители разогревали солярочный «кисель» самостоятельно: вешали лампочку фары в бак — поближе к топливозаборнику, пускали обратку через головку компрессора, накручивали спиралью медную трубку с обраткой вокруг выпускного коллектора. Либо вваривали в самодельный бак выхлопную трубу, чтобы дизтопливо подогревалось отработавшими газами.

1. Двигатель КамАЗ 740.50-360 соответствует экологическим нормам стандарта «Eвро-2» и развивает мощность 360 лошадиных сил. Нагнетание воздуха с промежуточным охлаждением производится 2-мя импортными турбокомпрессорами Schwitzer, либо отечественными – 7С-6.

2. Двигатель КамАЗ 740. 63-400 мощностью в 400 лошадиных сил устанавливался на КамАЗ-5460 первой модернизации, после 2006 года. В конструкцию данного мотора была интегрирована топливная аппаратура «Бош», что позволило достичь соответствия нормативам международного стандарта «Евро-3». Но для рестайлинговых КамАЗов также остались доступными и моторы первого варианта – без Сommon Rail, мощностью 360 л.с.

3. КамАЗ-740-73-400 имеет мощность 400 л.с. и соответствует экологическим нормам «Евро-4». Для повышения чистоты выхлопа применена система, оснащённая нейтрализатором выхлопных газов (он размещён в глушителе).

4. КамАЗ-740.64-420, мощностью 420 л.с., в исполнении «Евро-3», с электронным впрыском Коммон Рэйл. Его электронный блок управления расположен спереди, в развале блока.

5. КамАЗ-740.74-420, мощностью 420 л.с., соответствующий стандартам «Евро-4», с применением реагента «АдБлу».

Кроме модернизации топливной аппаратуры, в новую 740-ю серию был внесён целый комплекс иных усовершенствований. В частности, применён новый материал для блока цилиндров: чугун ЧВГ-35 с вермикулярным графитом, улучшены прочностные характеристики главной корпусной детали. В сотрудничестве с компанией Federal Mogul были проведены изменения в конструкции деталей цилиндро-поршневой группы: применяемые сплавы заменили на более современные, внедрили технологию нанесения на поршневые кольца хромо-алмазного покрытия.

Кроме того, с целью повышения ресурса КамАЗовских двигателей мощностью 400 л. с. и выше был введён процесс карбонитрирования коленвала. Обновление коснулось также систем смазки и охлаждения: в масляном теплообменнике увеличили поверхность теплообмена. А ещё – конструкторы изменили форму головок блока цилиндров, с учётом установки форсунок топливоподачи и внедрили цельнолитой картер маховика, согласно стандартам SAE1.

Характеристики двигателя в цифрах

  • Рабочий объём – 11,76 л.
  • Диаметр цилиндра – 120 мм, ход поршня – 130 мм.
  • Мощность, при частоте вращения коленчатого вала: 2200 об/мин – 360…400…420 л.с., в зависимости от модификации.
  • Максимальный крутящий момент, при 1300 — 1500 об/мин: 1470 Н*м.
  • Степень сжатия — 16,8.
  • Глушитель – 6520.

Ведущий мост получил разнесенную главную передачу, с 5-ю сателлитные ступицы планетарных редукторов, укрепленную стальную балку. Расход топлива КАМАЗа 5460 с новым двигателем составляет 36 литров на 100 км.

Трансмиссия. Тормоза

Грузовик оборудован диафрагменным дисковым сцеплением MFZ-430 от ZF Sachs (Германия) и механической коробкой переключения передач от ZF. Вначале планировали разработать собственную оригинальную трансмиссию, но потом от этой идеи отказались, и в итоге было решено остановиться на импортной. КамАЗ-5460 модели стал комплектоваться 16-ти ступенчатыми коробками немецкого производства ZF, модели ZF 16S151 или ZF 16S1820. После создания совместного производства с ZF Friedrichshafen – завода «ЦФ-Кама» в Набережных Челнах – эти МКПП стали выпускать у нас, с уровнем локализации до 50%.

С оглядкой на своих европейских коллег, челнинцы тоже агрегатировали свой 420-сильный дизель с автоматизированной коробкой передач ZF AS-Tronic (в Европе ей оборудованы магистральники MAN TGA/TGX, DAF XF и Iveco Stralis). При этом джойстик управления КПП позаимствовали у тягачей DAF XF, а его консоль с переключателем режимов – собственного производства. Буква «А» означает автоматический режим, «M» — ручной, «S» — ручной с помощью автоматики, а режимы «DM» и «RM» — пониженные, маневровые. Передачи переключаются незаметно, ход машина набирает плавно. Для удобства вождения на экране щитка приборов предусмотрена индикация включенной передачи.

Крутящий момент передаётся на задний мост, который оборудован одноступенчатой главной парой с гипоидным зацеплением. За годы выпуска производились тягачи КамАЗ-5460 с двумя вариантами главного передаточного числа – 3,58 и 3,36. Дополнительные планетарные редукторы размещены в ступицах ведущих колёс.

