Всё о малой механизации

 

На двигателе установлены следующие фазы газораспределения:

1. В градусах поворота коленчатого вала

а) начало всасывания — открытие всасывающего клапана . . ‘ . . 14 ±6° до ВМТ

б) конец всасывания — закрытие

всасывающего клапана . . . . 50 + 6° после НМТ

а) начало выпуска — открытие

выпускного клапана…………………… 50 + 6° до НМТ

г) конец выпуска — закрытие выпускного клапана 14 + 6° после ВМТ

2. По расстоянию (в миллиметрах) от днища поршня до плоскости разъе­ме цилиндра (ВМТ) при повороте коленчатого вала по направлению вращения!

а) начало всасывания — открытие

всасывающего клапана . . . 2,5+1,0 мм до ВМТ

б) конец всасывания — закрытие

всасывающего клапана . . 78 + 2,0 мм после НМТ или до ВМТ

в) начало выпуска — открытие

выпускного клапана 78+1,5 мм до НМТ или после ВМТ

г) конец выпуска — закрытие

выпускного клапана 12,5+1,0 мм после ВМТ

Для того, чтобы можно было восстановить фазы газораспределения (мо­менты открытия и закрытия клапанов), установленные заводом-изготовителем, в двигателе предусмотрено следующее:

на зубчатых колесах хвостовика коленчатого вала и распределительного валика, поставлены клейма. При установке на двигатель распределительного валика зубчатые ко чеса должны быть сцеплены таким образом чтобы клей­менный зуб колеса z = 12 хвостовика коленчатого вала попал во впадину между клейменными зубьями зубчатого колеса z — 12 распределительного вапика. Положение зубчатого колеса z = 72 на распределительном валике за­фиксировано штифтом. При этом зазоры между головками болтов толкателей и торцами штоков обоих клапанов должны быть равны 0,2—0,25 мм.

При неправильно установленном зазоре, между головкой болта толка­теля и штоком клапана газораспределение будет нарушено.

Зазор между болтом толкателя и штоком клапана устанавливать в сле­дующем порядке:

1 Снять крышку клапанной коробки.

2. Поворачивать пусковой рукояткой коленчатый вал до тех пор, пока толкатель не встанет в неподвижное положение. Это указывает на то, что толкатель сошел с выступа и опирается на впадину кулвчка. Клапан при этом закрыт (фиг. 3).

3. Ослабить контровочную гайку болта толкателя 1—2 оборота, одновре­менно поддерживая болт ключом

4. Установить при помощи щупа зазор 0,2—0,25 мм между головкой болта и штоком клапана вывертывая или завертывая болт толкателя.

5. Затя-нуть контровочную гайку болта толкателя, одновременно поддержи­вая ключом болт, чтобы он не вращался.

После закрепления контровочной гайки нужно снова проверить щупом величину зазора между головкой болта толкателя и штоком клапана. При этом пластинка щупа толщиной 0,2—0,25 мм должна проходить в зазор с не­большим трением. Если пластинка щупа не проходит в зазор или проходит легко, следует ослабить контровочную гайку и ввертыванием или вывертыва­нием бслта толкателя отрегулировать требуемую величину зазора. Для обои* клапанов зазоры должны быть равны 0,2—0,25 мм.

Установку газораспределения заново с неклейменными деталями рекомен­дуется производить в следующем порядке:

1. Снять топливный бачок.

2. Снять головку кожуха вентилятора.

3 Снять головку цилиндра и прокладку

4. Предварительно соединить зубчатое колесе г «=72 е распределитель*

чым ъы иком тремя болтами.

5. Приподнять толкатели и установить распределительный валик с зубча­тым колесом в картер так, чтобы толкатели находились во впадинах кулачков.

ПРИМЕЧАНИЕ. При снятии и установке распределительного валикв а кар- гер необходимо поднять толкатели и снять масляный насос со стержнем на-

Безымянный Фиг. 3. Регулировка моментов между клапаном и толкателем:

| — клапан, 2 — клапанная коробка, 3 — пружина клапана, А — тарелки пру­жины, 5 — регулировочный болт толкателя, 6 — контровочная гайке, 7 — тол­катель, 8 — распределительный валик 12

или снять маслоуказатель и путем ивжатия ив стержень насоса через отверстие в картере подводов масла к маслоуказателю опустить стержень.

6. Отрегулировать зазоры 0,2—0,25 мм между головками болтав толкате­лей и штоками клапанов при закрытом положении клапанов, как указано выше.

7. Вставить f прорезь всасывающего клапана отвертку, и проворачивая коленчатый вал по направлению вращения (по часовой стрелке, если смот­реть со ‘стороны шкива), прощупать начало открытия всасывающего клапана. Момент ослабления клапана при повороте отверткой будет началом его от­крытия.

8. Не нарушая установленного момента начала открытия всасывающего клапана, отвернуть три болта и снять с рапределительного валика зубчатое колесо z = 72.

9. Провернуть коленчатый вал по направлению вращения и установить поршень так, чтобы он не доходил до плоскости разъема цилиндра (ВМТ) на 2,5+1 мм.

10.Не нарушая положения коленчатого вала и распределительного валика, установить зубчатое колесо на распределительный валик, совмещая три оваль­ных отверстия зубчатого колеса с отверстиями в распределительном валике- Подложить контровочную шайбу и закрепить зубчатое колесо к распредели­тельному валику тремя болтами.

11. Проворачивая коленчатый вал по направлению вращения, проверить, моменты открытия и закрытия клапанов (фазы газораспределения).

При необходимости более точной регулировки газораспределения осла­бить три болта крепления зубчатого колеса и легкими ударами молотка по головкам болтов через оправку переместить распределительный валик вправо или влево относительно зубчатого колеса за счет овальных отверстий в нем.

Затянуть болты и проверить вновь установку газораспределения

12. Установить поршень в ВМТ на такте сжатия (оба клапана закрыты), по­ставить метки на зубьях зубчатых колес распределительного валика и колен­чатого вала.

13. Приподнять толкатели и вынуть распределительный валик с зубчатым колесом из картера. Рассверлить отверстие для фиксирующего штифта во фланце распределительного валика через предварительно просверленное от­верстие зубчатого колеса г — 72. Запрессовать фиксирующий шткфт в про­сверленное отверстие и закернить его в трех точках.

14. Установить распределительный валик в картер, сцепив зубчатые ко­леса распределительного валика и коленчатого вала по нанесенным на аубьях меткам.

15. Проверить вновь регулировку газораспределения и закЪнтрить болты крепления зубчатого колеса z = 72 к распределительному валику, загнув углы треугольной шайбы на грани головок болтов.