Машины могут оснащались мостами как собственного КамАЗовского производства, так и болгарскими Madara, и китайскими FAW (наиболее распространённый вариант).

Тягач КамАЗ-5460 оснащён тормозной системой с пневматическим приводом исполнительных механизмов. На машине использованы барабанные тормоза с диаметром рабочей поверхности в 420 мм. Площадь тормозных накладок равна 4800 см², при ширине рабочей поверхности 180 мм. В составе тормозной системы – также антиблокировочный модуль АБС с электронной регулировкой тормозных усилий.

Прочие технические характеристики КамАЗа-5460 в цифрах

  • Габаритные размеры: длина – 6,34 м, ширина – 2,5 м; высота – 3,12 м.
  • Колёсная база – 3,95 м.
  • Ширина колеи: задней 2,5 м; передней 2,04 м.
  • Снаряжённая масса – 7,05 т; полная масса – 18 т; полная масса автопоезда – 40 т.
  • Нагрузка: на седельно-сцепное устройство – 10,8 т; на переднюю ось при полной массе – 6,5 т; на заднюю ось при полной массе – 11,5 т.
  • Высота седельно-сцепного устройства – 1,15 м.
  • Размерность шин – 315/60 R22,5.
  • Объём топливного бака – 700 литров дизтоплива (2х350 л).
  • Наибольшая скорость – 110 км/ч.

Отзывы о тягачах КамАЗ-5460

За прошедшие с премьеры своего двухосного магистрального тягача годы КамАЗ продвинулся далеко вперёд в производстве грузовиков данного формата. Помимо кабин (модернизации прежней и введение совершенно новой), завод серьёзно проработал и усовершенствовал свои V-образные силовые агрегаты 740-й серии, довёл их до мощности 420 л.с. Её, по отзывам водителей, грузовику хватает с лихвой на трассах, в том числе и при затяжном движении в гору.

Стоимость подержанных КамАЗ-5460

Стоимость подержанных КамАЗ-5460

На вторичном рынке имеется немало предложений по продаже подержанных седельников данной марки 2003-2013 годов выпуска. Просят за них от 450 тысяч до двух миллионов рублей – в зависимости от года выпуска и технического состояния.

КамАЗ 5460

КамАЗ 5460 представляет собой седельный тягач, производство которого осуществляет Камский автомобильный завод. Первые экземпляры автомобиля появились в 2003 году. Для разработки модели была использована платформа КамАЗ 6520, хорошо зарекомендовавшая себя. Создатели пересмотрели колесную формулу автомобиля. Неудобную для европейских трейлеров схему 6 на 4 заменили базой 4 на 2.

Изначально для КамАЗ 5460 использовали полностью рессорную подвеску, но вскоре вместо нее на задний мост стали устанавливать пневматическую подвеску, позволившую снизить высоту посадки седла до 1200 мм. Собирали подвеску в России, но большинство элементов для нее ввозили из-за границы. Баллоны закупали в Венгрии, механизм пневматического управления WABCO – в Германии. Это способствовало повышению качества узла.

В 2010 году Камский автозавод представил модернизированную версию модели под названием КамАЗ 5460-046-22. В конструкцию были внесены заметные изменения. В линейку силовых установок добавили малооборотистый 400-сильный дизельный КамАЗ-740.37-400 и мощный агрегат КамАЗ-740.64-420, соответствующие экологическому классу Евро-3 (Евро-4). При этом модель сохранила прежнюю трансмиссию ZF. Задний мост был полностью пересмотрен в пользу скоростной гипоидной модели от болгарского производителя Madara.

В конструкции КамАЗ 5460-046-22 в сравнении с базовой версией стало больше импортных элементов, что сделало его более конкурентоспособным на рынке. Внешне тягач стал выглядеть эффектно и мало отличался от иностранных конкурентов. Производство модели в настоящее время продолжается.

Модификации

  • КамАЗ 5460-066-33 – базовая версия седельного тягача, выпускавшаяся с 2003 по 2010 года;
  • КамАЗ 5460-076-33;
  • КамАЗ 5460-26066-73;
  • КамАЗ 5460-046-22 – модернизированная модификация, производство которой началось в 2010 году.

Видео обзор

Технические характеристики

Габаритные размеры:

  • длина – 6340 мм;
  • ширина – 2500 мм;
  • высота – 3120 мм;
  • колесная база – 3950 мм;
  • передняя колея – 2040 мм;
  • задняя колея – 2500 мм.

Весовые характеристики:

  • снаряженная масса – 7350 кг (нагрузка на переднюю ост – 4680 кг, на задний мост – 2670 кг);
  • полная масса – 18000 кг (нагрузка на переднюю ост – 6500 кг, на задний мост – 11500 кг);
  • полная масса в составе автопоезда – 40000 кг;
  • полная масса полуприцепа – 32500 кг.

Предельная скорость передвижения – 110 км/час. Угол преодолеваемого подъема в составе автопоезда не менее 18%.

Двигатель

КамАЗ 5460 комплектовался двигателями собственного производства.

Для обновленных версий предлагался современный дизельный агрегат КамАЗ-740.64-420 с турбонаддувом, жидкостным охлаждением и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха. Система Common Rail основывалась на элементах компании Bosch. В конструкции также присутствовал электронный блок управления, выпускаемый в Китае. Для изготовления блока цилиндров использовали вермикулярный графит, существенно повышающий прочность корпуса и сокращающий степень шумности. Совместно со специалистами компании Federal Mogul были разработаны изменения частей поршней и цилиндров. Преобразования положительно сказались на качестве силовой установки, которая стала на равных конкурировать с иностранными моделями.

Характеристики двигателя КамАЗ-740.64-420:

  • рабочий объем -11,76 л;
  • номинальная мощность – 309 (420) кВт (л.с.);
  • максимальный крутящий момент – 1764 Нм;
  • количество цилиндров – 8 (V-образное расположение);
  • диаметр цилиндра – 120 мм;
  • степень сжатия – 16,8;
  • экологический класс – Евро-3;
  • средний расход топлива – 36 л/100 км.

Также был доступен дизельный двигатель КамАЗ 740.37-400 с промежуточным охлаждением наддувочного воздуха и турбонаддувом. Агрегат имел следующие характеристики:

  • рабочий объем – 11,76 л;
  • номинальная мощность – 400 л.с.;
  • максимальный крутящий момент – 1732 Нм;
  • количество цилиндров – 8;
  • диаметр цилиндра – 120 мм;
  • степень сжатия – 16,8.

На ранних версиях КамАЗ 5460 использовался дизель КамАЗ-740.50-360 без системы Common Rail. Агрегат имел рабочий объем 11,76 л и номинальную мощность 360 л.с.

Изначально автомобиль комплектовался одним топливным баком на 500 л. Позднее в конструкции появились 2 топливных бака (емкость каждого – 350 л).

Устройство

КамАЗ 5460 открыл серию седельных тягачей Камского автозавода, адаптированных для работы с европейскими прицепами. Ранее модельный ряд включал версии с колесной формулой 6 на 4 и высокой посадкой седла. Новинка получила иную конструкцию (низкую посадку седла, мощный агрегат, колесную схему 4 на 2).

Подвеска первых версий КамАЗ 5460 была полноценно рессорной, впоследствии от нее отказались. На задний мост стали устанавливать пневматическую подвеску с высотой посадки седла 1200 мм. На современных моделях задняя часть моста была заменена скоростной гипоидной маркой от бренда Madara. В базовой версии автомобиль комплектовался дисковыми бескамерными шинами (315/60 R22.5).

Учитывая европейский опыт, Камский автозавод синхронизировал силовую установку с автоматической КПП ZF AS-Tronic. Аналогичные трансмиссии хорошо зарекомендовали себя на седельных тягачах Iveco Stralis, MAN TGA/TGX и DAF XF. Джойстик настройки трансмиссии позаимствовали у автомобилей DAF, консоль переключения режима собирали на Камском автозаводе. В итоге получился очень интересный «комплект». Скорости на КамАЗ 5460 переключались без задержек и рывков, обеспечивая комфорт передвижения. Однодисковое диафрагменное сцепление имело гидравлический привод с пневматическим усилителем.

Тормозная система представляла собой пневматический привод, дополненный барабанными элементами с диаметром барабана 420 мм.

Внешность КамАЗ 5460 оказалась весьма привлекательной. И если первые экземпляры автомобиля сохраняли «пережитки» советского стиля, то рестайлинговые варианты ничем не уступали иностранным аналогам. Машина оснащалась большой кабиной, расположенной над двигателем. В ее дизайне особенно выделялись решетка радиатора со встроенными боковыми обтекателями и большой передний бампер с буксирными проушинами. За чистоту стекол отвечал 3-щеточный стеклоочиститель с плотным прилеганием. Подъем кабины выполнялся с использованием гидравлического подъемника.

Двери кабины открывались очень мягко, прежние стальные ручки заменили пластиковыми. Вместо роторного замка был установлен замок от ВАЗ 2108. Ступеньки на подножках также сделали пластиковыми.

Внутри кабины расположились удобные сиденья с пневматической подвеской, выпускаемые в Елабуге. Опционально предлагались кресла компаний РИАТ (Набережные Челны) или Pilot. Приборная панель была сделана из пластика высокого качества, щиток получил противобликовую защиту. Руль имел несколько настроек, но вот регулировать его оказалось крайне неудобно из-за того, что тумблер находился под рычагом «ручника».

Сама кабина оснащалась 4-точечной пневматической подвеской Sachs, благодаря которой водитель ощущал себя максимально комфортно. Этому способствовал и большой салон, где можно было отдохнуть после длительного пути. Устаревшие кровати на газовых упорах в КамАЗ 5460 заменили полноценными спальными местами.

Цена нового и б/у

Стоимость нового КамАЗ 5460 начинается от 2,5 млн рублей. Цены на модели с дополнениями и новой кабиной могут достигать 4-4,5 млн рублей.

Ссылка на основную публикацию